Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа
Проблема развития воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
1.1 Развитие воображения как психолого-педагогическая проблема……….1
1.2 Сущностная характеристика театрализованных игр старших дошкольников…………………………………………………………………….9
1.3 Психолого-педагогические условия развития воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр……………………………15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1 Констатирующий эксперимент……………………………………………24
2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию воображения с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………33
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы
Анализ результатов.
Придуманные рассказы представлены в Приложении 2.
Результаты диагностики по методике «Придумай рассказ» можно увидеть в таблице 5.
Таблица 5
Оценка уровня воображения на начало учебного года
Ф.И. ребёнка |
Признаки |
Общее количество баллов | ||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 | ||
Маша Л. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
Дима С. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
Вади М. |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
6 |
Саша С. |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
6 |
Стас В. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Марина С. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
Лена Д. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
Полина О. |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Антон К. |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
7 |
Ксюша Ш. |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Оля В. |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
6 |
Коля П. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Алла Ж. |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Рома С. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
4 |
Данил Л. |
2 |
0 |
1 |
2 |
1 |
6 |
Олег П. |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
7 |
Аня Б. |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
6 |
Костя Б. |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
Юля Б. |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
6 |
Ника П. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
В результате проведенной диагностики с двадцатью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты:
(90 %) от общего количества;
Следовательно, в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития воображения (90 %).
Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития воображения детей на момент начала эксперимента, но и определить направления работы с данной группой в дальнейшем.
2.2 Комплекс
игр и упражнений по развитию
творческого воображения с
Основу развивающей работы по развитию
творческого воображения с
Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития воображения вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.
Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.
Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:
Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).
Цель занятий – развитие воображения
и творческого потенциала дошкольников;
осознание собственных
Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?
Цель: развитие воображения.
Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.
Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.
В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.
Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.
Бесформенное пятно нужно
Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.
Материал: набор слов.
Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.
Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.
Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».
Желтая сказка
Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.
Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.
«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».
А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.
До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.
Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.
Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.
Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».
Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем
Так все говорят! Любую обиду…
Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,
Не любят ребят? Не все замечают,
Очень любят! Как игрушки страдают,
Души в них не чают! Тоскуют,
Жаль, Скучают…
Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают
Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),
Когда нас бросают – Как мы верно и преданно
Мы ведь знаем, Любим ребят!..
Что слезы Ах, не так нам обидно,
От беды не спасают… Когда нас ломают,
Не заметишь обиды Как обидно,
По нашему виду – Что нас не всегда понимают.
В основу этой игры положен метод
фокальных объектов, суть которого
заключается в перенесении
После этого приступают к основной части игры – придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? Чем он интересен? Где его можно использовать?
Наше занятие окончено. Всем спасибо!
Занятие 2. ДУМАЙ, УЧИСЬ, РАЗВИВАЙСЯ
Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.
Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал –разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.
Детям предлагается ответить на вопрос:
«На что похож тот или иной
предмет?» и аргументировать
Игра может проводиться в форме соревнования.
Командам ставится условие – кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает.
Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.
Материал: реальные предметы или картинки.
Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш – на бумаге, самолет – на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.
В качестве синектических методов
можно использовать обычную игру
в мяч, эвристические беседы с
поэтапным усложнением
Вводя эту игру в процесс занятий,
детям предварительно рассказывают
историю: «В стародавние времена
народных умельцев и мастеров благодарный
люд уважительно называл
Информация о работе Развитие воображения старших дошкольников в процессе театрализованных игр