Развитие творческого воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования

Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования.

Развитие творческого воображения у детей через систему индивидуальных занятий, в процессе игровой изо деятельности.

Цель работы.

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью и творческого высказывания.

Гипотеза исследования.

Полагаем, что уровень развития творческого воображения старших дошкольников, можно заметно повысить в процессе специально-организованной коррекционно-развивающей работы основанной на игровой деятельности.

Задачи исследования.

•Изучить научно методическую литературу по проблеме.
•Подобрать методику диагностики и развития творческого воображения детей д./в.
•Провести качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.
•Разработать рекомендации по развитию творческого воображения у детей.

Содержание

Введение 2

Глава 1 Современное состояние проблемы творческого воображения.


1. Научно-методические представления о воображении. 4
2.. Виды воображения и способы создания творческих образов. 10
3.. Особенности воображения у дошкольников. 13
Глава 2.

Методики и организация изучения творческого воображения старших дошкольников.


2.1. Описание методик. 30

2.2. Характеристика испытуемых детей. 33

Глава 3.

Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста.



3.1.Состояние творческого воображения испытуемых. 35

3.2. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения. (Формирующий эксперимент). 41

3.3.Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения (контрольного эксперимента). 50

3.4 Психолога - педагогические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения у детей. 60

Заключение. 61

Литература. 62

Работа содержит 1 файл

Керимова Г.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

Вывод. По результатам двух методик мы сделали вывод, что у детей больше отмечается репродуктивное воображение, а не творческое. Дети были не уверенны в выполнении заданий, ориентировались на качество выполнения задания, на оценку работы со стороны воспитателя, чтобы понравиться, то есть дети больше показали себя как исполнители. А творческое воображение предполагает не просто копирование ранее увиденного и услышанного, а создание  наиболее ярких , оригинальных , не совпадающих с общепринятыми образами реальной действительности , в непривычных сочетаниях и связях, в которых отражается личность ребенка , его понимание  и отношение к окружающему миру. Результат констатирующего эксперимента показал, что творческое воображение у детей, участвовавших в эксперименте, развито очень слабо. Мы полагаем, что причиной является недостаточное психолого-педагогическое воздействие в детском саду, отсутствие художественно-дидактических игр, а так же влияние семьи в организации условий и реализации творческих замыслов детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Организация коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. (Формирующий эксперимент).

   Для  проверки гипотезы нами была разработана и проведена коррекционно-развивающая  программа, целью которой стало повышение уровня творческого воображения у детей дошкольного возраста. Главным направлением в нашей работе были игры и упражнения направленные на развитие творческого воображения.

   Описание  системы коррекционно-развиваюшей  работы.

   Коррекционная работа проводилась в течение двух месяцев по 3 занятия в неделю. Занятия условно разделены на два этапа.

   На  первом этапе работы мы исключили демонстрацию каких-либо образцов и не давали конкретных инструкций. Детям была предоставлена возможность рисовать пальцами, губкой, ниточкой, рисовать кляксы, дорисовывать линии, фигуры. Такой вид игр помогает детям почувствовать себя свободнее в своих творческих проявлениях, расширяет рамки, ранее установленные социальным правилом, позволяет изображать узнаваемые сразу образы.

   1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

   Цель: развитие воображения и внимания у детей.

  В рисовании дети часто используют линейки-трафареты. В данном случае детям предлагалось обвести собственную ладошку ( или две ) и придумать, пофантазировать «Что это может быть ?» Вначале обсуждали всей группой, а затем дети придумывали что-то свое и изображали. Оригинально использовали ладошки Катя Д., Думан А. , Кристина С., Аня М., Настя Г – были дорисованы необычные объекты: чертенок, грустный клоун, осьминог и песик.  Другие дети использовали ладошки в изображении обсуждаемых ранее предметах: дерево, птицы, бабочка, таким образом, не проявили творчество, рисунки простые не оригинальные. 

   2.Игра - упражнение «Три краски».

   Цель: развивать художественное восприятие и воображение.

   Данное  упражнение хорошо развивает фантазию, художественное восприятие. Детям было предложено взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ребенку трудно определиться , то предложить немного рисунок дорисовать. В индивидуальной беседе - рассматривании картины ребенку предлагалось пофантазировать, на что может быть похожа картина. Интересные результаты показали 4 ребенка: Настя Г.увидела в своей картине: жалюзи, молнию, свет в окнах домов, лодки в море. Никита Я. видел в картине  море, корабли, острова в море, людей путешествующих на плотах. Вероника Е. придумала оригинальные названия картине : мячики в бассейне, шарики в небе, ягоды в воде, поляна с цветами .Думан А. так же дал оригинальные названия картине: ночной город, фонтан, воздушные шары в небе, дождь в горах.. Некоторым детям задавала вопросы подсказки: «может ли картина отражать настроение?», «только ли море бывает такого цвета», «что еще может там оказаться», и так далее. Не расположена была к фантазированию Оля, она придумала только то, что рисовала.

   Не  менее оригинальны были картины  у Даши Н. и Кати Д. яркие, возможно отражающие их эмоциональное состояние.

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

   Цель: упражнения: развивать у детей творческое воображение; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

   Детям предлагается пошалить. Капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. Наибольшее количество названий к своей кляксе придумал 1 ребенок: Настя Г. – 4 названия. Полине, Оле, Кристине задавала наводящие вопросы-подсказки, потому что дети не могли определиться с названием изображения. Основная группа детей придумала по 2 названия. После индивидуальной работы с «кляксами», все картинки были предложены для рассматривания детям, многие названия совпадали с уже имеющимися, а на некоторые изображения, с оригинальным названием, дети могли посмотреть по новому и увидеть то, что не смогли увидеть в начале самостоятельно. Дети спорили и доказывали, что именно это изображено, обсуждали. Игра имела положительный, эмоциональный заряд. Замкнутые, обычно молчаливые дети: Оля, Катя, Никита оживились и разговорились. 

   4. Упражнение «Волшебная ниточка».

   Цель: развитие умения что-то увидеть в необычном изображении.

   Ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и  положить на лист бумаги, произвольно  свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему картоном. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению. Дети  с интересом приняли необычное рисование. В своих изображениях они видели волшебные различные цветы, которым давали оригинальные названия: «волшебный фонарик», «грустная лилия », «фея мечта».

   5. Игра – «Неоконченный рисунок».

   Цель: увлечь детей в  творческую деятельность, развивать умение видеть целое раньше частей.

   Детям были даны листы с изображением 4 недорисованных предметов. Дети сидели в мини-группах по 4 человека. На выполнение задания было дано 10 минут, в группе можно обсудить, что это может быть? И постараться каждому нарисовать свой предмет не повторяющимся, то есть избежать в группе одинаковых рисунков. Игра заняла больше времени, чем предполагалась, так как многие увлеклись прорисовыванием деталей, закрашиванием предметов. Работали очень увлеченно. Самые оригинальные рисунки показали: Настя Г, Кристина, Вероника, и Катя Д. у них было по три неповторяющихся оригинальных изображения. Очень похожими по содержанию были изображения у Никиты, Даши, Димы, Алёны притом, что дети находились в разных группах. 

   6. Упражнение «Волшебники».

   Цель: развитие эмоционального отношения к творческому воображению.

   Без предварительной  беседы детям было предложено; превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предлагалось придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

   При выполнении задания дети были увлечены раскрашиванием фигур. Эмоции на лицах волшебников  отразили большинство детей – 11.Не показали эмоциональность изображения  Максим П., Аня М., Дима С.  И Полина К.

   Сюжеты  рассказов в основном на бытовую тему , связаны с взаимоотношениями людей. Оригинальными , с волшебным сюжетом были рассказы  Думана А., Насти Г., Кати Д., Насти Л. Эти дети по результатам многих упражнений проявляют творческую активность.

   7. Упражнение «Танец».

   Цель: развитие эмоционального состояния и творческого  воображения.

   Так как  эмоции имеют очень яркую форму  выражения через мимику и пантомиму , детям предлагалось потанцевать  «что хочешь», придумать образ и изобразить под спокойную вальсовую музыку.

   Дети, выполняя упражнение, копировали движения друг друга. Поэтому возникла необходимость в подсказке темы: станцуй «распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», и другие образы.

   Следующее задание было по сложнее, предлагалось изобразить с помощью танца чувства «радость», «страх», «каприз », «веселье». Использовалась классическая музыка, в основном дети изображали соответствующее чувство мимикой, а не танцевальными движениями в соответствующем темпе и ритме.

   8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

   Звучит  классическая музыка. Детям предлагаем  закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления. По окончанию работы все рисунки рассматривались, и дети определяли кто что изобразил. Увиденный и нарисованный замысел дети отгадали в 5 случаях.

   9. Упражнение «Рисунки вокруг нас».

   Обращаем  внимание детей на стены , шторы, облака, линии паркета и предлагаем увидеть  на них какую-нибудь осмысленную  картину или фигуру.

   Дети  рисуют все, что они увидели. По рисункам дети угадывают на чем их друзья разглядели те или иные образы.

   Второй  этап коррекционной работы состоит в непосредственном развитии механизма творческого воображения. С детьми проводилась серия художественных дидактических игр, направленных на развитие детализации образов воображения, где требуются умения разворачивать сжатые схематические представления в полные, сюжетные.. 

   10. Игра «Что это такое?»

   Цель: научить детей  на основе восприятия заместителей предметов  создавать в воображении  новые образы.

   Материал: круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

   Дети  встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его  в центр и предлагает рассказать , на что он похож. Отвечает тот ребенок , к которому взрослый прикатит мяч . Ответы не должны повторять друг друга.

   11. Игра «Камешки на берегу».

   Цель: научить создавать  новые образы на основе восприятия схематических  изображений.

   Материал: большая картинка, изображающая  морской берег. Нарисовано 7-10 камушков  разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

   Воспитатель показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник  и за несколько минут все, что  было на его пути , превратил в  камушки. Вы должны угадать , что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камушек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.п.

   12. Упражнение «Волшебная мозаика».

   Цель: научить детей  создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

   Материал: наборы вырезанных из плотного картона  геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка). Несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

   Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет , приложить друг другу так , чтобы получилось что-нибудь интересное. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

   13. Игра «Поможем художнику».

   Цель: научить детей  воображать предметы на основе заданной им схемы.

   Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

   Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с  педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

   После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

   14. Игра «Волшебные картинки».

   Цель: научить воображать предметы и ситуации  на основе схематических  изображений отдельных  деталей предметов.

   Материал: набор карточек ( 10 штук )  на каждого  ребенка. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Цветные карандаши.

Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников