Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема……….1
1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 122.89 Кб (Скачать)

Можно вместе придумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, сломанная ветка, морозные узоры на стекле. А камушки  на берегу? Может быть, это живые  существа и разные вещи, заколдованные  волшебником? На что похож каждый из них?

И наконец, можно использовать и такие  задания: сочинить про цветные кружочки и палочки разной длины, нарисовать вместе картинку и придумать по ней  сказку, составить план сказки и  потом рассказать ее.

В обычном, повседневном общении с  детьми давать им больше инициативы, ставить  новые, неожиданные задачи. Куда мы пойдем гулять? Во что будем играть сегодня? Кем будешь ты, в игре, и  кем буду я? Что я должна делать и говорить? А ты? Пусть решают сами. Пусть сумеют вообразить не только новые предметы и их сочетания, но и другие характеры, особенности  поведения других людей.

Что будет делать Буратино в гостях у  Винни-Пуха? А в замке Людоеда? А как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах? А теперь представьте себе, что к тебе прилетел Карлсон, что вы будете делать? А  если ты встретишь Маугли?

В ответах на такие вопросы и  зарождается проникновение в  другую личность, складывается собственная  активная позиция по отношению к  другим людям, ко всему миру.

Конечно, ребенку трудно разобраться в  многообразии возможных поворотов  сказок и столкновений персонажей. Но тут взрослые опять должны быть сначала вместе с детьми. Вместе ответить на вопросы, вместе придумать  с ними новую сказку, вместе нарисовать замок Синей Бороды, к которому в гости пришла Красная Шапочка. Конечно, взрослые должны быть рядом, помогая  в трудные моменты, но, никак не перехватывая инициативу.

Но, как мы уже говорили, все дети разные. Одному достаточно только предложить что-нибудь придумать, сочинить, выдумать, и тут же радостно вспыхнут глазенки, и начнется сначала неумелый, а  потом все более совершенный творческий поиск. А другой постарается уйти, спрятаться за уже знакомые сюжеты и задания, предать право первооткрывателя взрослому или другому ребенку. Один очень быстро и охотно включится в любую новую игру, а с другим надо неоднократно возвращаться к одному и тому же.

Очень важно не форсировать творческими  достижениями ребенка, не сравнивать детей  между собой, хваля одного и принижая, стараясь подхлестнуть, другого. У каждого  ребенка свой темп вхождения в  задачу, свой темп развития, свои, уже  во многом сложившиеся личностные особенности.

Необходимо  внимательно присмотреться к  каждому ребенку. Может быть, если он смелый и категоричный, уже можно  прививать ему некоторую критичность  к своим творческим продуктам. Если застенчив и не уверен в себе, то лучше пока просто подбодрить и  поддержать почти любую инициативу. Если ребенок стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы научить его  задерживаться на одном задании, находить новые интересные детали, насыщать знакомое новым содержанием, усматривать более глубокие связи, чем те, которые выступают на первый взгляд. И наоборот, если в играх  и занятиях взрослому трудно сдвинуться с места, и ребенок увязает  в бесконечных деталях, то лучше  помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать ребенка в умении переходить от одной идеи к другой, от одного решения к другому.

Итак, мы выделили и охарактеризовали, на наш взгляд, наиболее важные психолого-педагогические условия по развитию воображения старших дошкольников. Учет и выполнение данных условий будет способствовать более эффективной работе по развитию воображения в театрализованных играх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

       В данной главе рассмотрены сущность и особенности развития воображения  дошкольников в процессе театрализованной игры.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования можно сделать вывод о том, что в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом. Также приобретаются коммуникативные умения и навыки, театрализованная игра может стать средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

      

        В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.

 

       Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с развитием и воспитанием личности.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию воображения дошкольников в процессе театрализованных игр

2.1 Констатирующий  эксперимент

 

Исследование проводилось  в МДОУ Д/С города Воткинска № 35,  комбинированного типа с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – выявить уровень развития воображения детей  старшего дошкольного возраста.

На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, выбраны те параметры, по которым будет  оценён уровень развития воображения старших дошкольников. Для эксперимента отобрали 20 детей старшей группы и провели констатирующий эксперимент с отобранными детьми, для определения первоначального уровня подготовки детей, по выбранным для исследования параметрам.

В соответствии с темой квалификационной работы основной является психологическая диагностика старших дошкольников, а именно развитие  воображения на момент начала эксперимента, что и будет являться констатирующим экспериментом.

Методика  № 1: «Дорисовывание фигур» [20, С.90-95].

Цель: определение уровня развития творческого воображения, способности создавать новые образы.

Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).

Ход исследования.

Перед обследованием экспериментатор  говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные  они потому, что каждую фигурку  можно дорисовать так, что получится  какая-нибудь картинка, любая, какую  ты захочешь».

Ребенку дают карандаши и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются  остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание  инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое, не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов  дорисовывания.

Оценка  результатов.

Для оценки уровня выполнения задания для  каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные  каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в  экран телевизора, то этот рисунок  не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже  приведен протокол обработки полученных результатов.

По  горизонтали расположены фигурки  для дорисовывания. По вертикали – имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий  уровень выполнения задания –  Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду  с количественной обработкой результатов  возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда  эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок  с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Анализ результатов.

В результате проведенной диагностики с двадцатью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты :

(см. табл. 1)

 

 

 

 

Количественная обработка:

средний Кор –  (20 человек) 4,1 балл;

низкий уровень – (5 человек) 15 %;

средний уровень – (15 человек) 75 %;

высокий уровень – нет.

Качественная характеристика уровней:

низкий уровень – (5 человек) 15 %;

средний уровень – (15 человек) 75 %;

высокий уровень – нет.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что (15 человек) 75% всех испытуемых имеют средний уровень воображения и (5 человек) 15%  испытуемых показали низкий уровень воображения, т.е. отсутствие воображения или нежелание работать, высокого уровня нет. Поэтому необходимо проводить специальные игры и упражнения по его развитию.

 

Методика  № 2. «Придумай рассказ» [25, С.68].

Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы.

Ход методики.

Ребенку дается задание придумать  рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и  затем пересказать его в течение  двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или  сказка.

Оценка результатов

 (см. таблицу ниже)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки №

0 баллов

1 балл

2 балла

  1. Скорость придумывания

рассказа

Ничего не придумал за 1 мин.

На придумывание ушло от 30

сек. до 1 мин.

Придумал рассказ не более,

чем за 1 мин.

  1. Необычность,

оригинальность

сюжета рассказа

Ребенок механически пересказывает  то, что когда-то видел или

слышал

Ребенок привнес

в виденное или

слышанное им

что-либо новое

от себя

Сюжет полностью

придуман

ребенком, необычен и оригинален

  1. Разнообразие

образов, используемых в рассказах

Говорится об од-

ном персонаже

(событии, вещи), с

очень бедными

характеристиками

Встречаются два-

три персонажа

(вещи), и все они характеризуются

с разных сторон

Имеются четыре

и более персонажа (вещи, события), характеризуемые с разных

сторон

  1. Детализация образов,

представленных в

рассказе

Персонажи (события, вещи и т.п.)

только называются и никак не

характеризуются

Не только называются, но и еще

указываются один

или два признака

Объекты, упомянутые в рассказе,

характеризуются

тремя и более

признаками

  1. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в

рассказе

Рассказ не производит впечатление на слушателя

и не сопровождается эмоциями

со стороны рассказчика

У рассказчика

эмоции едва выражены, а слушатели  эмоционально слабо реагируют на рассказ

Рассказ и его передача рассказчиком эмоциональны и выразительны, а слушатель  явно заряжается эмоциями




Таблица №3           Оценка результатов

 

 

Таблица 4

Шкала оценки уровня развития воображения

Уровни

развития

Очень

низкий

Низкий

Средний

Высокий

Очень

высокий

Оценка в

баллах

0

2-3

4-7

8-9

10

Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр