Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………28

2.2. Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения...33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

Работа содержит 1 файл

Государственное образовательное учреждени1.docx

— 99.47 Кб (Скачать)

Произвольное, илти активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.  Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера, т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответстивии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется  на воссоздающие, или репродуктивное и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явление в соответствии с его словесным описанием  или чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают  новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективноони уже существуют. Они же воплощены в определенных предметах культуры.

Воссоздающее воображение  играет важную роль в жизни человека, оно позваляет людям обменивать опытом, без него немыслима жизнь в обществе.

Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и  достижениями других людей.

Творческое воображение  – это самостоятельное создание новых  образов, которые реализуются  в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображение огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.

Источник творческой деятельности – общественная необходимость, потребность  в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены  были придумывать, изобретать новое  для удовлетворения потребностей.

Наиболее сложный прием  творческого воображения – типизация.

Художники, писатели, скульпторы в большой мере опираются именно на нее.

Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить ее единичное лицо или событие, а типичное, много  раз повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс  разложения и соединения, в результате чего выкристализовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми).

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или  иной прием создания творческих образов  используется, в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства  знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцентирование, типизация, в литературном труде – типизация.

Особый вид воображения  – мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни  и деятельности конкретного человека, конкретной личности.

Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение  для его осуществления.

Еще один вид творческого  воображения – фантазия или мечтательность.

Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с  настоящим. К образам фантазии относят  сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты  и явления, которых в природе  нет. И сказки, и научная  фантастика – результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Таким образом, под воображением будет рассматривать психический  процесс создания нового  в форме  образа, представления или идеи. В воображении проявляются все  виды и уровни направленности личности; они порождают и различные  уровни воображения.

В психологии выделяются следующие  виды воображения: непроизвольное или  пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

Воображение играет в жизни  ребенка большую роль, чем в  жизни взрослого, проявляется гораздо  чаще и допускает значительно  более легко отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения –  это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного  опыта. Об особенностях развития воображения  в дошкольном возрасте пойдет речь в следующем параграфе.

1.2 Особенности развития  в дошкольном возрасте:

По Л.С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни.

Появление зачатков воображения  относятся к концу раннего  возраста. В том возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребенок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнка своего переживания.

В дошкольный период наряду с развитием непроизвольного  воображения появляется качественно  новый тип воображения – произвольное воображение. Появления и дальнейшее развитие целенаправленного воображения  в этом возрасте психологически связывают  с возникновением новых, более сложных  видов деятельности, с изменением  содержания и форм общения ребенка  с окружающими, в первую очередь  – со взрослыми.

В начале образы произвольного  воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослых в сюжетно-ролевой игре. «Игра  ребенок, - пишет Л.С. Выготский, - не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»

Д.Б. Эльконин указывает, что игра детей – дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовать замыслы и планы коллективных и и ндивидуальных действий.

Несколько позже произвольное воображение проявляется и в  других видах деятельности, требующих  предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.).

Л.С. Выготский отмечает, что мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной мпредмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, ак результатом его психического и главного речевого развития.

С возрастом в игровых  сюжетах все большее место  отводится речи, и все меньшее  время занимает действие. Воображение  все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще  не сложилась, ребенку необходим  партнер, который в основном выступает  в роли слушателя. Этот партнер может  не вмешиваться в игру, но он все  – таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики, как  своего, так и чужого персонажа.

Т.А. Репина указывает на то, что целенаправленность воображения  ребенка, устойчивость его замыслов  возрастают от младшего к старшему дошкольному возрасту. Это, в частности, находит выражение и в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в  более детальном предварительном  планировании ее хода.

Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя  опора. На первых этапах, в период своего зарождения, воображение дошкольника  практически неотделимо от реальных действий с воспринимаемым  им игровым  материалом. Сам процесс воображения  ребенка в ролевой  игре определяется характером игрушек, наличием атрибутов  роли.

Наиболее значимо сходство предметов – заместителей с заменямыми предметами в играх детей младшего и среднего дошкольного возраста. У старших дошкольников уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материалаэ, их воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко (как показало исследование Т.А. Репиной) развертывается игра у старших дошкольников, когда в качестве игрового материала они используют природный материал (шишки, камешки, листья, палки).

К числу наиболее доступных  для дошкольников приемов преобразования действительности относится смещение величин, которое доводится детьми до одной из противоположностей. Вообще преувиличения (гиперболы) широко используются ими для создания резких противоположностей, легкодоступных примитивному понимаю. Так, например, в сказках, созданных дошкольниками, герои – либо чудо добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т.п.

Новые образы создает ребенок, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропоморфические), наделяя их способностью к превращению (в другой предмет, состояние и  т.п.)

Нельзя не обратить внимание на высокий уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения. Особенности заметно эмоциональность детского воображения проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным (с их точки зрения), эмоционально насыщенным ролям (поэтому может оказаться не занятой роль начальника гаража и не хватить машин для желающих быть шоыерами и т.п.).  огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняет тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком, настоящие.

Л.С. Выготский считает, что «отлет же от действительности» детского фантазирования заключается главным образом в том , что ребенок не знает основных закономерностей объективной действительности, не учитывает их и потому легко нарушает жизненную реальность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности  скорее проявлением слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения.

Воображение ребенка развивается  в процессе его жизни под влиянием условий жизни и воспитании. Его  развитие предпологает накопление опыта и выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.

Таким образом, особенности  развития воображения у детей  старшего дошкольного возраста состоят  в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а  с другой стороны – непроизвольным характером. Воображение в старшем  дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит  во внутренний план, отпадает необходимость  в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает  произвольный характер, предпологая создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предпологая создание замысла, его планирование и реализацию.

В воображении же дошкольника  большую роль начинает играть общий  замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять  свои действия. Воображение старшего дошкольника преобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своем развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.

1.3 Способы развития воображения  в изобразительной деятельности  у детей старшего дошкольного  возраста.

Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных  умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу  требований к изобразительным навыкам  дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни  многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.

Большое внимание в построении всей системы обученияизобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка.

В своей работе по руководству  изобразительной деятельности детей  педагог должен сочетать методы коллективного  обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Отечественная педагогика считает  бесспорным зависимость правильного  развития всех сторон личности от обучения. Развитие воображение и творческих изобразительных способностей также  подчиняется этой закономерности.

Идеалистичность зарубежных теоретиков в понимании развития воображения у дошкольников особенно видна, когда ставится вопрос о роли обучения и воспитания. Почти все  исследователи согласны с теорией  спонтанного развития ребенка, хотя в теоретических положениях отводят  большую роль педагогу. Так, профессор  Лоунфельд пишет: «Идеалистическая концепция ребенка как врожденного художника, которому нужно получить лишь художественные материалы и ничего больше, чтобы начать творить, принесла такой же вред, как и прежнее игнорирование детского творческого импульса.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности