Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………28
2.2. Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения...33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
ОБОРУДОВАНИЕ
Гуашь либо акварель; кисть; баночки с водой; влажная губка.
ПОДГОТОВКА
До занятия воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации известных художников, изображающих зимнюю пору: Ю. Кугач «Морозное утро», А. Пластов «Первый снег», И. Шишкин «Зима», репродукции И. Грабаря, Т. Бродской; проводит беседу на тему «Лес зимой»; читает художественные произведения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русские народные сказки «Снегурочка», «Два мороза».
Методы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа).
* * *
Воспитатель вместе с детьми
обсуждает просмотренные
После ответов детей знакомит их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили.
«Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Раз - подбросим.
Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают.
Два - поймаем.
Приседают, ловят «снежок».
Три – уроним
Встают, роняют «снежок».
И… сломаем.
Топают.
В конце занятия воспитатель проводит анализ выполненных работ, выясняет, на какую тему они сегодня рисовали, что использовали, что понравилось или не понравилось.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Тема пейзажной работы очень привлекла детей. Особенно понравилось всем, что рисунок не требует больших усилий и выполняется быстро, а результат удивляет.
Тема «Новогодняя елочка»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Развивать творческие способности и воображение.
• Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге.
• Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.
• Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.
• Развивать мелкую моторику рук.
ОБОРУДОВАНИЕ
Краски акварель; баночки с водой; лист бумаги; беличьи кисточки.
ПОДГОТОВКА
Чтение известных детям стихотворений и сказок про Новый год.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный (демонстрация).
* * *
Воспитатель проводит небольшую беседу с детьми о том, как встречают Новый год: рассказывают стихи про Деда Мороза, Снегурочку, делают подарки близким, поют песни, водят хоровод около елки, танцуют, пляшут, рисуют, изготавливают из бумаги разные новогодние украшения. Просит отгадать загадки.
Загадки
Зимой и летом одним цветом. (Елка.)
* * *
Красавица какая
Стоит, светло сверкая.
Как пышно убрана.
Скажите, кто она?
(Новогодняя елка.)
* * *
Он с седою бородой.
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Добрый … (Дедушка Мороз).
Н. Нищева
Детям предлагается нарисовать новогоднюю елку.
Воспитатель. Сегодня вы
будете рисовать по мокрой бумаге, которую
нужно смочить небольшим
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
«Елочка»
Перед нами елочка:
Пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «елочки».
Шишечки, иголочки.
Кулачки, указательные пальчики выставлены.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
«Шарики» из пальцев вверх, вниз. «Ушки» из указательного и среднего пальцев;
обе ладони сложены, пальцы сжаты.
Звезды, человечки.
Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.
Н. Нищева
В конце занятия проводится выставка детских работ. Каждый ребенок рассказывает о своем рисунке: какими изобразительными средствами ему удалось передать новогоднее настроение, с какой новой техникой изображения он познакомился, что понравилось или не понравилось в процессе работы.
В свободной деятельности или на специальном занятии можно познакомить дошкольников с тем, как встречают Новый год в других странах; откуда пошла традиция встречать Новый год.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Дети познакомились с
новым видом изображения –
рисованием по мокрой бумаге. Сложность
вызвала задача закрепить краски
в рамках фигуры. Дети узнали, что
чем сильнее намочен лист, тем
больше расплывается изображение, и
с удовольствием
Тема «Наши зимние забавы»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Развивать творческое воображение.
• Учить использовать разную технику при рисовании: набрызг, рисование по сжатой бумаге.
• Развивать чувство цвета и композиции.
• Развивать тонкие движения мелкой моторики руки.
ОБОРУДОВАНИЕ
Белая бумага, акварель, беличьи кисти; музыкальное произведение В.А. Моцарта «Катание на санях».
ПОДГОТОВКА
Рассматриваются специальные картины, репродукции, иллюстрации к книгам, изображающие зимние игры и забавы детей.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).
* * *
Воспитатель вместе с детьми вспоминает зимние забавы (катание на санках, коньках, лыжах; игры в снежки; лепка снежной бабы и др.). Читает короткие стихотворения, предлагает отгадать загадки.
Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто
* * *
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе - горе,
А ребятам - смех!
И. Суриков
Загадки
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг к березке
Тянут две полоски…
(Лыжи.)
Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег.)
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка - нос, в руке - метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик.)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили.
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Снежная горка.)
Воспитатель. Сегодня вы будете рисовать на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок.
Дети выполняют задание.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять.
Загибают пальчики по одному. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили,
«Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,
«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,
Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.
А еще в снегу валялись.
Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.
Отряхивают ладошки. Движения воображаемой ложкой, потом руки под щеку.
Н. Нищева
В конце занятия дети делают небольшой набрызг для придания рисунку завершенности.
Затем рисунки анализируются. Обсуждается каждая картинка: что на ней изображено, что получилось отобразить, что требует доработки. По окончании занятия ребята рассказывают стихотворения о зиме и зимних забавах.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
На данном занятии развивается творческое воображение, абстрактное мышление. Изображение на сжатой бумаге открывает новые возможности, рисуя по складкам бумаги ребенок открывает новые образы, формы, наиболее полно используя свое воображение. Рисунки на тему зимы с помощью такой техники получаются объемными.
Тема «Зимняя ветка (елочка)»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Продолжать развивать творчество, воображение.
• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: кляксография с трубочкой и обрывание бумаги.
• Развивать чувство формы и композиции.
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
• Развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них.
ОБОРУДОВАНИЕ
Плотная бумага; трубочки (соломинки для напитков); образец ветки дерева, выполненный из цветной бумаги; клей ПВА; тушь либо жидко разведенная гуашь; пластиковая ложечка; музыкальное произведение А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
ПОДГОТОВКА
Вырезание из цветной бумаги небольшой веточки дерева; обрывание бумаги - «снег»; чтение стихотворений о зиме: С. Есенин «Белая береза», А. Барто «Снег»;
отгадывание загадок.
Методы: наглядно-действенный (демонстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание).
* * *
Педагог вместе с детьми вспоминает признаки зимы: идет снег (снегопад), сильный морозный ветер, морозец, иней, холодно; дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки; деревья спят под снегом. Предлагает детям отгадать загадки о зиме, елке.
Воспитатель. Дети, сегодня вы будете рисовать зимнюю ветку елочки.
Предварительно наклеивается веточка елки. Дети зачерпывают пластиковой ложкой краску, выливают ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуют из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Так образуются иголочки. Далее через несколько минут, когда краска немного подсохла, дети укрывают веточку
«снегом» - заранее приготовленными кусочками белой (голубой) бумаги - и приклеивают их.
В середине занятия проводится физкультминутка.
Физкультминутка
Отдых наш –
физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
В конце занятия проводится анализ каждого рисунка, организуется выставка.
Тема «Игра Диснейленд»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Развивать творческие способности, мышление, ориентировку в пространстве.
• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: рисование свечой и акварелью.
• Воспитывать
• Совершенствовать мелкую моторику рук.
ОБОРУДОВАНИЕ