Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………28

2.2. Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения...33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

Работа содержит 1 файл

Государственное образовательное учреждени1.docx

— 99.47 Кб (Скачать)
align:justify">2. Мардамшина А. Новог. игрушка Портфель Треугольник

3. Мулюкова К. Самовар Окно Гиря

4. Мещеряков А. Бабушка Скворечник Гриб

5. Мубаракшин Р. Часы Сумка Зонт

6. Кузнецов Г. Петух Кастрюля Колпак

7. Огнев М.  Царевна Торт Флажок

8. Хайрутдинов Р. Снеговик Телевизор Стрела

9. Селезнева В. Аквариум Картина Компас

10. Макеева Е. Чайник Клетка с попуг. Ракета

11. Нафиков Г. Ежик Робот Карандаш

12. Ильясова Ж. Барабан Машина Пчела

13. Сагитов Р. Цветок Стол с вазой Конфета

14. Гогина П. Телефон Дом Дом

15. Братерский И. Звезда Салфетка Буратино

Оригинальных изображений 24.

Вывод: Таким образом, проведенное  диагностическое задание и его  анализ обнаружили, что после проведенных  различных упражнений обнаружены более  высокие показатели, оригинальных изображений 24.

Выводы по II главе

В детском саду изобразительная  деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и  конструирование. Каждый из этих видов  имеет свои возможности в отображении  впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие  перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости  от особенностей каждого вида, своеобразия  материала и приемов работы с ним.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения  формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с  лепки, где она дается объемной. В  аппликации ребенок знакомится с  плоскостной формой круга. В рисовании  создается линейный контур. Таким  образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумывать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно  использовать угольный карандаш, цветные  мелки, пастель, сангину. Эти материалы  расширяют изобразительные возможности  детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить  все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки  облегчают закрашивание больших  поверхностей и крупных форм; пастель  дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Для более полного развития всех сторон творческого воображения  рекомендуется использовать нетрадиционные техники изображения в старших группах детского сада.

Заключение

Отличительная особенность  воображения у дошкольника –  их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Жизнь  ребенка значительно больше насыщена воображениями, чем жизнь взрослого. Влияние чувств на воображение сказывается  в том, что ребенок невольно приписывает  себе качества, которые он хотел  бы иметь, прежде всего качества взрослого – в воображении он большой, сильный, смелый. Одно из проявлений яркости возникающих у ребенка образов воображения состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления.

В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие «воображение»  в психолого-педагогической науке, нами были определены особенности развития воображения в дошкольном возрасте и выявлены способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Характерной особенностью формирования образов воображения у ребенка  дошкольного возраста в изобразительной  деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее.

Наблюдаемые нами начальные  формы проявления воображения у  ребенка были связаны с самостоятельным  созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляли собой  отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.

При этом было отмечено, что  отсутствие необходимых представлений  у ребенка не позволяло ему  создавать образы на тему. Неясные, нечеткие представления порождали  нечеткую и неясную деятельность воображения у ребенка в процессе рисования, аппликации.

На наших занятиях мы не только развивали воображение и  творческие возможности детей, но и  обогащали и расширяли художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки дошкольников.

Контрольный просмотр работ  дошкольников подтвердил эффективность  проведенных нами занятий, показав  повышение уровня воображения у  детей группы. К концу занятий  по методике «Мир детской фантазии»  воображение у дошкольников приобретает  более произвольный характер, предполагая  создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит  во внутренний план, отпадает необходимость  в наглядной опоре для создания образов.

Анализ диагностического исследования показал, что уровень  воображения в опытной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с другой группой, стал значительно выше, что свидетельствует  о положительном влиянии данной программы на развитие воображения  и познавательных процессов в целом.

Значительная динамика в  развитии воображения детей старшей  группы может быть обусловлена высокой  мотивацией и сенситивностью данного возраста.

Предложенная программа  положительно влияет на развитие воображения  дошкольников. Воспитанники научились  придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную  фантазию, богатое воображение. Рисунки  стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Следует отметить, что сроки  проведения работы в силу обстоятельств  были сокращены, из чего следует предположение  о том, что более продолжительное  реализация данной программы в целях  дальнейшего развития воображения  даст более значительную динамику.

Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная  психология: Учебное пособие для  студентов вузов [Текст]/Г.С.Абрамова. - М.:Просвещение, 2003.- С.123.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение, 2005. - С.56.

3. Боровик О.В. Развиваем  воображение [Текст]/Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.

4. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.

7. Вьюнова, М.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие [Текст]/М.И.Вьюнова, К.М.Гайдар, Л.В.Темнова. - М.:Просвещение, 2003. - С.74.

8. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]/А.Я.Дудецкий.- Смоленск, 2004. - С.214.

9. Дьяченко, О. Особенности  развития воображения умственно  одаренных детей [Текст]/О.Дьяченко// Дошкольное воспитание. -2003. -№8. - С.24.

10. Дьяченко, О.М. Воображение  дошкольника [Текст]/О.М.Дьяченко. - М.:Просвещение, 2008. - С.79.

11. Дьяченко, О.М. Об основных  направлениях развития воображения  у детей [Текст]/О.М.Дьяченко// Вопросы  психологии. -2007. -№16. - С.32.

12. Ермолаева, М.В. Методические  указания к пользованию психологической  картой дошкольника (готовность  к школе) [Текст]/М.В.Ермолаева, И.Г.Ерофеева. - М.:Просвещение, 2002. - С.123.

13. Запорожец, А.В., Психология  детей дошкольного возраста: развитие  познавательных процессов [Текст]/А.В.Запорожец,  Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2004. - С.70.

14. Кириллова Г. Д. Начальные  формы творческого воображения  у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

15. Кириллова Г.Д. Реалистические  тенденции в воображении детей  [Текст]/Г.Кириллова// Дошкольное воспитание. -2001. -№12. - С.26.

16. Козлова, С.А. Дошкольная  педагогика [Текст]/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.:Просвещение, 2000. - С.41.

17. Коломенский, Я.Л., Учителю  о психологии детей шестилетнего  возраста [Текст]/Я.Л.Коломенский, Е.А.Панько. - М.:Просвещение, 2003. - С.123.

18. Коршунова Л. С., Воображение  и рациональность. Опыт методологического  анализа познавательной функции  воображения./Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

19. Кравцова, Е. Развитие  воображения [Текст]/Е.Кравцова// Дошкольное  воспитание. -2005. -№12. - С.17.

20. Кравцова, Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к  обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2001. - С.66.

21. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.

22. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

23. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. - С.43.

24. Мухина, В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С.314.

25. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2005. - С.342.

27. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2003. - С.63.

28. Никифорова О. Н. Познавательные  процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

29. Обухова, Л.Ф. Возрастная  психология Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.66.

30. Обухова, Л.Ф. Детская  психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.25.

31. Общая психология: Курс  лекций для первой ступени  педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М.:Просвещение, 2006. - С.123.

32. Палагина, Н.Н. Развитие  воображения в русской народной  педагогике [Текст]/Н.Н.Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. - С.13.

33. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66.

34. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.:Просвещение, 2000. - С.62.

35. Репина, Т.А. Социально-психологическая  характеристика группы детского  сада [Текст]/Т.А.Репина. - М.:Просвещение, 2003. - С.123.

36. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т.Рибо. - М.:Просвещение, 2001. - С.83.

37. Розетт И. М. Психология  фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

38. Рубинштейн, С.Л. Основы  общей психологии: В 2 т. Т.1. [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - М.:Просвещение, 2003. - С.50.

39. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2004. - С.55.

40. Субботина Л. Ю. Развитие  воображения детей. Популярное  пособие для родителей и педагогов  / Художник Куров В. Н. – Ярославль:  «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

41.Урунтаева, Г.А. Диагностика  психологических особенностей дошкольника.  Практикум [Текст] /Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2006. - С.97.

42. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2007. - С.219.

43. Ушинский, К.Д. История  воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.

44. Щербакова, А.И. Практикум  по общей психологии [Текст] /А.И.Щербакова. - М.:Просвещение, 2000. - С.223.

45. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2005. - С.68.

 

Стр.


Информация о работе Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности