Развитие творческого воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования

Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования.

Развитие творческого воображения у детей через систему индивидуальных занятий, в процессе игровой изо деятельности.

Цель работы.

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью и творческого высказывания.

Гипотеза исследования.

Полагаем, что уровень развития творческого воображения старших дошкольников, можно заметно повысить в процессе специально-организованной коррекционно-развивающей работы основанной на игровой деятельности.

Задачи исследования.

•Изучить научно методическую литературу по проблеме.
•Подобрать методику диагностики и развития творческого воображения детей д./в.
•Провести качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.
•Разработать рекомендации по развитию творческого воображения у детей.

Содержание

Введение 2

Глава 1 Современное состояние проблемы творческого воображения.


1. Научно-методические представления о воображении. 4
2.. Виды воображения и способы создания творческих образов. 10
3.. Особенности воображения у дошкольников. 13
Глава 2.

Методики и организация изучения творческого воображения старших дошкольников.


2.1. Описание методик. 30

2.2. Характеристика испытуемых детей. 33

Глава 3.

Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста.



3.1.Состояние творческого воображения испытуемых. 35

3.2. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения. (Формирующий эксперимент). 41

3.3.Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения (контрольного эксперимента). 50

3.4 Психолога - педагогические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения у детей. 60

Заключение. 61

Литература. 62

Работа содержит 1 файл

Керимова Г.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

   Второй  формой связи воображения с действительностью, по Л.С.Выготскому, является связь между продуктом воображения и явлением

действительности.Продукт  воображения может совпадать с действительностью, если он связан с усвоением социального опыта, с одной

стороны, и с  расширением собственного опыта, с другой стороны.

   Третья  форма связи - это эмоциональная связь. Л.С. Выгодский показал, что есть двоякая связь воображения с эмоцией. С одной стороны, это объединение образов, имеющих общую эмоциональную окраску. В данном случае существует общий эмоциональный знак, объединяющий различные элементы действительности. С другой стороны, само воображение оказывает влияние на чувства. И, наконец, четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, "принявши материальное воплощение, это "кристаллизованное" воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи" (6. 29). Таким образом, воображение изначально и всегда оказывается связанным с действительностью.

     Творческое воображение зависит  от многих факторов: возраста, умственного  развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт  ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет более в фантастическом мире, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарные, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Развитие  детского воображения связывается с окончанием периода раннего

детства, когда ребенок впервые демонстрирует  способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.

В возрасте 2,5 –3лет воображение у детей  проявляется  как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию, затем она начинает превращаться в произвольный процесс. Несколько позже произвольное воображение проявляется в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (лепка, рисование, труд, конструирование и т.д.)

В первой половине дошкольного периода 3-4 года у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически  воспроизводит полученные данные в  виде образов. Это, прежде всего впечатления ,полученные ребенком при прослушивании рассказов ,сказок, другой литературы, просмотра фильмов. В таком виде воображения мало сходства  с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу .Сами образы  воображения восстанавливают действительность  в основном на эмоциональной основе, т.е. воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление ,стало для него особенно интересным.

В старшем  дошкольном возрасте ( 5-6 лет ) , когда появляется произвольность в запоминании , воображение из репродуктивного ( воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный ,целенаправленный характер.

Творческое  воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх. К концу дошкольного периода детства у части детей (до 20%) воображение представлено в двух основных направлениях: 1.Произвольное, самостоятельное порождение ребенком какой-либо идеи;            2.Возникновение воображаемого   плана  ее реализации.

Воображение у дошкольников выполняет  несколько функций :

1.Познавательно-интеллектуальную;

2.Аффективно-защитную.

Познавательная  функция позволяет ребенку лучше  узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребенка от чрезмерных переживаний и травм.

К шестилетнему возрасту возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов. Образам присущи  яркость, наглядность, подвижность. Старший дошкольный возраст является  сенситивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения: сначала репродуктивного, позволяющего представлять сказочные образы, а затем творческого , которое обеспечивает возможность создания нового образа. Значение воображения в психическом развитии велико ,оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность. Для развития воображения  у детей необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослым; предметно - манипулятивная деятельность и другие виды деятельности. 

Влияние изобразительной  деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. 

Вот уже  почти столетие детское рисование  вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что  же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

   Подражая  действиям взрослых, ребенок уже  в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачок в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

   Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить , тои воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточного сформированного  уровня воображения.

   Вывод: К концу дошкольного возраста у ребенка должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется  и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений

Таким образом, развивая воображение с  раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность  к творчеству, но и формируем личность ребенка.   
 
 
 
 
 
 
 

                 

Глава  2.

    

Методики  и организация  изучения творческого  воображения  детей  старшего дошкольного  возраста.

Исследование  проводилось в детском дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида № 217 « Золотая рыбка» города Красноярска, Советского района. В эксперименте участвовали 15детей в возрасте 6-7 лет, уровень психического развития детей соответствует возрасту. Эксперимент проводился с каждым ребенком индивидуально.

2.1 Описание методик.

Для выявления  уровня развития воображения у детей  использовали методики: тест Е. Торренса «Неполные фигуры» (30. с. 69-72). Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная  методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. 

Подготовка  исследования: листы бумаги с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.

 
 
 

Проведение  исследования.

Детям предлагаем дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество  рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения новых , неожиданных идей , отличающихся от широко известных , общепринятых , т.е. оригинальность изображения. 

Обработка данных.

Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа –  оригинальные изображения во  всех 3х случаях.

2 группа –  оригинальные изображения в 2х случаях.

3 группа –  оригинальные изображения в одном  случае.

4 группа –  нет оригинальных изображений.

Подсчитывать  также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывать не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми. 
 
 
 
 
 

Методика  О.М Дьяченко « Определение уровня развития воображения у детей. Сочини сказку и нарисуй картинку».

Проведение  исследования.

Ребенка просят придумать сказку ( какую он захочет  и про кого захочет.). Напоминают, что в книгах к каждой сказке обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней картинку. А потом надо рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.

Обработка данных.

При анализе  не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и подразделяют детей на три уровня.

Информация о работе Развитие творческого воображения дошкольников