Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………28

2.2. Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения...33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

Работа содержит 1 файл

Государственное образовательное учреждени1.docx

— 99.47 Кб (Скачать)

Свеча; плотная бумага; акварель; простой карандаш; кисти.

ПОДГОТОВКА

Проводится просмотр диснеевских  мультфильмов, красочных иллюстраций  в книгах, комиксах.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, иллюстрация), видеометод (просмотр мультфильмов).

* * *

Воспитатель. Какой мультфильм вы смотрели вчера? Какие персонажи  вам больше всего понравились? Как  развивались события? Что было смешного и интересного?

Дети отвечают.

А теперь отправимся в Диснейленд. Как вы представляете эту страну, какие персонажи мультфильмов и сказок живут там?

Дети отвечают.

Вспомните, какие аттракционы есть в этой стране.

Дети отвечают

Основное изображение  необходимо прорисовывать простым  карандашом, далее по контуру нарисованных предметов и персонажей накладывать  тонкий слой свечи. Затем акварельными красками закрашивать детали и основное изображение. Рисунок со свечой останется белым.

Дети выполняют задание.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика, а в конце  анализ рисунков: какие персонажи, сюжет  диснеевского мультфильма или аттракционы  дети нарисовали, что получилось отобразить при помощи свечи, а что нет; с  какими трудностями встретились, работая в этой технике.

Пальчиковая гимнастика

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике

Дети сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о  друга.

Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки,

Чики - носочки.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Загибают пальчики, начиная с больших.

* * *

Если детям понравилась  данная тема, то можно предложить создать  совместный мультфильм, придумать ему  название, выбрать сюжет. Каждый рисунок - кадр из этого мультфильма. В конце изображение соединяется и показывается по «телевизору» для младших групп. Со временем возможна организация и целой мультипликационной студии, на которой будут работать юные профессионалы.

Тема «Рисование по замыслу»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать  творческие способности и воображение.

• Закреплять знания и умения ранее изученного нетрадиционного способа изображения.

• Продолжать развивать мелкую моторику рук.

• Продолжать развивать  чувство формы, цвета и композиции.

• Учить оценивать качество работ своих товарищей.

• Закреплять умение выбирать самостоятельно тему и технику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Губка; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; бумага для  обрывания (цветная и белая); свеча; трубочка (соломинка для коктейля); ножницы, подносы, стаканчики, ложки; кукольная  одежда, трафареты; черная тушь; баночки  с водой; небольшой кусочек ткани; лист бумаги, кисточки; кусочки поролона и пенопласта.

ПОДГОТОВКА

Знакомство с нетрадиционной техникой изображения:

рисование ладошкой, с помощью  восковых мелков и акварели, пальчиковое рисование;

с помощью набрызга, по сжатой, мокрой бумаге;

обрывание бумаги; кляксография с трубочкой и ниточкой;

рисование с помощью свечи  и акварели, тканью, свернутой в трубочку;

оттиск поролоном и  пенопластом; пейзажная и предметная монотипия.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение).

* * *

Воспитатель. Дети, вспомните какими способами вы рисовали, что использовали на занятиях, какие материалы и техника вам больше всего запомнились и понравились? Сейчас внимательно посмотрите на предложенные материалы и определите, с чем сегодня будете работать. Главное, на листе бумаги нужно отобразить выбранную тему, используя ранее изученные материалы и способы изображения.

В конце занятия проводится выставка детских рисунков. Дети рассказывают о своих рисунках. Можно провести своеобразную экскурсию среди выполненных работ.

План экскурсии

1. Автор работы.

2. Название рисунка.

3. Техника изображения.

4. Содержание рисунка  (о чем).

5. Впечатление ребят от увиденной картины.

Тема «Сладкое угощение»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать  творческие способности и воображение.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пробкой.

• Научить работать с печатками из пробки.

• Развивать точность мелкой моторики руки.

ОБОРУДОВАНИЕ

Печатки из пробки; мисочка  либо пластиковая коробочка со штемпельной  подушечкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью; лист бумаги; акварельные краски или фломастеры (на выбор).

ПОДГОТОВКА

Просмотр изображений  сладких угощений; чтение рассказа В. Осеева «Печенье», чтение и рассказывание  стихотворений, загадывание загадок  про сладкие продукты питания.

Методы: словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание), наглядные (демонстрация, иллюстрация).

* * *

Воспитатель. Вспомним, какие сладкие угощения вы знаете (конфеты, пирожные, мороженое, печенье, торт). Как оно выглядит и из чего сделано? Послушайте короткие стихотворения.

Пирог

Из песка пирог спечем,

В гости маму позовем,

Пригласим и вас, друзья,

Только есть пирог нельзя.

В. Орлов

Кондитерский – самый  любимый отдел.

Что здесь продается – 

мечтаний предел.

Конфет сколько хочешь,

печенье, халва,

Печатные пряники и  пастила,

Зефир, шоколадки и

вафельный торт.

Без этих продуктов никто  не уйдет.

Е.А. Алябьева

В начале занятия дети определяются с выбором угощения и его цвета. Обязательно проговаривается, где  будет находиться угощение (на тарелке, блюдце, в конфетнице).

Воспитатель. Для начала необходимо нарисовать тарелку, блюдце, конфетницу с помощью фломастеров или акварельных красок. Далее при помощи печатки нанести основное изображение. При работе с печаткой из пробки ее надо прижимать к штемпельной подушке с краской, затем нанести оттиск на бумагу и дорисовать основное изображение: обертку для конфет, кремовое украшение для торта и др. Соблюдайте правила работы с краской: не пачкайте стол и аккуратно наносите оттиск на бумагу, не оставляя лишних пятен.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Компот»

Будем мы варить компот, Фруктов  нужно много. Вот: Будем яблоки крошить,

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки

«мешают».

Грушу будем мы рубить. Отожмем  лимонный сок, Слив положим и песок.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

Опять «варят» и «размешивают».

Н. Нищева

В конце занятия проводится анализ нарисованных работ. Дети рассказывают, что они нарисовали, делятся своими впечатлениями от работы с печаткой из пробки, отмечают, получилось ли изображение.

Для определения уровня развития воображения и его сравнения  до проведения занятий и после  мы воспользовались методикой Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого  акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Тест.

 Порядок исследования.

Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте  их так, чтобы получилось осмысленное  изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки  зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе  не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел  композиции, многообразие возникающих  ассоциаций, принципы воплощения идей.

  1. Анализ результатов.
  2. Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные  изображения во всех 3х случаях.

2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.

3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также  общее количество оригинальных изображений  по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась  не только индивидуальность образного  решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Таблица 1.Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа

1. Мардамшина А. – – – 4

2. Мещеряков А. – – – 4

3. Гогина П. – + – 3

4. Мубаракшин Р. – – – 4

5. Кузнецов Г. – + + 2

6.Нафиков Г. – – – 4

7. Мюлюкова К. – + – 3

8. Селезнева В. – – – 4

9. Сагитов Р. – – – 4

10. Ильясова Ж. – – – 4

11. Огнев М. – – – 4

12. Макеева Е. + – – 3

13.Борисовский И. – – – 4

14. Атнабаев Р. – + – 3

15. Хайрутдинов Р. – – – 4

Общее количество оригинальных изображений: 6

Таблица 2.

Перечень изображенных детьми предметов.Ф. И. ребенк

Круг    Квадрат   Треугольник

1. Гогина п.  колесо портфель дом

2. Мубаракшин Р. колобок телевизор елка

3. Мулюкова К.  подсолнух подъемн. Кран. Косынка

4. Нафиков Г. будильник телевизор человек

5. Мещеряков Р.   Шарик машина лег. Колокольчик

6. Кузнецов г. будильник дом конверт

7. Огнев М.  Мяч телевизор пилотка

8. Хайрутдинов Р. солнце змей елка

9. Мардамшина А. Шар дом пирамидка

10. Борисовский И. гриб окно дом

11. Братерский И.  ромашка часы человек

12. Макеева Е.  человек дом елка

13. Атнабаев Р. солнце телевизор дом

14. Ильясова Ж.  Яблоко телевизор на тумб. Елка

15. Селезнева В. Солнце картофель дом

Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений  выполнено мало. Наиболее часто встречаются  в созданных детьми изображениях образы:

Круг – солнце, шарик;

Квадрат – телевизор, портфель, дом;

Треугольник – елка, дом, человек.

После проведенной нами работы, детям снова предложили пройти тест

«Неполные фигуры».

Таблица 3.Ф. и. ребенка Круг Квадрат треугольник Группа

1. Мардамшина Арина + – + 2

2. Селезнева Вика – – + 3

3. Мубаракшин Рамир + – – 3

4. Борисовский Иван – + – 3

5. Братерский Илья + – + 2

6. Мулюкова Кира        – + – 3

7. Огнев  Максим  – – + 3

8. Сагитов Ратмир + + – 2

9. Хайрутдинов Радим  + – + 2

10. Макеева Елизавета  + – – 3

11.Ильясова Жасмин   + +         +   

12. Нафиков Георгий + + + 1

13. Кузнецов Георгий    + – + 2

14. Гогина Полина       – + – 3

15. Атнабаев Руслан  + – – 3

Таблица 4.Ф. и. ребенка Круг Квадрат Треугольник

1. Атнабаев Р.  Утенок Книга Ваза с цветами

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности