Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема……….1
1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 122.89 Кб (Скачать)

Да, старые люди знали, что именно в  практической деятельности мастеров каждая вещь всегда делалась немного по-новому, не совсем так, как раньше. В таком  процессе небольшой переделке получалось что-то новое, что в одно прекрасное утро становилось самостоятельным  открытием. Даже звездное небо изменила рука человека: сотни искусственных  спутников Земли вертятся на орбитах».

Задания могут придумываться по ходу игры. Например, злой волшебник  заморозил все дороги в Волшебной  Стране, и чтобы ее жителям было не удобно ходить, необходимо придумать волшебные башмачки, которые не скользят по льду.

  • Игра «Ресурсный анализ» [2, С.63-64].

Поиск нескольких «похожих» предметов  осуществляется ребенком в словесной  форме на основе выявления соответствия выполняемым функциям. Один и тот  же предмет таит в себе множество  ресурсов, использование которых  будет зависеть от обстоятельств, где  именно тот иной потенциал сыграет  решающую роль. Например, кирпичик имеет  следующие свойства: он твердый, коричневый, пористый, тяжелый. Значит, его можно  использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно разделить на части. Но в то же время этими свойствами обладают и другие объекты: рисовать можно углем; фильтром может служить  ткань, вата; делить можно яблоко, лист бумаги и пр.

Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой  жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный  анализ. В этой игре участвуют все  мыслительные операции: дифференциация, анализ, синтез, понимание, узнавание, оценка, то есть происходит оптимальное  развитие прогностического и операционного  мышления.

Детям предлагаются разные ситуации, в которых необходимо выявить  как можно больше ресурсов: «Маша  пролила на пол варенье. Что ей теперь делать? Как поступить лучше  всего?», «Ваня пошел гулять и  заблудился. Что ему делать? Как  найти дорогу домой?», «Аня разбила  любимую мамину вазу. Как ей поступить?», «На занятиях в детском саду воспитатель  ругает Катю за то, что она не слушала объяснений и не правильно выполнила задание. Что будет делать Катя? О чем она подумает?».

Наше занятие окончено. Всем спасибо!

Занятие 3. ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!

Цель: развитие творческого воображения.

Достижению этой цели способствуют не только индивидуальные, но и групповые  формы работы детей на занятии.

  • «Волшебные картинки».

Материал: картинки со схематическими или стилизованными изображениями.

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них. С каждым разом предъявляемые  детям изображения все более  абстрагируются, чем собственно, и  обеспечивается усложнение заданий. При  этом дети могут не только давать названия рисунка, но и сами делать небольшие  зарисовки и предлагать их партнерам  по игре.

В программу по изодеятельности  включаются и другие приемы: отражение  своего настроения в цвете, изображение  своих цветовых ощущений от прослушанной музыки, конструирование из газет  и мокрой бумаги, нетрадиционные приемы живописи (пальцевая живопись, рисунок  поролоном и жесткой кистью).

Для развития воображения и умения передавать свой творческий замысел  детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Рамбол», «Велень», «Милея», «Звугр»  и др.) и предлагается представить  и изобразить их. На следующем занятии  дети обыгрывают действия нарисованных героев, вырезают их, придумывают сюжетные сценки.

В рамках работы по обучению творческому  рассказыванию дети учатся придумывать  сказки по предложенному взрослым началу, изменять заимствованные из сказок ситуации, придумывать новое окончание  сказке, сочинять сказки «наоборот».

  • Сочинение групповой сказки.

Начинать придумывать лучше  всего с известной сказки, изменив  ее конец. Постепенно для сказки добавляется  по 3-4 дополнительных персонажа и  так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих  лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению  вслепую. Это могут быть:

  • Сказки «наизнанку».

Берется любая знакомая сказка, и  ее героям приписываются прямо противоположные  свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы («Колобок») и т.п.

  • Сказки «задом наперед».

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже  более сложная задача, но дети справляются  с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию  без наглядного материала.

  • Сказки «из собственного опыта».

Детям предлагается пофантазировать  на эту тему, используя «историю»  своего сказочного героя.

  • Сказка со «сменой места действия».

Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята  и волк на необитаемом острове.

  • «Перевирание сказки».

Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т.п. Например, сказка «Красная шапочка».

Взрослый (начинает): Жила-была Желтая шапочка.

Ребенок: Не желтая, а Красная.

Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.

Ребенок: Не папа, а мама… и т.д.

  • «Салат» из сказок.

Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.

  • Сказочная путаница.

Сначала детям предлагают распутать  клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед  ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а  на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в  тереме живет? Выгляни в окошко –  дам тебе корытце…» и т.д. После  того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку  собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать  с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью  кукол или ролей.

В конце занятия педагог благодарит за активную работу.

Занятие 4. КТО БЫСТРЕЕ? КТО ИНТЕРЕСНЕЕ?

Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Включенные в это занятие  игры и задания активизируют у  детей их творческий потенциал и  способствуют развитию их креативности в целом.

  • «Земля – воздух – вода».

«Сейчас мы будем бросать друг другу  мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит  одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучит слово «воздух» –  название птицы, во втором случае («земля») – животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как  можно быстрее».

Задание можно усложнять, увеличив темп ответов или предлагать в  качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств  и т.д.

  • «За и против».

«Каждый из вас по очереди будет  предлагать любую, самую невероятную  ситуацию, например: представим себе, что  утром вы вдруг обнаружили, что  уменьшились в росте в два  раза».

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они  видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

  • «Оптимисты и скептики» [2, С.117].

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или  плохую, а другой опровергает это  утверждение, используя словосочетания «не очень».

Например:

  • Хорошо, что дома телевизор есть – смотреть можно.
  • Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть. Хорошо, если чайник большой – на всех чая хватит.
  • Хорошо, да не очень. Долго закипает. Плохо, что мороженое холодное – горло может заболеть.
  • Плохо, да не очень – летом холод приятен и т.д.

Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать  рассказы-рассуждения:

  • По улице мужчина шел. Хорошо!
  • Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!
  • Плохо, да не очень – грязь-то была лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!
  • Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказывать таким образом  знакомую сказку, например, «Три поросенка».

  • Жили-были три братца-поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Это хорошо!
  • Это хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!
  • Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!
  • Хорошо, да не очень. Строить-то они не умели. Это плохо! И т.д.

Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную  цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям  в силу особенностей их психического развития – ведь они часто любят  делать наоборот. Но в некоторых  конфликтных ситуациях, в которых  ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие  решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути – укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

  • «Что упало?»

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала  ложка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область  примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. То, кто  ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно  быстрее.

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также  проявления гибкости мышления и нестандартные  интерпретации.

Поскольку это занятие – последнее  в программе, то по его завершении педагог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся своими впечатлениями, говорят об успехах  своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в  собственном развитии.

 

 

 

 

 

 

2.3 Формирующий эксперимент

 

Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса игр и упражнений, мы вновь провели диагностику воображения детей, обучавшихся по подобранному комплексу игр и упражнений (в экспериментальной группе).

Формирующий эксперимент проводился в той же форме, по тем же параметрам, использовались те же показатели, что и в констатирующем эксперименте. Результаты оформлены в таблицы 6, 7, 8, 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количественная обработка:

средний Кор –  (20 человек) 5,6 балл;

низкий уровень – нет;

средний уровень – (18 человек) 90%;

высокий уровень – (2 человека) 10%.

Качественная характеристика уровней:

низкий уровень воображения – нет;

средний уровень воображения – (18 человек) 90%;

высокий уровень воображения – (2 человека) 10%. 

В результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента было установлено, что (18 человек) 90% всех испытуемых имеют средний уровень воображения и (2 человека) 10%  испытуемых показали высокий уровень воображения, т.е. проявилось творческое воображение. Низкого  уровня воображения в формирующем эксперименте не обнаружено.

Сравнительные результаты диагностики по методике «Дорисовывание фигур» представлены в таблице 7 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Сравнительные результаты по методике «Дорисовывание фигур»

 

Имя ребёнка

Коэффициент развития воображения (в баллах)

 начало учебного года

конец учебного года

Маша Л.

4

6

Дима С.

4

6

Вади М.

5

5

Саша С.

2

6

Стас В.

4

5

Марина С.

5

7

Лена Д.

2

5

Полина О.

7

8

Антон К.

7

8

Ксюша Ш.

4

6

Оля В.

4

6

Коля П.

4

5

Алла Ж.

3

6

Рома С.

3

6

Данил Л.

5

6

Олег П.

5

6

Аня Б.

4

6

Костя Б.

3

6

Юля Б.

5

6

Ника П.

4

6

Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр