Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………28
2.2. Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения...33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
3. Мулюкова К. Самовар Окно Гиря
4. Мещеряков А. Бабушка
5. Мубаракшин Р. Часы Сумка Зонт
6. Кузнецов Г. Петух Кастрюля
7. Огнев М. Царевна Торт Флажок
8. Хайрутдинов Р. Снеговик Телевизор Стрела
9. Селезнева В. Аквариум Картина
10. Макеева Е. Чайник Клетка с попуг. Ракета
11. Нафиков Г. Ежик Робот Карандаш
12. Ильясова Ж. Барабан Машина
13. Сагитов Р. Цветок Стол с вазой Конфета
14. Гогина П. Телефон Дом Дом
15. Братерский И. Звезда Салфетка Буратино
Оригинальных изображений 24.
Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24.
Выводы по II главе
В детском саду изобразительная
деятельность включает такие виды занятий,
как рисование, лепка, аппликация и
конструирование. Каждый из этих видов
имеет свои возможности в отображении
впечатлений ребенка об окружающем
мире. Поэтому общие задачи, стоящие
перед изобразительной
Связь между различными видами
изобразительной деятельности осуществляется
путем последовательного
Для старшей и подготовительной
групп рекомендуется
Для более полного развития всех сторон творческого воображения рекомендуется использовать нетрадиционные техники изображения в старших группах детского сада.
Заключение
Отличительная особенность воображения у дошкольника – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Жизнь ребенка значительно больше насыщена воображениями, чем жизнь взрослого. Влияние чувств на воображение сказывается в том, что ребенок невольно приписывает себе качества, которые он хотел бы иметь, прежде всего качества взрослого – в воображении он большой, сильный, смелый. Одно из проявлений яркости возникающих у ребенка образов воображения состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления.
В результате нашего исследования
мы рассмотрели понятие «
Характерной особенностью формирования образов воображения у ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее.
Наблюдаемые нами начальные формы проявления воображения у ребенка были связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляли собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.
При этом было отмечено, что
отсутствие необходимых представлений
у ребенка не позволяло ему
создавать образы на тему. Неясные,
нечеткие представления порождали
нечеткую и неясную деятельность
воображения у ребенка в
На наших занятиях мы не
только развивали воображение и
творческие возможности детей, но и
обогащали и расширяли
Контрольный просмотр работ дошкольников подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав повышение уровня воображения у детей группы. К концу занятий по методике «Мир детской фантазии» воображение у дошкольников приобретает более произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Анализ диагностического исследования показал, что уровень воображения в опытной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с другой группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данной программы на развитие воображения и познавательных процессов в целом.
Значительная динамика в развитии воображения детей старшей группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сенситивностью данного возраста.
Предложенная программа положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.
Следует отметить, что сроки проведения работы в силу обстоятельств были сокращены, из чего следует предположение о том, что более продолжительное реализация данной программы в целях дальнейшего развития воображения даст более значительную динамику.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная
психология: Учебное пособие для
студентов вузов [Текст]/Г.С.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение, 2005. - С.56.
3. Боровик О.В. Развиваем
воображение [Текст]/Л.И.
4. Веккер Л. М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.
7. Вьюнова, М.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие [Текст]/М.И.Вьюнова, К.М.Гайдар, Л.В.Темнова. - М.:Просвещение, 2003. - С.74.
8. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]/А.Я.Дудецкий.- Смоленск, 2004. - С.214.
9. Дьяченко, О. Особенности
развития воображения
10. Дьяченко, О.М. Воображение
дошкольника [Текст]/О.М.
11. Дьяченко, О.М. Об основных
направлениях развития
12. Ермолаева, М.В. Методические
указания к пользованию
13. Запорожец, А.В., Психология
детей дошкольного возраста: развитие
познавательных процессов [
14. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
15. Кириллова Г.Д. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст]/Г.Кириллова// Дошкольное воспитание. -2001. -№12. - С.26.
16. Козлова, С.А. Дошкольная
педагогика [Текст]/С.А.Козлова, Т.А.
17. Коломенский, Я.Л., Учителю
о психологии детей
18. Коршунова Л. С., Воображение
и рациональность. Опыт методологического
анализа познавательной
19. Кравцова, Е. Развитие
воображения [Текст]/Е.
20. Кравцова, Е.Е. Психологические
проблемы готовности детей к
обучению в школе [Текст]/Е.Е.
21. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.
22. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.
23. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. - С.43.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С.314.
25. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2005. - С.342.
27. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2003. - С.63.
28. Никифорова О. Н.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.66.
30. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.25.
31. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М.:Просвещение, 2006. - С.123.
32. Палагина, Н.Н. Развитие
воображения в русской
33. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66.
34. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.:Просвещение, 2000. - С.62.
35. Репина, Т.А. Социально-
36. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т.Рибо. - М.:Просвещение, 2001. - С.83.
37. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - М.:Просвещение, 2003. - С.50.
39. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2004. - С.55.
40. Субботина Л. Ю. Развитие
воображения детей. Популярное
пособие для родителей и
41.Урунтаева, Г.А.
42. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.:Просвещение, 2007. - С.219.
43. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.
44. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии [Текст] /А.И.Щербакова. - М.:Просвещение, 2000. - С.223.
45. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2005. - С.68.
Стр.