Развитие творческого воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования

Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования.

Развитие творческого воображения у детей через систему индивидуальных занятий, в процессе игровой изо деятельности.

Цель работы.

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью и творческого высказывания.

Гипотеза исследования.

Полагаем, что уровень развития творческого воображения старших дошкольников, можно заметно повысить в процессе специально-организованной коррекционно-развивающей работы основанной на игровой деятельности.

Задачи исследования.

•Изучить научно методическую литературу по проблеме.
•Подобрать методику диагностики и развития творческого воображения детей д./в.
•Провести качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.
•Разработать рекомендации по развитию творческого воображения у детей.

Содержание

Введение 2

Глава 1 Современное состояние проблемы творческого воображения.


1. Научно-методические представления о воображении. 4
2.. Виды воображения и способы создания творческих образов. 10
3.. Особенности воображения у дошкольников. 13
Глава 2.

Методики и организация изучения творческого воображения старших дошкольников.


2.1. Описание методик. 30

2.2. Характеристика испытуемых детей. 33

Глава 3.

Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста.



3.1.Состояние творческого воображения испытуемых. 35

3.2. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения. (Формирующий эксперимент). 41

3.3.Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения (контрольного эксперимента). 50

3.4 Психолога - педагогические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения у детей. 60

Заключение. 61

Литература. 62

Работа содержит 1 файл

Керимова Г.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

   Каждую  фигурку, изображенную на карточке , дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. После окончания работы воспитатель собирает все карточки, отбирает неповторяющиеся картинки и обращает на них внимание детей. Подчеркивает, что эти картинки интересные и оригинальные.

   15.Игра «Чудесные превращения».

   Цель: научить детей  создавать в воображении  предметы и ситуации на основе наглядных  моделей.

   Материал: карточки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три кружка разного цвета. Листы бумаги и цветные карандаши.

   Детям предлагаем рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе соответствующую  картинку (можно несколько). Законченные  рисунки педагог анализирует  вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по цвету или по величине), оригинальность содержания и композиции.

   16. Игра «Чудесный  лес».

   Цель: научить создавать  в воображении  ситуации на основе их схематического изображения.

   Материал: одинаковые листы на каждого играющего, где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

   Воспитатель предлагает нарисовать  лас полный чудес, и рассказать  про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

   Для  задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная  поляна», «Чудесный парк» и другие.

   17. Игра «Перевертыши».

   Цель: учить создавать  в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

   Материал: наборы карточек по 8 штук, одинаковые для каждого ребенка. В каждом наборе должны быть 4 одинаковые карточки. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дополнение изображения предложенной картинки.

   Детям объяснить задание: на карточках  изображены фигурки. Каждую из них можно  превратить в любую картинку. Для  этого к каждой фигурке можно  дорисовать все, что хотите, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну  карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. 

   18. Игра «Разные сказки».

   Цель: научить детей  воображать различные  ситуации, используя  в качестве плана  наглядную модель.

   Материал: три рамочки из бархатной бумаги, которые расположены на фланелеграфе. Две стрелки из бархатной бумаги, которые  располагаются между рамочками. Фигурки-силуэты, которые размещаются в рамочках (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик). В другом варианте могут быть использованы любые другие фигурки или заместители предметов ( полоски разной длины, разноцветные кружки и другие ).

   Воспитатель объясняет задание: надо составить  сказку, но не просто придумать ее, а  использовать для подсказки фланелеграф. На фланелеграфе размещены три рамочки, между ними две стрелки, а внутри отдельные фигурки: в первой рамочке – домик, во второй – два стоящих человечка, в третьей – три дерева и два бегущих человечка. Надо суметь «прочитать» сказку, но каждый должен сделать это по-своему.

   Рассказывают  сказки трое – четверо детей. Воспитатель отмечает, соответствует ли изложенная ситуация картинке, как оформлен сюжет, отличаются ли сказки друг от друга. После этого меняет фигурки в рамочках и предлагает «прочитать» новую сказку.

   19. Игра «Сочиняем сказку».

   Цель: научить создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов.

   Материал: разноцветные кружки (каждому ребенку  по 3 кружка разных цветов; отдельные  цвета у детей могут повторяться.)

   Воспитатель раздает детям цветные кружки: при первом проведении игры по два, при последующих - по три. Кружки у всех детей разного цвета. Детям говорят, что сейчас они будут сочинять  сказки, причем каждый сочинит про своего героя. При этом следует подчеркнуть, что кружки у всех разные и сказки тоже должны быть разными. Воспитатель выслушивает всех детей, поощряет за оригинальность ответа, но при оценке учитывает, соответствуют ли выбранные персонажи цвету кружков.

20. Упражнение «Придумай и нарисуй свой конец сказки».

Детям предлагаем изменить и изобразить  свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился  дальше и встретил …».

«Волку не удалось  съесть козлят потому что…». 

3.3 Результат коррекционной – развивающей работы по развитию творческого воображения у детей  старшего дошкольного возраста. (Контрольный эксперимент.)

По окончании  формирующего эксперимента и подтверждения целесообразности проведенной коррекционной развивающей работы мы провели контрольный эксперимент.  Определение результатов проходило по тем же методикам, что и в констатирующем эксперименте: тест Е. Торренса «Неполные фигуры» и методика Дьяченко О.М. «Определение уровня воображения у детей дошкольного возраста. Сочини сказку и нарисуй картинку». Обследование проходило в индивидуальной форме в первой половине дня.

Таблица № 3. Тест Е. Торенса 2«Неполные фигуры»

(диагностика  творческих способностей  детей).

  Ф.И. ребенка квадрат круг треугольник Вывод
1 Настя Л. Клетка  Чайник ракета 3 ориг-ных
2 Катя Д. Машина Шарик Колокольчик 2 ориг-ных
3 Вика С. Окно Тарелка с ягодой Палатка 2 ориг-ных
4 Алина Е. Тетрадь Цыпленок без мамы Ваза  с цветами 3 ориг-ных
5 Дима С. Окно Луна Мороженое 1 ориг-ное
6 Даша Н. Торт Арбуз Парусник 2 ориг-ных
7 Вероника Е. Шкаф любимый Снеговик Снежная горка 3 ориг-ных
8 Полина К. Салфетка Солнце зонтик 2 ориг-ных
9 Оля М. Кубик Яблоко Колпачок 1 ориг-ное
10 Думан А. Весы Аквариум с рыбками Лопатка для песка 3 ориг-ных
11 Кристина С. Скворечник с птенцами Неваляшка Мухомор под елкой 2 ориг-ных
12 Никита Я. Конура Апельсины в вазе Качели 3 ориг-ных
13 Аня М. Телефон Барабан Ягода клубника 2 ориг-ных
14 Максим П. Компьютер Ежик Девочка 2 оригинальных
15 Настя Г. Плита с конфорками подсолнух Петушок 3 оригинальных
 

В результате проведенной  работы нами были получены следующие данные:1 группа:  по 3 оригинальных изображения    у 6 детей.(40 %).

2 группа: по 2 оригинальных изображения у 7 детей (47 %).

3 группа: 1 оригинальное  изображение у  2 детей (13 %).

4 группа:  нет оригинальных изображений  0 %.

Увеличилось количество оригинальных изображений у всей группы 32, против 9 в констатирующем эксперименте. Количественный анализ показал значительный рост и улучшение результатов. Если первоначально в 1 группе не было детей (0%), то теперь по 3 оригинальных изображения появилось у 6 детей (40%). В эту группу вошли те дети, которые показали вначале средний и высокий результат. Значительно больше детей во 2 группе  7 (47%) , первоначально 2 (13%). Не стало детей, у которых не было оригинальных изображений, хотя  в начале эксперимента в эту группу  входила большая часть 9 детей (60%). На выполнение задания дети использовали меньше времени и не задавали  вопросы, как это было в начале работы. Рисунки более насыщены деталями, увеличилось количество оригинальных рисунков, дети целостный образ начали строить способом «включения», когда заданный элемент становится второстепенной деталью в продукте воображения ребенка. Так у Никиты Я. треугольник стал опорой под доской качелей, на которых изображены дети. У Насти Л. Квадрат стал клеткой с очаровательным попугаем. Думан А. превратил квадрат в аквариум с водорослями, камешками и рыбками, стоящий на полке. Настя Г. Треугольник превратила в петушка, сидячего на заборе. В работе каждого ребенка можно увидеть что-то необычное и оригинальное, отличающееся от других работ детей в группе. Отсутствовало схематическое изображение предметов. Дети использовали многообразие цветных карандашей и ярких фломастеров. Были работы,  в которых предложенные формы просто превращали в какой-либо знакомый предмет. Это дети третьей группы Оля М. и Дима С. Оля изобразила: яблоко, кубик и одно оригинальное – колпак клоуна. Возможно, такой результат связан с возрастными и психическими особенностями девочки. В группе она самая младшая по возрасту, малоактивна, часто болеет. Дима С., напротив был очень активен, эмоционален  во время проведения коррекционной работы, его рисунки и предложения были необычны и оригинальны.

       Таким образом, обучение позволило несколько выровнять творческие возможности детей с низким и средним уровнем развития воображения. В результате, проведенной работы можно сказать, что уровень развития творческого воображения, проявляющийся в оригинальности, зависит от средств (опредмечивание или «включение»), применяемых ребенком при создании идей, и от умения выстраивать образы в цепочку-замысел своего будущего произведения.

Следующим этапом контрольного эксперимента была методика

  О. М. Дьяченко «Определение уровня воображения у детей дошкольного возраста. Сочини сказку и нарисуй картинку».

   Инструкцию  мы позволили себе изменить, таким образом, детям давалось  задание сочинить сказку с предложенным героем сказки зайчиком и нарисовать картинку. Так как нам необходимо определить уровень творческого воображения, насколько работы детей оригинальны, поэтому решили задание конкретизировать.

   Проведение  исследования.

   Дети, получив тему сочинения, некоторое  время думали, вероятно, пытаясь представить себе полностью сюжет своей истории, а потом начинали рассказывать и рисовать иллюстрацию к придуманной сказке.

     «Определение уровня  развития воображения  у детей» по  методике О. М.  Дьяченко. ( Контрольный эксперимент).

1. Настя Л. Показала высокий уровень воображения в придуманном сказочно-бытовом сюжете,  картинка соответствовала рассказу.

Однажды летом  зайка пошел в лес гулять. И встретил  лисичку. Она ему сказала: «Пойдем ко мне в норку, я тебя угощу конфетами и тортиком. У меня сегодня день рождения». Зайка согласился и зашел к ней в гости. Погостил и дальше пошел гулять по  тропинке. А навстречу ему медведь. Заяц пошел в гости к медведю, а медведь угостил его чаем с  медом и малиновым вареньем. Зайка поблагодарил медведя и пригласил к себе  в гости. На следующий день медведь пришел к зайке и принес чупа-чупс. А у зайки домик был маленький, поэтому им пришлось пить чай на улице, на пенечках.

2.Дима С.-средний уровень, в содержании сказки  ранее прочитанный сюжет, картинка соответствует сказке.

  Зайка-задирайка  отправился в город и заблудился. Забыл, как ему выбраться из  города в лес. В городе было  очень интересно и много дорог. Заяц не знал правила дорожных движений и попал под машину . Водитель взял шалуна и отнес к доктору Айболиту. Зайцу перевязали ножку и дали витаминки, чтобы косточки лучше срастались. А когда заяц выздоровел, его отвезли в лес, где он быстро нашел свой домик.

3.Алина Е.- высокий уровень, сказка волшебного содержания ,рисунок яркий ,использовала многообразие художественных средств.

Жил в волшебном  лесу веселый заяц. Однажды он гулял  по лесу и встретил большой дуб. Поздоровался дуб с зайцем, и говорит: «Приходи ко мне в гости я тебе желуди подарю». Заяц и не заметил, что на верхушке дуба живет белочка. Белочка спрыгнула вниз к зайцу. И говорит: «Давай  погуляем вместе, побегаем на перегонки?».Заяц согласился. Белочка прыгала с ветки на ветку, а заяц свернулся в клубочек и покатился с горки в низ. Прикатился к елке с волшебными иголками. Стукнулся о ствол елки и превратился в маленькую елочку. А белочка искала зайца, но так и не поняла куда он укатился.

Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников