Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………28

2.2. Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения...33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

Работа содержит 1 файл

Государственное образовательное учреждени1.docx

— 99.47 Кб (Скачать)

                       Государственное образовательное учреждение

                           среднего профессионального образования

                             Уфимский  педагогический колледж  № 1

 

 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА

                              По дисциплине «Психология»

На тему «Развитие творческого воображения у детей шестого

          года жизни на занятиях по изодеятельности»

 

                                                                 Исполнитель:

                                                                           Попова Екатерина Николаевна

                                                                           Специальность 050704

                                                                          Группа       «Б»

                                                                         Номер зачетной книжки №353

                                                                         Руководитель:

                                                                          Ихсанова Юлия Александровна.

 

 

                                                     Уфа 2012

                                       ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ  ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    1. Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
    2. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
    3. Способы развития воображения в изобразительной деятельности  у детей  старшего дошкольного возраста………………………………………………16

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1.    Виды изобразительной  деятельности и их возможности  для развития творческого воображения  детей старшего дошкольного возраста………………28

2.2.    Потенциальные  возможности занятий по изобразительной  деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста в развитии  творческого воображения...33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

 

Введение 

В последнее время в  нашем обществе все более остро  встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает  особая необходимость в изучении развития творческих процессов и  нахождения путей их оптимизации.

Психологи доказали, что  воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных  этапах его жизни. Особенно значимым становится выявления специфики  воображения, закономерностей его  развития и становления при изучении дошкольного детства, так как  именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие ( Л. С. Выготский, Л. С. Рубенштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение  взрослого человека над его развитой душой».

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С.,  Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубенштейн С. Л., Вернер

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

К сожалению, на сегодняшний  день нет методик, диагностирующих  функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик  диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную  трудность изучения данной сферы  психики и использования имеющихся  результатов в процессе организации  деятельности дошкольников.

Формирование и развитие воображения в изобразительной  деятельности — наименее разработанный  вопрос психологической науки, нуждающийся  в тщательном опытном исследовании.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием  методических рекомендаций по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной  деятельности.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении влияния  изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила  сформулировать тему исследования: «Потенциал изобразительной деятельности в  развитии творческого воображения  детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: изобразительная  деятельность детей старшего дошкольного  возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который  оказывает большое влияние на развитие творческого воображения  у детей старшего дошкольного  возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило  выдвинуть следующую гипотезу: развитие творческого воображения у детей  старшего дошкольного возраста происходит в процессе деятельности. Оптимальным  средством для его развития у  шестилетних детей на занятиях изобразительной  деятельностью является использование  нетрадиционных техник изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретиеские аспекты развития воображения у тедей старшего дошкольного дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

    1. Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке

По определению, данному  в психологическом славаре воображение–это универсальная человеческая способность к постраению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Я. Л. Коменский определяет воображение как своеобразную форму  отражения действительности, заключающуюся  в создании новых образов и  идей на основе имеющихся представлений.

Воображение – это способ овладения человека сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.

Л. С. Выготский описывая связь воображения с действительностью, убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, операется на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплащение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.

Характерным свойством воображения  является и его относительная независимость от «наличной ситуации», свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований.

Под воображением  понимают психический познавательный процесс  создания новых образов путем  переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом  опыте.

Процессы воображения  имеют аналитико-синтетический характер. Воображение-отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображения дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекамбинирование материала, хранящиесяв памяти, а у дошкольников этих знаний не достаточно. Отсутствие такого знания-недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствиязнаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.

Воображение – это психический процесссоздания предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того что бы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления  и удержать их в памяти.

Воображение в своем спецефическом смысле может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подленное воображение. В процессе развития оно сначала-следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он раельно изменяет действительность. В каждом действии в котором человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно  связано с реальным преобразованием  ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

Всякое воображение пораждает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, например, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину  того,  чего вообще не было. Так М.В. Водопьянов или И.Д. Папанин  могли  в своем воображении  представить  себе полет  на Северный полюс и  высадку  на нем тогда, когда это  только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая  ли.

Воображение – одна из фундоментальных характеристик человека.  В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Филосов Э.В. Ильенков писал «сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, пренадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя  сделать ни шагу не только  в искусстве… Без силы  воображения невозможно было бы  даже перейти улицу  сквозь поток автомашин. Человечество,  лишенное фантазии, никогда не запустило было в космос ракеты».

Д.Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, не умным человеком, не мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность  вызывать  образы.

При помощи воображения человек  отражает реальную действительность, но в иных,  необычных, часто неожиданных  сочетаниях и связях. Воображение  преобразует действительность и  создает на этой основе новые образы.

Воображение тесно связано  с мышлением, поэтому способно активно  преобразовывать, жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.  Вообще воображение  связано со всеми сторонами психической  деятельности человека: с его восприятием, мышлением, памятью, чувствами.

Воображение - познательный процесс и имеет в своей основе  аналитико – синтетическую деятельность человеческого мозга.

Физиологическая основа воображения  – образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже  сформировавшихся в коре больших  полушарий.

Основное значение воображения  состоит в том, что без него был бы возможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе коненого результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций.

Первая из них состоит  в том, чтобы представлять действительность в образах и  иметь возможность  пользоваться ими, решать задачи. Эта  функция воображения связана  с мышлением и органически  в него включена.

Вторая функция  воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается  в психоанализе.

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной  регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человека может обращать внимание на нужные события. Посредством  образов он получает возможность  управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения  состоит в формировании внутреннего  плана действий – способности  выполнять их в уме , манипулируя образами.

Наконец, пятая функция  – это планирование и программирование деятельности, составление таких  программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности