Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа
Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………28
2.2. Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения...33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального
Уфимский педагогический колледж № 1
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Психология»
На тему «Развитие творческого воображения у детей шестого
года жизни на занятиях по изодеятельности»
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Виды изобразительной
деятельности и их возможности
для развития творческого
2.2. Потенциальные
возможности занятий по
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.
Введение
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.
Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявления специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие ( Л. С. Выготский, Л. С. Рубенштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К. Д. Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».
Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубенштейн С. Л., Вернер
В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.
К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.
Это составляет объективную
трудность изучения данной сферы
психики и использования
Формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности — наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном опытном исследовании.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически
выявить и путем опытной работы
доказать, что изобразительная
Изучение психолого-
Глава I. Теоретиеские аспекты развития воображения у тедей старшего дошкольного дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
По определению, данному в психологическом славаре воображение–это универсальная человеческая способность к постраению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Я. Л. Коменский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.
Воображение – это способ овладения человека сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.
Л. С. Выготский описывая связь воображения с действительностью, убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, операется на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплащение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей.
Характерным свойством воображения является и его относительная независимость от «наличной ситуации», свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.
Процессы воображения
имеют аналитико-синтетический
Воображение – это психический процесссоздания предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того что бы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.
Воображение в своем спецефическом смысле может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подленное воображение. В процессе развития оно сначала-следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он раельно изменяет действительность. В каждом действии в котором человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.
Всякое воображение пораждает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, например, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так М.В. Водопьянов или И.Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли.
Воображение – одна из фундоментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Филосов Э.В. Ильенков писал «сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, пренадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило было в космос ракеты».
Д.Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, не умным человеком, не мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы.
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.
Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать, жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, мышлением, памятью, чувствами.
Воображение - познательный процесс и имеет в своей основе аналитико – синтетическую деятельность человеческого мозга.
Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы возможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе коненого результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решать задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения
состоит в регулировании
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человека может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме , манипулируя образами.
Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.