Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………28

2.2. Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения...33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

Работа содержит 1 файл

Государственное образовательное учреждени1.docx

— 99.47 Кб (Скачать)

Несмотря на это положение, очень много внимания уделяется  интуиции и самовыражению, которые  понимаются в идеалистическом плане  как самопроизвольные понятия, оторванные от влияния окружающей действительности. Это сказывается, прежде всего, в  разрыве творческого и интелектуального развития.

Для новой системы художественого воспитания во Франции характерно глубокое преклонение перед художественно-творческими возможностями детей. Детские рисунки определяются как «шедевры», основанные на интуитивном творчестве; взрослые утрачивают эту непосредственность выражения.

Проблемы творческого  процесса широко разрабатывались в  отечественной психологии. В настоящее  время исследователи ведут поиск  интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание  интеллектуальных и мотивационных  факторов или же рассматривается  как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в  частности.

Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается  из более элементарных и простых форм более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.

В этой связит можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт предствляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Важнейшими составными частями  процесса творческого воображения  являются диссоциация и ассоциация восприятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы «рассекается» на части одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.

Таким образом, воображение  творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные  результаты.

Новым и прогрессивным  в рассмотренных теориях является то, что развитие воображения в  изобразительной деятельности поставлено основной задачей эстетического  воспитания, и возможность такого развития признана за всеми детьми, большая роль отводится среде, педагогу. Но все эти положения сочетаются с неверными обоснованиями и  неправильными методологическими  выводами.

«Истоки  воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.

Рисование популярно среди  детей дошкольников в 5-6,5 лет. Ррисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие сецифические  особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Лепка позваляет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. ценно, что свойства используемых в лепке материалов позваляют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.

Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а  человека определеннго возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т.д.  Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать  из бумаги разнообразные  сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как  индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся акккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезания, правила работы с клеем.

В процессе изобразительной  деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координацция, необходимые для подготовки ребенка к письму.в наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.

Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить  рукой ритмичные, равномерные, плавные  движения. Формированию такого рода движений способствует рисоване растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. в процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.

 Знакомство детей с основными формами, близкими геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют, позднее, овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе.

На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение  согласовывать свои действия с товарищем.

На занятиях изодеятельностью формируются и закрепляются уменяи и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, свою работу, выполнять в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свотю работу, найти ошиби и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материал.

Таким образом, рассмотрев теоретические  аспекты потенциала изобразительной  деятельности в развитии воображения  у детей старшего  дошкольного  возраста, мы пришли к выводам:

1.Воображение – это  психический процесс создания  образов предметов, ситуаций, обстоятельств  путем приведения, имеющихся у  человека знаний в новое сочетание.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций. Первая из них  состоит в  том, что бы предствалять действительность в образах. Вторая функция вображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья  функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции позновательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

В психологии выделяют следующие  виды воображения: непроизвольное или  пассивное: сновидение, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

2.Воображение играет в  жизни ребенка большую роль, чем  в жизни взрослого, проявляется  гораздо чаще и допускает значительно  более легко отступление от  действительности, нарушения жизненной  реальности. Неустанная работа воображения  – это один из путей, ведущих  к познанию и освоению детьми  узкого личного опыта.

В первой половине дошкольного  детства у ребенка преобладает  репродуктивное воображение, механически  воспроизводящее полученные впечатления  в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в  запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

3.Эффективнее всего развивать  воображение у детей дошкольного  возраста предпологается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.

На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от  работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с товарищами.

Выводы по главе I

Мы рассмотрели такие  вопросы, как понятие «воображение», особенности его развития и способы  развития воображения в изобразительной  деятельности.

По определению, данному  в психологическом словаре, воображение  – это универсальная человеческая способность к построению новых  целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального  и эмоционально-смыслового опыта.

Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполпгающий и проектный характер. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Воображение-отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания-недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое. Однако воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удерживать их в памяти.

Воображение тесно связано  с мышлением, поэтому способно активно  преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение  связано со всеми сторонами психической  деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами. В психологии выделяют следующие виды воображения:

Непроизвольное или пассивное  воображение – новые образы возникают  под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Произвольное, или активное воображение – это процесс  преднамеренного построения образов  в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает  в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется  на  воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соотвествии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют.

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности