Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа
Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106
После пройденного учащимися комплекса упражнений по развитию образной памяти проведенных на уроках русского языка и повторного проведения трех методик на контрольном этапе исследования, уровень развития образной памяти у большинства учащихся увеличился. На констатирующем этапе высокий уровень развития образной памяти получили два учащегося, после повторного проведения трех методик, количество младших школьников с высокими показателями увеличилось до 5 человек.
В целом проведенная нами работа дала положительные результаты, которые позволят младшим школьникам перейти на более высокий уровень развития образной памяти.
Вывод по второй главе:
Цель опытно – экспериментальной работы: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста и ее развития в учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью проводились три следующие методики исследования:
1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).
2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).
3. Методика «Запомни цифры» (Р.С.Немов).
Для установления уровня развития образной памяти у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент с учащимися третьего класса в количестве 15 человек в Соболевской средней школе г. Юрьевца.
По результатам диагностики, из 15 учащихся, принимавших участие в исследовании, было выявлено 5 детей с недостаточно развитой образной памятью: Маша, Вова, Наташа, Ольга, Ульяна.
Анализ констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель формирующего этапа исследования: с помощью упражнений, включенных в уроки по русскому языку, повысить уровень развития образной памяти в учебной деятельности как средство естественного и гармоничного запоминания информации.
Для диагностики развития образной памяти у младших школьников на контрольном эксперименте использовали те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.
После
пройденного учащимися
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из анализа литературы по исследуемой теме было выявлено, что психическими свойствами памяти исследователи и мыслители интересовались еще с античных времен. Первым, кто раскрыл принцип работы образной памяти, был Аристотель, древнегреческий философ.
Было выяснено, что в формировании высших форм памяти человека большое значение имеют социокультурные факторы, и что образная память, наряду с логической, лежит в сфере сознания.
Так как память в филогенезе имеет развитие: моторная → аффективная → образная → логическая, то на младший школьный возраст падает развитие образной памяти. Логическая память еще не развита, а образная память хорошо развита уже у дошкольников. В силу социокультурных причин младший школьник попадает в промежуток: развитие образной памяти приостанавливается, логическая память еще не развита. Поэтому младший школьник в большинстве случаев заучивает школьный материал механически.
В ходе учебной деятельности на уроках чтения дети осмысливают материал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, что очень важно для их умственного развития.
Проблема развития образной памяти в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста в наши дни актуальна и мало исследована, требует практического и теоретического решения.
Образная память у детей младшего школьного возраста является важным фактором, влияющим на усвоение информации и программы школы.
Цель опытно – экспериментальной работы: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста и ее развития в учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью проводились три следующие методики исследования:
1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).
2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).
3. Методика «Запомни цифры» (Р.С.Немов).
Для установления уровня развития образной памяти у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент с учащимися третьего класса в количестве 15 человек в Соболевской средней школе г. Юрьевца.
Результаты показали, что высокий уровень развития образной памяти присутствует только у 13,3% детей младшего школьного возраста. У 33,3% детей уровень образной памяти находится на крайне низкой отметке.
После
проведения экспериментов сопоставлялись
средние показатели по результатам,
полученным в каждом эксперименте.
Устанавливались соотношения
Анализ констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель формирующего этапа исследования: с помощью упражнений, включенных в уроки по русскому языку, повысить уровень развития образной памяти в учебной деятельности как средство естественного и гармоничного запоминания информации. Формирующий эксперимент был проведен в течение 6 недель (с 31 января по 13 марта) на уроках русского языка в 3 классе (испытуемых - 15 учащихся).
Затем был проведен конт эксп..,его цель: дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка. Для выявления развития образной памяти у младших школьников в контрольном эксперименте использовали те же методики, что и в констатирующем этапе исследования.
После
пройденного учащимися
В целом проведенная нами работа дала положительные результаты, которые позволят младшим школьникам перейти на более высокий уровень развития образной памяти.
Экспериментальная реализация комплекса занятий показала, что предлагаемая система игр и упражнений, заложенных в комплекс, эффективна и дает положительные результаты.
Проведенная опытно - экспериментальная работа позволила определить эффективность развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников средствами предмета «Русский язык».
На
основании полученных выводов и
результатов в проведенном исследовании
мы дали рекомендации родителям, и при
выполнении этих рекомендаций у младших
школьников будет еще лучше развито не
только образная память, но и интерес к
обучению, творческое воображение и мыслительные
способности.
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение
№1.
Приложение
№2.
Приложение
№3.
Приложение
№4.
Приложение
№5.
Приложение
№6.
Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности