Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема……….1
1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 122.89 Кб (Скачать)

 

Анализ результатов.

Придуманные рассказы представлены в  Приложении 2.

Результаты диагностики по методике «Придумай рассказ» можно увидеть  в таблице 5.

Таблица 5

Оценка уровня воображения на начало учебного года

Ф.И. ребёнка

Признаки

Общее количество баллов

№1

№2

№3

№4

№5

Маша Л.

1

1

1

1

2

6

Дима С.

1

2

1

2

1

7

Вади М.

2

0

1

1

2

6

Саша С.

2

0

1

1

2

6

Стас В.

2

2

1

1

2

8

Марина С.

1

1

1

0

1

4

Лена Д.

1

2

1

2

1

7

Полина О.

1

1

1

0

0

3

Антон К.

2

2

1

0

2

7

Ксюша Ш.

1

0

1

1

1

4

Оля В.

1

2

1

0

2

6

Коля П.

1

2

1

1

1

6

Алла Ж.

1

0

1

1

1

4

Рома С.

1

0

1

0

2

4

Данил Л.

2

0

1

2

1

6

Олег П.

2

0

1

2

2

7

Аня Б.

2

0

1

1

2

6

Костя Б.

1

0

1

1

0

3

Юля Б.

1

2

1

0

2

6

Ника П.

2

2

1

1

1

7

 

 

В результате проведенной диагностики с двадцатью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты:

  • низкий уровень развития воображения был выявлен у двух человек (10 %);
  • средний уровень развития воображения составили 18 человек

(90 %) от общего количества;

  • с высоким уровнем – нет.

Следовательно, в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития воображения (90 %).

Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития воображения детей на момент начала эксперимента, но и определить направления работы с данной группой в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Комплекс  игр и упражнений по развитию  творческого воображения с детьми  старшего дошкольного возраста

 

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого  воображения [36]. Занятия построены  в доступной и интересной форме.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй  и сказок объединяют игровые персонажи  – сказочные герои, придуманные  детьми. Они «преодолевают возникающие  проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции  и развития воображения вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается  на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в  сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости  от особенностей конкретной группы детей  и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр  предполагает использование каждого  развивающего занятия 3-5 комбинированных  творческих приемов и разных методов, включающих:

  • фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари) [25];
  • изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);
  • психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции [31];
  • элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для  релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).

Цель занятий – развитие воображения  и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?

Цель: развитие воображения.

Детям предлагается выполнить ряд  упражнений в игровой форме.

  • «Кляксы»

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

В Волшебной стране есть необычный  город. Дракон Бойся-Бой превратил  всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно  похоже.

Играющие по очереди говорят, какие  предметные изображения они видят  в кляксах или в отдельных  ее частях.

  • Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов» [61, С.96-97].

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно  составить связанный рассказ, используя  эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить  с ограничениями, например, придумать  рассказ со словами, начинающимися  только с буквы А или Б и  т.д.

  • Игра «Цветные сказки».

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В  качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса  «Желтая сказка».

Желтая  сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю  шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к  цыпленку, стала приглашать его в  свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски  какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в  свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели  луга – это цвели желтые ветреницы  и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли  от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.

Подошла желтая корова, подумала, что  я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

  • Игра «Если бы…» [2, С.95-97].

Детям предлагается пофантазировать  на самые разнообразные темы: «Если  бы я стал невидимым» (для чего использовал  бы это свойство?»); «Если вдруг  игрушки оживут и заговорят» (о  чем они могут рассказать?). В  качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки. Мы ребятам  прощаем

Так все говорят! Любую обиду…

Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,

Не любят ребят? Не все замечают,

Очень любят! Как игрушки страдают,

Души в них не чают! Тоскуют,

Жаль,  Скучают…

Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают

Мы молчим, мы не плачем, (И знать  не хотят!),

Когда нас бросают – Как мы верно и преданно

Мы ведь знаем, Любим ребят!..

Что слезы  Ах, не так нам обидно,

От беды не спасают… Когда нас  ломают,

Не заметишь обиды Как обидно,

По нашему виду – Что нас не всегда понимают.

  • Игра «Изобретатели» [2, С.109].

В основу этой игры положен метод  фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств  различных объектов на исходно выбранный  предмет. Например, нужно придумать  необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к  стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать  по 3-5 качественных характеристик. Кошка  – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.

После этого приступают к основной части игры – придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и  выясняют: что это за стул? Чем  он интересен? Где его можно использовать?

Наше занятие окончено. Всем спасибо!

Занятие 2. ДУМАЙ, УЧИСЬ, РАЗВИВАЙСЯ

Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.

  • Игра «На что похоже?» [2, С.50-52].

Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал –разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В  дальнейшем игра может проводиться  только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.

Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).

Игра может проводиться в  форме соревнования.

Командам ставится условие –  кто назовет больше число вариантов  ответа, тот побеждает.

  • Игра «Что общего?» [2, С.62-63].

Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.

Материал: реальные предметы или картинки.

Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно  провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом  и карандашом? Оба оставляют след (карандаш – на бумаге, самолет –  на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша  и т.д.

  • Синектическая вопросно-ответная игра «Волшебный башмачок» [55, С.212].

В качестве синектических методов  можно использовать обычную игру в мяч, эвристические беседы с  поэтапным усложнением вопросно-ответной игры, мозговые атаки и элементы проблемно-модельного диалога. Детям  предстоит "«делать изобретение"»  Оно должно быть не столько важным и полезным для взрослых, сколько  стоять в простых и понятных всем примерах нового использования самых  обычных вещей, например, ботинка, карандаша  и т.п. «Изобретения» детей должны быть связаны с повседневной жизнью, с предметами быта и разного рода приспособлениями, которые называют маленькими хитростями и полезными  мелочами нашей жизни.

Вводя эту игру в процесс занятий, детям предварительно рассказывают историю: «В стародавние времена  народных умельцев и мастеров благодарный  люд уважительно называл розмыслами. Правда, красиво звучит, поэтично? Розмысел обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на весь накопленный  опыт предшественников, но и на свой ум, смекалку, изобретательность, на мечту  и фантазию.

Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр