Развитие творческого воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования

Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования.

Развитие творческого воображения у детей через систему индивидуальных занятий, в процессе игровой изо деятельности.

Цель работы.

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью и творческого высказывания.

Гипотеза исследования.

Полагаем, что уровень развития творческого воображения старших дошкольников, можно заметно повысить в процессе специально-организованной коррекционно-развивающей работы основанной на игровой деятельности.

Задачи исследования.

•Изучить научно методическую литературу по проблеме.
•Подобрать методику диагностики и развития творческого воображения детей д./в.
•Провести качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.
•Разработать рекомендации по развитию творческого воображения у детей.

Содержание

Введение 2

Глава 1 Современное состояние проблемы творческого воображения.


1. Научно-методические представления о воображении. 4
2.. Виды воображения и способы создания творческих образов. 10
3.. Особенности воображения у дошкольников. 13
Глава 2.

Методики и организация изучения творческого воображения старших дошкольников.


2.1. Описание методик. 30

2.2. Характеристика испытуемых детей. 33

Глава 3.

Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста.



3.1.Состояние творческого воображения испытуемых. 35

3.2. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения. (Формирующий эксперимент). 41

3.3.Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения (контрольного эксперимента). 50

3.4 Психолога - педагогические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения у детей. 60

Заключение. 61

Литература. 62

Работа содержит 1 файл

Керимова Г.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

4.Катя Д.- высокий уровень.

Жила-была тигрица  с малышом, тигренком. Однажды они  решили попутешествовать.  И встретили  добрую зайчиху. Ей понравился тигренок. Она спросила: «Как его зовут?»  «Отважный, сказала тигрица». А зайчиха, говорит: «Пойдемте я познакомлю вас со своей дочкой Звездочкой и нашими друзьями.»

Зайчиха познакомила  тигрицу и Отважного со звездочкой и ежиком, медведем, волком. Потом  они все дружно пошли в парк и катались на всех каруселях. Когда  тигрица и тигренок вернулись  домой они всем рассказали о своих новых друзьях.

5.Вика С. Показала средний уровень т.к. сказка бытового содержания, в картинке не отражен существенный  эпизод сказки.

Заяц очень  любил ходить в гости, особенно летом. Вот и пошел к ежику. А ежик любил когда к нему приходили пить чай. Ежик сделал торт со смородиной и со сливками. Заяц принес вкусные конфеты и заварил чай. Они пили чай и смотрели смешной мультфильм про дятла. Потом играли и пели песенки. Заяц поблагодарил ежика и пригласил погулять по лесу.

6. Даша Н.-средний уровень, сюжет бытовой, рисунок схематический.

"Жил-был  маленький зайчик. Это было летом.  Один раз мама  сказала: «Не уходи никуда. А то волк может съесть. Я пойду на ближний огород и сорву морковки и капусты». Зайчик не послушался зайчихи. Ждал ее, ждал, а потом решил, пока она долго ходит, пойти погулять. Вышел на полянку, а там был песок. Он начал там дом из песка строить. А тут волк выбежал и чуть зайчонка не схватил. Он побежал домой, а там мама. Она его ругала, ругала, а потом пожалела".

7. Вероника Е.- высокий уровень.

"Идет  зайчик и смотрит, не попадется  ли ему огород с морковкой.  Идет-идет и видит: старушка семена сеет. Он подумал: «Помочь надо». «Бабушка, бабушка, можно тебе помочь?»- «Ладно. Я пойду за водой, а ты семена клади». Зайчик понял, что это семена морковки, и решил их съесть» В это время у зайцев соревнование было, кто больше морковки съест. Зайчик пришел и говорит: «Я съел тысячу морковок». А зайцы спрашивают: Где?» - «В семенах». Другие зайцы побежали к старушке. А она решила, что это тот заяц, который все съел, и их прогнала. А заяц остался победителем. А потом пошел к старушке и весь огород новыми семенами засеял».

8. Полина К.средний уровень, рассказывала эмоционально, рисунок не соответствовал придуманной истории.

"Жила-была  злая волшебница. Она всех заколдовывала. В камень превращала. И один мишка в лесу такой камень нашел, серый. Камень ему понравился, и он решил его домой взять. А волшебница как выскочит, как закричит: "Это мой! Не трогай!» А мишка не испугался, взял и стукнул волшебницу.   И тут камень  в  зайчика  превратился,  в  серого.  Это  его волшебница заколдовала. А мишка расколдовал. Они обрадовались и стали дружить вместе».

9.Кристина С.- высокий уровень, сюжет волшебный, оригинальный.

Жил-был  зайчонок. Пошел он в лес однажды. Видит - избушка стоит. Зашел он в нее, а там никого нет. Взял он волшебный меч и пошел. А тут Баба Яга прилетела. Это ее избушка была. Увидела она зайчика и устроила засаду, забор с мусором поставила, чертей посадила и сама села на дерево в ступе. А ему на помощь пришел слоненок. Предупредил о засаде, забор поломал и всех раскидал. Баба Яга улетела, но он ступу хоботом поймал и об землю! Всех победил, и они взялись за руки, пошли к зайчику домой и там угощались.

10.Думан А.- высокий уровень.

Сказала однажды зайчиха-мама своему сыночку идти в лес за грибами, потому что ему уже было, пять лет, т.е. шесть. Насобирал он много грибов и зашел в чащу. Там он встретил мишку. «Зайчик, ты, что здесь делаешь?»- «Грибы собираю. - «А ты знаешь, что тут густая чаща?»Зайчик огляделся и понял, что заблудился. Мишка говорит: «Не могу тебе помочь, я выхода не знаю». Пошли они искать друзей. Встретили еще одного зайчика, а он тоже заблудился. Потом лису встретили, а она и говорит: «Можно я вас съем?»- «Зачем?» - «Хочется, хоть чуть-чуть". А туг большой медведь вышел и говорит: "Хочется-перехочется". Взял он зверят, обошли они весь лес, нашли дом, а там мама. Она их накормила грибным супом и чаем с блинами.

11. Оля М.- средний уровень, рисунок соответствует сюжету, но долго сомневалась, о чем рассказывать.

Жил-был  зайчик. Однажды он пошел гулять. Увидел лисенка и спрашивает: "Куда ты идешь?"- "Я иду гулять, а ты?"- "Я иду к себе домой. Пойдем  в месте?»- "Пошли". Они пошли и видят, сидит филин. Он говорит: "Подождите"- и стал их пугать. А потом увидел, что они смелые, и улетел, а они пошли дальше.

12. Максим П.-высокий уровень ,сказка приключение ,рассказывал очень эмоционально ,нарисовал два рисунка по сюжету..

Жил-был  маленький зайчонок. Звали его  Куцехвостик. Пошел он однажды гулять в лес. Ходил-ходил и сел на маленький кустик. И думает: "Что это кустик такой коричневый? Наверное, завял". А это был медвежонок. Он встал, а зайчонок с него свалился. Встал и говорит: "Хорошо, что в бочку с медом не упал". Познакомились они и решили вместе путешествовать. Сели в самолет и полетели в Африку. А там их встретили обезьяны. Куцехвостик    испугался,    он    таких    не    видел.    Но    ничего,    они    все познакомились и пошли Африку смотреть. Видят -  стоят пальмы. Обезьяны  туда залезли и угостили их кокосами. Они съели, сказали «спасибо» и вернулись домой.  

  13. Аня М.- высокий уровень, но прослеживались детали знакомых сказок, рисунок выполнен детализировано (все герои сказки).

  Жил-был  одинокий заяц. И однажды он увидел в лесу желтую тропинку и пошел по ней. Интересно куда она приведет? Шел, шел и увидел дом, он зашел в него и вышел. И забыл, куда ему идти! А в том домике жила старая ведьма. Заяц пошел по незнакомой дороге и ему встретился волк. Волк спросил зайца: «Что ты гуляешь в моем лесу?». «Я заблудился», заплакал заяц. Волку жалко зайца, и он повел его к себе в пряничный замок. А тут пришла лиса и говорит: «Не плачь, заяц, у меня есть волшебный колобок, он поможет тебе найти дорогу домой». Колобок покатился, а заяц за ним кувырком с горки. И увидел свой дом. Колобок остался у зайца. И теперь заяц не одинокий, потому что у него появились друзья.

  14. Никита Я.- средний уровень. Рисунок яркий, полностью отражающий эпизод, а сказка без определенного сюжета.

  В одном веселом лесу жила зайчиха с зайчатами. Как-то раз они пошли ночью гулять. И увидели красивые огоньки в небе. Зайцы не знали, что это был салют. Они долго смотрели на небо и ждали, когда появятся огоньки салюта. Но праздник кончился. Когда стало светло зайцы пошли домой. Каждую ночь они смотрели на небо и ждали салют.

  15. Настя Г.- высокий уровень.

  Жил-был  старый заяц. У него были друзья, и  он решил их однажды рыбкой угостить. А у него там лодка была красная, с белой полосой, называется «Мечта». Сел он в лодку и поплыл. Потом закинул удочку и стал ждать. Вдруг, что-то клюнуло! Вытащил он, а там рыба. Не золотая, а золотистая. Хотел он ее в лодку положить, а рыба говорит человеческим голосом: «Не ешь меня, я могу исполнить твое желание». Пожалел заяц рыбку, такая она красивая и сказал: «Исполняй. Хочу своих друзей угостить рыбкой». Посмотрел, а у него полная лодка рыбы. Обрадовался заяц, отпустил золотую рыбку и поплыл домой. Принес рыбу и всех своих друзей накормил.  

Вывод. Дети сочинили оригинальные и детализированные сказки, пересказов знакомых произведений нет, поэтому низкий уровень воображения у детей по этой методике равен 0 % (до проведения коррекционной работы на этом уровне находилось 6 детей – 40 %). В работах детей со средним уровнем воображения прослеживались эпизоды из ранее прочитанных сказок, то есть сочиненные произведения носят подражательный характер, и содержание рисунка частично   отражало сюжет сказки. Так, Дима С. Использовал  сюжет про зайца и доктора Айболита, но перенес события сказки в реальную действительность. Никита Я. нарисовал яркий, содержательный рисунок, но сочиненный сюжет был больше похож на короткую историю, а не на сказку, отсутствовало продолжение и окончание истории. История, рассказанная Олей М., больше отражала внутреннее состояние девочки, возможно тревогу и страх, рисунок содержит схематическое изображение героев, одним синим карандашом. С этим ребенком необходима дополнительная работа психолога. Полина К. сочинила сказку с волшебным сюжетом, рассказывала очень эмоционально, использовала мимику и жесты, а рисунок совсем  не соответствовал придуманному. Рисунок в этом случае помог, как эмоциональная разрядка и выброс лишней энергии, девочка выразила свое эмоциональное состояние. Это говорит о том, что ребенок не научился планировать и согласовывать свою деятельность для реализации, задуманной идеи. Значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем воображения 9 детей (60%), в начале эксперимента было 3 детей (20%). У этих детей сказки  о приключениях и волшебстве. Они сюжетно организованы, имеют логическую завершенность, что свидетельствует о том, что дети понимают и устанавливают взаимосвязь воображаемых событий с реальностью. Возросла  детализация в сказках, увеличилось общее количество персонажей, появились второстепенные персонажи, давались развернутые описания предметов и героев. Есть сочинения, где заданный персонаж в теме сказок становится второстепенным, что привело к увеличению количества оригинальных сказок. В рисунках дети старались передать, не только героев, но и связный сюжет сказки, используя все многообразие художественных средств. Дети проецировали в рисунках свои переживания и эмоции, так через содержание своих творческих продуктов они сигнализируют о своем состоянии, нам известно, что творческое воображение детей основывается на индивидуальных  предпочтениях и связано с определенными чертами личности.

             Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная коррекционная развивающая программа является эффективной. Использование художественных дидактических игр и упражнений привело к значительному повышению уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Коррекционная работа в большей степени повлияла на детей с исходно низким и средним уровнем воображения; результаты детей с высоким уровнем остались без изменения. Чтобы творческое воображение у детей  продолжало активно развиваться, необходима поддержка педагогов и родителей.  

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4. Психолога – педагогические  рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

   В последнее  время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они пытаются научить ребенка читать и считать, записывают его во всевозможные кружки и не всегда понимают важность творческого развития ребенка, чаще всего, загружая память и обучая навыкам по показу и образцу. Задача взрослых, окружающих ребенка, помогать развивать творческие способности ребенка, не регламентировать его творческую деятельность.

   1. Стремиться  наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития любознательности.

   2. Набраться  терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие. Обеспечивайте ребенку максимальную самостоятельность .

   3. Заинтересовать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть.

   4. Не делать скоропалительных выводов. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны в деятельности ребенка. Стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре.

   5. Для  маленьких детей надо игру  оживить сказкой или волшебной  историей.

   6. Не  сдерживать двигательную активность  ребенка, оказывайте ребенку эмоциональную поддержку.

   7. Предлагайте ребенку возникающие у него проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты. Обязательно  начинать  с задач   посильных или с более простых их частей, потому что успех в самом начале деятельности  имеет большое значение.

      

                                         Заключение.

   Проведенная работа по развитию творческого воображения  дала положительный результат. Это  значит, что гипотеза подтвердилась. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение в активные формы игровой деятельности, прежде всего, художественной дидактической игры. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры. Различие образов, возникающих у детей, зависит от своеобразия психических процессов, общего уровня интеллекта, от жизненного опыта и личных качеств ребенка. Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Принуждение – враг творчества. Л. С. Выгодский предупреждает, что ни в коем случае недопустимо исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению. «Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения, и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения дошкольника по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели» (5.с.451).

   Окружающие  ребенка взрослые (родители, воспитатели и другие) должны организовать атмосферу творчества, стимулировать состояние детей, когда разбужены их чувства, когда ребенок увлечен тем, что делает. Необходимо вовлекать детей в разнообразные виды деятельности, учить наблюдать, видеть удивительное и прекрасное в окружающем мире, использовать задания, способствующие развитию воображения, фантазии, готовности к творчеству. 

Литература.
 

1.Алексеевская  Н.А. Озорной карандаш. - М., «Лист», 1998. – 144 с. (из серии «Через игру к совершенству»)

2. Афонькина Ю. А., Урунтаева Г.А.

Практикум по дошкольной психологии М., изд. Центр «Академия», 2000,-с.304

3.Богоявленская Д.Ю.

.Психология  творческих способностей ,М., «Академия», 2002, 320 с. 

4.Вайнцвайг П.

Десять заповедей  творческой личности. М., «Прогресс» , 1990, 192 с.   

Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников