Развитие творческого воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования

Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования.

Развитие творческого воображения у детей через систему индивидуальных занятий, в процессе игровой изо деятельности.

Цель работы.

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью и творческого высказывания.

Гипотеза исследования.

Полагаем, что уровень развития творческого воображения старших дошкольников, можно заметно повысить в процессе специально-организованной коррекционно-развивающей работы основанной на игровой деятельности.

Задачи исследования.

•Изучить научно методическую литературу по проблеме.
•Подобрать методику диагностики и развития творческого воображения детей д./в.
•Провести качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.
•Разработать рекомендации по развитию творческого воображения у детей.

Содержание

Введение 2

Глава 1 Современное состояние проблемы творческого воображения.


1. Научно-методические представления о воображении. 4
2.. Виды воображения и способы создания творческих образов. 10
3.. Особенности воображения у дошкольников. 13
Глава 2.

Методики и организация изучения творческого воображения старших дошкольников.


2.1. Описание методик. 30

2.2. Характеристика испытуемых детей. 33

Глава 3.

Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста.



3.1.Состояние творческого воображения испытуемых. 35

3.2. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения. (Формирующий эксперимент). 41

3.3.Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения (контрольного эксперимента). 50

3.4 Психолога - педагогические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения у детей. 60

Заключение. 61

Литература. 62

Работа содержит 1 файл

Керимова Г.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

Низкий  уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции. 

 Для более полного представления о развитии воображения каждого испытуемого ребенка, его поведении, эмоциональном состоянии родителям была предложено заполнить анкету « Как развита фантазия у вашего ребенка?»  

Анкета  для родителей.

1. Увлекается ли ребенок рисованием?  

2. Придумывает  ли он  сказки, персонажей, рассказывает  ли о своих вымышленных действиях?  

3. Когда он рассказывает какой - нибудь подлинный случай, прибегает ли 
он к вымышленным подробностям для украшения?

4. Любит ли он импровизировать под музыку танцы или стихи ?

5. Плачет ли  он под впечатлением посмотренной  сказки или прочитанной книги?

6. Как вы относитесь  к фантазиям ребенка? Почему?

7. Чем отличается фантазирование от лжи ? 

8. Как вы развиваете  фантазию, воображение вашего ребенка? 
 
 
 

    2.2. Характеристика испытуемых детей.

    В эксперименте участвуют  15 детей 6-7 лет. Самой старшей в группе 7лет 3месяца Даше Н., а самым младшим девочкам Алине Е. и Оле М. по 6 лет 2 месяца.   

Все дети из полных, социально благополучных семей.12 детей являются единственным ребенком в семье. У детей: Насти Г., Вероники К., Думана А. в семье старшие братья и сестры. Всего 11 девочек и 4 мальчика. Все дети посещают подготовительную группу ,  а дошкольное учреждение – четвертый год.  

Данные анкеты показали, что родители положительно относятся к фантазиям детей, стимулируют к занятиям изодеятельностью, слушанию книг. Считают, что воображение  необходимо развивать, но многие не представляют, как это правильно делать. Некоторые родители затруднялись в определении отличия лжи от фантазии. Дети очень эмоциональны, доброжелательны, испытывают постоянное желание работать в мини группах.

Исследования  проводились в обычной для детей обстановке, в дневное время,  длительность зависела от особенностей восприятия каждым ребенком предложенной инструкции, темпа выполнения задания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Экспериментальные исследования творческого воображения детей.

    1. Целью констатирующего эксперимента явилось изучение творческого воображения детей. Первоначально мы использовали методику: тест Е. Торренса «Неполные фигуры» (диагностика творческих способностей).

 Проведение исследования.

После получения  задания дети задавали вопросы: «можно ли …», «зачем это рисовать…», а  если не получиться? Или «я не умею»  Неуверенность детей настораживала, но задание все дети выполнили, одни более успешно и быстро, другие долго размышляли, в основном не, что рисовать, а как, чтобы было красиво. 

Таблица № 1. Диагностика  творческих способностей детей. 

  Ф.И. ребенка квадрат круг треугольник примечание
1 Настя Л. телевизор колобок елка Нет оригинальных

изображений

2 Катя Д дом солнце елка Нет оригинальных изображений
  3 Вика С. дом солнце косынка      

         нет оригинальных

4 Алина Е. дом колесо конверт 1 оригинальное
5 Дима С. телевизор Мяч дом Нет оригинальных
6 Даша Н. дом колобок пирамидка Нет оригинальных
7 Вероника Е. табуретка черепаха Дом 2 оригинальных
8 Полина К. стол мяч Пирамидка Нет оригинальных
9 Оля М. дом шарик елка Нет оригинальных
10 Думан А. Тумбочка  солнце лодка 1 оригинальное
11 Кристина С. портфель колобок Скворечник Нет оригинальных
12 Никита Я. дом    зеркало елка 1 оригинальное
13 Аня М. картина солнце девочка 1 оригинальное
14 Максим П. телевизор Шарик на елку Елка Нет оригинальных
15 Настя Г. экскаватор солнце Девочка-принцесса 2 оригинальных
 
 

На основе временных критериев оценки творческих способностей детей мы количественно и качественно проанализировали результаты.

Наиболее часто  встречаются схематические изображения. Дети дорисовывали формы до определенного  целого предмета. В некоторых случаях  дополняли различными деталями и соотносили с определенными представлениями о предмете. « Солнце светит ярко», « колобок катится по дорожке», «пирамидка маленькая» и так далее .В результате: дом-9 изображений, телевизор-4 изображения, солнце-5 изо., колобок-3 изображения, мяч-3 изображения, елка-4 изображения, пирамидка-2.

Таким образом, дети рисовали то, что видели в группе (игрушки) или то, что их научили  рисовать. Оригинальных, не повторяющихся изображений, было мало всего 9 :  (экскаватор, табуретка, картина, черепаха, зеркало, лодка, девочка, конверт, принцесса).

В 1 группе детей  не оказалось, так как не было оригинальных изображений по всем предложенным фигурам.

      Во 2 группе –  2 ребенка (Настя Г, Вероника). Показали по два оригинальных изображения. Сначала девочки рассматривали фигуры в различных положениях, а затем выбрали возможный вариант для изображения предметов, включив их в определенный сюжет с добавленными объектами: « экскаватор работает на стройке ( дополнительный объект – дом)», « принцесса смотрит в зеркало – дополнительный объект)».

      В 3 группе – 3 ребенка (Катя Д, Думан А., Никита Я., Алина Е.). Эти дети изобразили по одному неповторяющемуся ни у кого из группы изображения (лодка, картина, конверт и часы).

      В 4 группе – 10 детей, в работах нет оригинальных изображений.

1 группа - оригинальные  изображения в 3-х случаях: 0%

2 группа - оригинальные  изображения в 2-х случаях: 13 %

3 группа -  оригинальные  изображения в одном случае: 27 %

4 группа - нет оригинальных изображений: 60 %.

 Полученные результаты показали, что творческое воображение детей этой группы развито слабо. Дети не творили, а воссоздавали то, что умели изображать.

Далее мы определяли уровень развития воображения у  детей на основе методики О. М. Дьяченко.

Проведение  исследования.

Детям было предложено стать авторами и художниками своей книги, т.е. создать свою книгу на память малышам, подарок от выпускников детского сада. Большинство детей не сразу приступили к работе. Многим приходилось повторять инструкцию.

Таблица № 2. «Определение  уровня развития воображения у детей» по методике Дьяченко О.М.

Настя Л. Колобок.

Колобок встретил зайчика – девочку. Колобок сидел  под деревом и боялся зайчика. Чайки прилетели и сказали  Колобку: «Не бойся зайку, она  добрая». Колобок дальше покатился, а зайчик ушёл. Хотел зайка встать на пенек спеть песенку, но упал.

Низкий

сказочный

Катя  Д. Волшебница

Гулял   король по лесу и нашел  куколку в траве. Стала она ему дочкой. Не простая была куколка, она исполняла желания. Назвал ее король волшебницей.

Сказочный сюжет

средний

Вика  С. Пересказала содержание знакомой сказки «Теремок» эмоционально, но своего ничего не придумала. Низкий уровень
Алина Е. «Заюшкина избушка  »

зайка пошел  гулять и заблудился. Искал дорогу домой, когда нашел, пришел домой  и лег спать. Проснулся, покушал морковки и опять пошел гулять. Гулял, гулял, увидел птиц, испугался, пошел домой приоделся и опять пошел гулять. Ему скучно жить одному. Он ходил по лесу искал себе подружку.

Средний

Сказочный сюжет

Дима  С. «Сказка о золотой  рыбке»

Жила-была золотая рыбка. Однажды ее поймал дед. Он думал, что рыбка исполнит его желания, а она сказала, что она заколдованная девушка. Дед загрустил и рыбку отпустил в море. Дед был старый и ничем рыбке не мог.

Низкий

На основе знакомой сказки

Даша  Н. «Волшебная рыбка»

Захотела бабка, чтобы золотая рыбка была у  нее на посылках. Так и исполнила  рыбка желание. Посылала вредная  старуха золотую рыбку куда пожелает, но однажды приплыла акула и съела  вредную бабку. А золотая рыбка  стала свободной, как и была.

Средний

Изменила  конец 

сказки

Вероника  Е. «Сказка о принцессе»

Однажды принцесса  пошла к королю. Король жил в  башне. Стоял около окна. Когда  пришла принцесса, открыла дверь  вошла и увидела короля на балконе, поговорила с королем о делах  и пошла спать. И спала она, как мертвая, спящая красавица, пока не приехал принц и не поцеловал ее.

Высокий

Сказочный волшебный

Полина  К. «Сказка о золотой  поляне»

Жила-была девочка, она очень любила ходить в лес  собирать цветы. Однажды ворота замка  закрылись. Она долго стояла у ворот, и они открылись, а оттуда выехала карета. Девочка зашла домой в замок.

Низкий

бытовой

Оля М. «Про принцессу»

Принцесса жила с королем. Король не разрешал выходить принцессе на улицу, а королева разрешала. Вот она пошла, гулять, и встретила  принца. Он позвал ее, поцеловал, и они ушли далеко к нему в королевство жить.

Низкий

бытовой

Думан А. «Про зайца»

Жил-был заяц. Его звали Томка Жил он один-одинешенек. Пошел гулять, куда глаза глядят. Вдруг видит доски лежат. Решил он,  что можно из них дом построить.  Так он и сделал. Дом получился большой. Пришли к нему друзья .Зайцу было весело и хорошо.

 
Средний

Бытовой, сказочный

Кристина  С. Жил-был колобок  и зайчик. Им было грустно и они  пошли искать себе друзей. Пошли  в лес и на пеньке нашли еще  одного колобка. ОН сидел и пел  песенку. Им светло улыбалось солнышко. Вдруг вышел злой хозяин и спрашивает: «Почему два колобка?» А Зайка отвечает: «Один мой друг, другой на пеньке сидел». «Значит мой»- сказал хозяин. Колобку было плохо у хозяина и он решил убежать с зайчиком  и другим колобком. И стали они жить вместе, жить весело. Средний

Приключенческий по знакомой сказке

Никита  Я. Пошли люди в  цирк. А там клоуны были смешные, все смеялись, что даже животы у  всех разболелись. Всем в цирке понравилось. Низкий

Из личного  опыта

Аня М. «Волшебные  туфли».

Продавал продавец туфли разного цвета. Пришел мальчик  и говорит: «дайте мне зеленые  в лес слетать». А потом пришел, купил синие, чтобы по небу летать. А принцесса видела, что у мальчика волшебные туфли и тоже захотела. И он подарил ей красные туфли. Они стали дружить и вместе летать.

Высокий

сказочный

Максим  П. «Колобок»

Бабушка положила колобок на окошко студить . Он улыбнулся  солнышку и покатился к солнышку по дорожке. А навстречу ему туча. Он сказал туче «Уйди, не прячь меня от солнышка» Ушла туча. Солнышко светило и дружило с колобком.

Средний

Изменила  конец сказки

Настя Г. Однажды котик  вышел в лес погулять. Увидел ароматные  цветы на поляне, которые пахли, как  духи. Деревья охраняли цветы и  не хотели, чтобы их срывали. Цветы исполняли любые желания. Когда к цветам подходили злые люди деревья махали ветками и охраняли цветы. Котенок понюхал цветы и пошел дальше . А цветы росли с деревьями и радовали добрых прохожих. Высокий

Волшебный сюжет

 

Анализ полученных данных показал, что задание «Придумай сказку и нарисуй картинку» дети в основном приняли, но выполнили работу на довольно низком уровне: 6 детей дали вариации знакомых сказок. Сочиненные сказки представляют собой очень краткие и сжатые произведения, в основном на бытовые темы. Только  трое детей Вероника Е., Аня М., Настя Г.придумали сказки волшебного, приключенческого содержания. Никита не придумал сказку, а рассказал то, что с ним произошло в цирке, ему хотелось просто поделиться эмоциями, впечатлениями. Вика пересказала и изобразила сказку для маленьких «Теремок», В основном 11 детей сначала нарисовали картинку , а  после придумывали сказку-описание картинки .

 высокий уровень-3 детей  20%

Средний уровень-6 детей 40%

Низкий уровень- 6 детей 40%

 Таким образом, дети отдали предпочтение рисованию, а это значит, что рисунок для ребенка интереснее, и является своего рода подсказкой для выражения своих фантазий. Детям было легче объяснить то, что они видят, чем держать в голове план высказывания.

Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников