Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытной работы доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие «Воображение» в психолого-педагогической науке………………6
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………..12
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………28

2.2. Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения...33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

Работа содержит 1 файл

Государственное образовательное учреждени1.docx

— 99.47 Кб (Скачать)

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как  правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования  способствуют развитию конструктивного  мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить  создаваемый предмет (мысленно или  на основе имеющегося образца), форму  его частей, мысленно примерить имеющиеся  у него готовые формы, выявить  их пригодность и после этого  использовать (соединять отдельные  части, добавлять детали, если требуется  — применять раскраску). Сложный  процесс формирования конструктивного  мышления требует внимательного  и четкого руководства со стороны  воспитателя. Все рассмотренные  виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта  связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Некоторые  темы являются общими для всех видов  — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники  старшей или подготовительной групп  во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут  использовать в сюжетном рисовании  без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют  ли дошкольники необходимыми для  этой работы изобразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения  формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с  лепки, где она дается объемной. В  аппликации ребенок знакомится с  плоскостной формой круга. В рисовании  создается линейный контур. Таким  образом, при планировании работы воспитатель  должен тщательно продумать, использование  какого материала позволит детям  быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные  дошкольниками на занятиях одним  видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

2.2 Потенциальные возможности  занятий по изобразительной деятельности  с детьми старшего дошкольного  возраста в развитии творческого воображения

Разработанная нами методика «Мир детской фантазии» направлена на развитие воображения у детей  старшего дошкольного возраста посредством  творчества на занятиях по рисованию. Методика рассчитана на один год (35 ч) при  условии, что занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 25-30 мин.

В основу занятий были положены как ранее разработанные методики по изобразительной деятельности (Т.К. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина), так и собственные авторские наработки, касающиеся нетрадиционных приемов изображения (рисование тканью, свернутой в трубочку; «точечное рисование»; рисование по сжатой бумаге; оттиск целлофаном; рисование косметическими тенями), а также их сочетаний. Так, на одном занятии предусматривается и обрывание бумаги, и тычкование, и восковые мелки, и акварель; на другом - косметические тени, рисование по мокрой бумаге пальчиками.

Систему занятий построили  с учетом дидактических принципов, приведенных ниже.

1. Принцип сознательности  и активности, основанный на осознанном  включении детей в творческую  деятельность, самостоятельный поиск  ими выразительных средств, использование  нетрадиционной техники изображения,  стремление к творческому самовыражению  в продуктивных видах деятельности. Данный принцип предполагает  использование таких методов  и приемов как объяснение, разъяснение,  беседу, наблюдения, показ нетрадиционной  техники изображения, выразительных  возможностей изобразительного материала.

2. Принцип наглядности,  приобретающий особую значимость  в дошкольный период. Для детей  старшего дошкольного возраста  характерно наглядно-образное мышление. Этот принцип позволяет формировать  у ребенка художественно-эстетическое  восприятие и вкус, эмоционально-чувственное  отношение к действительности; предлагает  просмотр картин известных художников, иллюстраторов; наблюдения за  природными явлениями; посещение цирка и музеев.

3. Принцип систематичности  и последовательности, реализуемый  через постепенное овладение  практическими навыками и умениями  в области нетрадиционной техники  изображения, использование средств  выразительности. Так, на первых  занятиях детям предлагается  научиться рисовать пальчиками, делать набрызг, а в конце учебного года их знакомят с разными видами монотипии, граттажа. Творчество необходимо развивать не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдения, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений. Предлагаемая тематика занятий ориентирована на изменения в природе и событий в социальной жизни.

4. Принцип доступности,  опирающийся на психологические  особенности детей. При организации  занятий следует учитывать идею  о «зоне ближайшего развития»:  сначала детей знакомят с известными  событиями и явлениями окружающей  действительности, а затем с такими, как космос, День защитника Отечества,  перелетные птицы и др.Тематика занятий должна быть интересной, например, «День смеха», «Волшебный мир зверюшек и птичек», «Необычное животное» и др.

5. Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально-личностных  особенностей детей : темперамент, характер, интересы и др. Данный принцип реализуется через рисование по замыслу, свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения.

Ведущей формой обучения выступило  занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники  изображения. Это способствует не только развитию творческого воображения  у детей, но и повышению проявления эмоциональной отзывчивости, самостоятельности  в повседневной деятельности, индивидуальности. Работа проводилась в старшей группе МАДОУ  детского сада №222, состоящей из 15 детей.

Предлагаем конспекты  занятий для детей старшего дошкольного  возраста, вошедших в нашу программу.

Тема «Мои игрушки»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать  творческие способности.

• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пенопластом.

• Совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук.

• Развивать чувство цвета.

ОБОРУДОВАНИЕ

Лист бумаги; мисочка или  пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушка  из тонкого поролона, пропитанного гуашью; плотная бумага; кусочки  пенопласта; акварельные краски.

ПОДГОТОВКА

Проводится беседа на тему «Игрушки»; чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».

Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный метод, (демонстрация).

* * *

Педагог вместе с детьми вспоминает, какие игрушки имеются  в группе, как с ними можно играть. Дети стараются описать их. Педагог  зачитывает стихотворение об игрушках.

Игрушки

Тьма игрушек у меня:

Ванька-встанька, два коня,

Пестрый мячик,

Толстый мальчик,

Мишка,

Зайка,

Кукла Майка.

Иногда я папу с мамой

Приглашаю поиграть.

Но молчит голыш

упрямый –

Не желает отвечать.

Кукла дуется, молчит,

Мишка хнычет и ворчит.

Говорю я

Мишке, зайке,

Двум лошадкам,

Кукле Майке:

- Так упрямиться

Нельзя –

Папа с мамой нам  друзья!

К. Кубилинскас

Педагог предлагает ребятам  нарисовать свою любимую игрушку. Для  этого необходимо прижать пенопласт к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, необходимо сменить мисочку и пенопласт. Недостающие детали дорисовываются акварельными красками.

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует рисунок каждого ребенка: какую игрушку хотел изобразить малыш, получилось ли это сделать, что не получилось нарисовать и почему.

Пальчиковая гимнастика

«Игрушки»

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

Попеременно хлопают в  ладоши и стучат кулачками. Загибают поочередно пальчики.

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Разгибают поочередно пальчики. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Дети научились использовать шаблон из пенопласта как основу для  своих рисунков. Изображения получились яркими, структура пенопласта придала  рисункам новое видение обычных  вещей. Дети с радостью приняли участие  в занятии. Небольшую сложность  вызвало дорисовывание деталей, но после небольших разъяснений проблема была решена.

Тема «Волшебный мир зверюшек и птичек»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать  творческие способности, воображение.

• Знакомить с правилами  работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная.

• Научить стилизовать  и обобщать форму, исключая мелкие детали.

• Продолжать воспитывать  умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать развивать тонкие движения руки.

• Воспитывать аккуратность в процессе работы.

ОБОРУДОВАНИЕ

Черная тушь; баночки с  водой; кисточки; акварельные краски; лист бумаги; магнитофонная запись «Музыка леса».

ПОДГОТОВКА

До занятия ведется  просмотр вместе с детьми иллюстраций  наиболее известных животных и птиц в творчестве русских художников: Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.В. Лебедева.

Методы: наглядно-действенный (иллюстрация, демонстрация) и словесный (объяснение, разъяснение).

* * *

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в волшебный мир зверюшек и птичек. Поскольку это волшебный мир, то и звери и птички здесь будут тоже необычными. Предлагаю вспомнить известных вам птиц и животных (их место обитания, повадки и т.д.).

Дети выполняют задание.

А теперь попробуйте нарисовать с помощью черной туши и белой  гуаши. Работать с этим материалом надо осторожно, чтобы не испачкаться. Рисовать животное или птицу следует только на одной половине листа, т.е. половину туловища, потому что, сложив лист бумаги пополам, изображение «отпечатается» на другой.

Дети рисуют изображение  птицы или животного акварельными красками. Контур животного или птицы  обводят черной тушью, ею же дорисовывают глазки, носик, ротик, усики. В волшебном  мире животные и птицы необычные: разной формы (круглой, овальной, треугольной), строения (с двумя головами, несколькими  хвостами), окраса (одно животное может  пестрить красками, а другое быть невидимым).

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Всем хватило зернышек.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

По окончании занятия  организуется выставка детских работ. Дети самостоятельно оценивают рисунки, стараются подчеркнуть положительное в каждой работе. Педагог проводит беседу, отмечая с какими трудностями встретились ребята при рисовании необычных птиц и животных, сразу ли возник замысел того или иного животного, запомнили ли они с помощью какой техники рисовали.

В свободное от занятий  время можно поставить инсценировку по любой сказке о животных или сходить в зоопарк.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Занятие оказалось для  многих детей несколько сложным, так как данная техника изображения  не практикуется в детском саду. Труднее всего было нарисовать только половину животного, и поэтому рисунки  получились очень разными. Дети научились  делать отпечаток и узнали о зеркальном изображении.

Тема «Спящий зимний лес»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

• Продолжать развивать творческое воображение.

• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная.

• Совершенствовать координированность мелкой моторики.

• Продолжать воспитывать  у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.

• Продолжать учить рассматривать  картины: выделять в них главное - тему,изобразительные средства (колорит, композиция).

Информация о работе Развитие творческого воображения у детей шестого года жизни на занятиях по изодеятельности