Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема……….1
1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 122.89 Кб (Скачать)

2) Было установлено, что дети  пятого года жизни в процессе  театрализованной деятельности  активно стремятся вносить в  исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в  старшем дошкольном возрасте  становится возможным специальное  обучение детей способам художественно-  образной выразительности (Кофман) [13].

3) В этом же возрасте становится  возможным включать фрагменты  театрализованной деятельности  с использованием разных видов  театра в систему занятий по  обучению детей рассказыванию,  а также использовать занятия  по развитию речи для обогащения  театрализованных игр (Л. Вырошнина).

Н. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях:

на  первом – дети коллективно воспроизводят  текст сказки;

на втором – предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки;

на  третьем – детям предлагается выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

на  четвертом – осуществляется чтение сказки по ролям и т.п. [8, с.8].

Было  также установлено, что эффективность  театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями  по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно- оформительского  творчества дети имеют возможность  подумать, пофантазировать, что также  положительно влияет на выразительность  создаваемых образов (Е.Трусова).

Интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально–игровой деятельности дошкольников, разработанные  Л.П.Бочкаревой, в которых автор  описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому [3].

Анализ  методической литературы и опыта  работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества. В  результате были найдены интересные методические приемы:

  • самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми, же персонажами (О. Лагуткина);
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т. Неменова);
  • предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г. Прима).

В настоящее время, благодаря  усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование  и методическую проработку. Было установлено, что театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника  огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.

Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых  ярких, красочных и доступных  восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает  воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и  формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Решить  проблему облегчения для детей доступа  к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно  больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника  «выше» текущего, а не на уже имеющиеся  возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью  сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.

По  мнению Американского психолога Дж. Смита - взрослый должен занять пассивную позицию, только создать некоторые условия, а затем уже как бы остаться в тени и просто не мешать свободному самовыражению ребенка.

         Отечественная же психология занимает другую позицию: мы должны не просто не мешать развитию ребенка, но активно помогать ему в этом развитии, формировать механизмы воображения.

Мы  уже говорили о том, что воображение  ребенка тесно связано с действительностью, и первая форма связи заключается  в том, что материалом детской  фантазии являются знания и представления  ребенка об окружающем его мире. Но как дать ребенку эти знания? Ведь часто, к сожалению, бывает так, что взрослые беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, но потом жалуются, что у него, как говорится, все  в одно ухо влетело, а из другого  вылетело. Это происходит в том  случае, когда у малыша нет интереса к тому, о чем ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть отсутствует то, что психологи  называют познавательными интересами.

Такие дети крайне медленно усваивают новые  знания, избегают активной мыслительной деятельности. Именно они боятся творческих задач, которые требуют от них  напряженного поиска и самостоятельности.

Познавательные  интересы ребенка-дошкольника очень  рано начинают сами заявлять о себе. Проявляется это сначала в  форме вопросов, которыми ребенок  осаждает взрослых с трех-четырех  лет. К.И. Чуковский приводит запись вопросов, заданных четырехлетним мальчиком  отцу в течение двух с половиной  минут.

  • А куда летит самолет?
  • А медведи носят брошки?
  • А кто качает деревья?
  • А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?
  • А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?
  • А куры ходят без калош?

Такие и подобные вопросы  задаются всеми детьми в этом возрасте. Но станет ли детское любопытство  устойчивым познавательным интересом, зависит от тех взрослых, которые  окружат ребенка.

В развитии познавательных интересов  дошкольника существует две основные линии [9, с.87]:

Первая  линия – постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого  опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше у ребенка открывающихся  пред ним сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для  возникновения и закрепления  устойчивых познавательных интересов.

Вторую  линию развития познавательных интересов  составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов  внутри одной и той же сферы  деятельности.

Старшего  дошкольника пяти-шести лет начинают интересовать не только те явления  и их причины, которые он видит  непосредственно перед собой, но и обобщенные свойства предметов  окружающей действительности. Дети этого  возраста задают такие вопросы: «Если  вся вода течет в море, то куда она потом девается?», «Что такое  бобыль?», «Из чего человек сделан?»  и т.п.

Естественно отвечая на вопросы, беседуя с  ребенком на разные темы, необходимо учитывать  возрастную специфику развития познавательных интересов ребенка. Но необходимо постоянно  ориентироваться в том, чем интересуется ребенок, а затем уже оказывать  влияние на формирование его интересов.

Выявить интересы ребенка можно с помощью  вопросов, но не прямых: «Что тебе интересно?», «О чем бы ты хотел узнать?», а  вопросов косвенных: «Что бы ты хотел  делать в выходной день?», «Какой подарок  ты бы хотел получить (подарить)?», «Чем ты хотел заниматься летом (зимой)?». Вопросы такого типа помогут определить, что же интересует ребенка, и какое  место в его жизни занимает познавательные и творческие интересы. И уже в зависимости от этого  можно направлять в ту или иную сторону развитие интересов ребенка.

Для возникновения устойчивых интересов  недостаточно познакомить ребенка  с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. А этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребенка помочь ему сделать что-нибудь в группе или по дому, изготовить какой-нибудь атрибут для игр, послушать вместе запись любимой сказки. Возникающие у ребенка в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Но  во всех этих ситуациях следует будить собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов, в  усвоение новых знаний.

Можно спросить ребенка: «Кто зимой на окнах  рисует узоры?», «Почему вода стала  твердой?», «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?»  и т.п. Главное – разбудить  интерес ребенка, вызвать его  активное отношение к новому, желание  самому думать и открывать это  новое.

Но  накопление знаний – это только предпосылка для развития воображения. Любые знания могут быть бесполезным  грузом, если человек не умеет с  ними обращаться, отбирать то нужное, что  ведет к творческому решению  задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей  деятельности.

В четыре-пять лет начинает складываться ролевая игра, в которую играет уже группа детей и вход взрослому  кажется уже закрытым. И через  ролевую игру можно развивать  воображение ребенка, можно воздействовать на саморазвитие этой игры.

Взрослый  может организовать игру с тем, чтобы  повлиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Если ребенок  сначала варит обед, а затем  бросает кастрюльки и начинает укладывать куклу спать, то взрослый может остановить его и предложить вместе покормить  куколку, потом убрать посуду, а потом  уже раздеть и уложить куклу. Такие игры-занятия формируют  у ребенка устойчивость и последовательность игровых действий, переводят его  с уровня предметной игры на уровень  игры ролевой. А уже в ролевой  игре, как мы видим, и происходит наиболее быстрое и полное развитие детской фантазии. Необходимо посмотреть, во что играют дети, достаточно ли разнообразны сюжеты их игр, проявляются ли собственные  находки детей и фантазии при  организации игр.

И если нет, то можно помочь детям, просто поиграть вместе с ними, придумать, сочинить. Хорошо организовать игру с  несколькими сюжетами, которые следуют  один за другим: вот ребенок- «мама» забирает свою куклу- «дочку» из детского садика и разговаривает с воспитательницей, затем едет на автобусе домой, дома кормит «дочку», одевает ее, ведет в парикмахерскую и т.п. В таких играх взрослый может превратиться на 10-15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризничающего пациента – и этим не просто взрослый доставит радость, а поможет ему развить игру, а вместе с ней и воображение. Пусть ребенок сам активно участвует в диалогах, придумывает, что можно ответить на ту или иную реплику взрослого, как можно построить сюжет при его неожиданном повороте (поехали в парикмахерскую, а она закрыта; куда повести куклу- «дочку» в воскресенье и т.п.).

Старшим дошкольникам очень нравятся игры-драматизации, то есть разыгрывания знакомых сказок. Здесь можно самим придумать  и сделать декорации, костюмы  и лучше всего не просто воспроизвести  текст знакомого произведения, а  импровизировать по ходу игры, придумывать  самые разные варианты сюжета.

Играя с ребенком, мы должны помнить, что  главное – это развитие общих  особенностей воображения, о которых  мы говорили ранее: умение планировать  свою деятельность в сочетании с  творческими, нестандартными решениями. А это будет проявляться, если мы придадим творческий характер играм  детей, поможем им быть самостоятельными в таких деятельностях, как рисование, конструирование, лепка. Здесь иногда бывает так, что взрослые, стараясь усовершенствовать постройки и  рисунки детей, прямо показывают, как надо рисовать и как строить. Такой прямой показ приводит к  тому, что ребенок часто усваивает  и пользуется готовыми шаблонами, а  его собственная творческая активность затормаживается. Поэтому лучше  обратить внимание ребенка на свойства изображаемого предмета, научить  его способам передачи этих свойств, только слегка направить его поиск  в изображении предметов, в построении композиции и выборе сюжета, а не давать ему отдельных шаблонов для  подражания.

И еще один путь для развития воображения  – это специальные игры. Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать как можно  больше вариантов использования  одного и того же предмета. Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение  садовых дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так  можно назвать самые обычные  предметы и придумать их назначения.

С детьми можно также провести игру «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается  несколько клякс: на середину листа  бумаги выливается немного чернил или  туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно  начинать игру. Играющие по очереди  говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

В игру можно и превратить и методику, которая была описана раньше: раздать  каждому играющему карандаши  и наборы листочков с нарисованными  на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями, но, конечно, у каждого играющего  должны быть одинаковые наборы фигурок). Все дети должны за 10-15 минут пририсовать  к фигуркам все, что угодно, чтобы  получились предметные изображения. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, то есть таких, которые не встретились  у других играющих.

Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр