Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Изменение образа жизни людей нашего общества требует изменения отношений к образованию и воспитанию человека. В настоящее время важным недостатком работы учебных заведений является отсутствие умения использовать учениками собственные возможности для получения и расширения знаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава Ι. Теоретические основы развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников…………………………………………7-38
1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе………………………………………………….7-20
1.2. Развитие учебной деятельности младших школьников……………...20-31
1.3. Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников………………………………………………………………….31-38
Глава ΙΙ. Развитие образной памяти в учебной деятельности младших школьников………………………………………………………………….39-93
2.1. Методики исследования……………………………………………….39-47
2.2. Анализ констатирующего эксперимента……………………………..47-59
2.3. Программа развития образной памяти в учебной деятельности младших школьников …………………………………………………………………59-75
2.4. Контрольный эксперимент…………………………………………….76-90
Заключение…………………………………………………………….........91-93
Библиография………………………………………………………….........94-97
Приложение…………………………………………………………………98-106

Работа содержит 1 файл

диплом Жихаревой Марины.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

     После пройденного учащимися комплекса упражнений по развитию образной памяти проведенных на уроках русского языка и повторного проведения трех методик на контрольном этапе исследования, уровень развития образной памяти у большинства учащихся увеличился. На констатирующем этапе высокий уровень развития образной памяти получили два учащегося, после повторного проведения трех методик, количество младших школьников с высокими показателями увеличилось до 5 человек.

     В целом проведенная нами работа дала положительные результаты, которые позволят младшим школьникам перейти на более высокий уровень развития образной памяти.

     Вывод по второй главе:

     Цель опытно – экспериментальной работы: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста  и ее развития в учебной деятельности.

     В соответствии с поставленной целью проводились три следующие методики исследования:

1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).

3. Методика  «Запомни цифры» (Р.С.Немов).

     Для установления уровня развития образной памяти у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент с учащимися третьего класса в количестве 15 человек в Соболевской средней школе г. Юрьевца.

     По результатам диагностики, из 15 учащихся, принимавших участие в исследовании, было выявлено 5 детей с недостаточно развитой образной памятью: Маша, Вова, Наташа, Ольга, Ульяна.

     Анализ  констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель формирующего этапа исследования: с помощью упражнений, включенных в уроки по русскому языку, повысить уровень развития образной памяти в учебной деятельности как средство естественного и гармоничного запоминания информации.

     Для диагностики развития образной памяти у младших школьников на контрольном эксперименте использовали те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.

     После пройденного учащимися комплекса  упражнений по развитию образной памяти проведенных на уроках русского языка  и повторного проведения трех методик на контрольном этапе исследования, уровень развития образной памяти у большинства учащихся увеличился. Двое детей со среднего уровня образной памяти перешли на высокий, трое – с низкого – на средний (УТОЧНИТЕ!)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Из анализа литературы по исследуемой теме было выявлено, что психическими свойствами памяти исследователи и мыслители интересовались еще с античных времен. Первым, кто раскрыл принцип работы образной памяти, был Аристотель, древнегреческий философ.

    Было  выяснено, что в формировании высших форм памяти человека большое значение имеют социокультурные факторы, и что образная память, наряду с логической, лежит в сфере сознания.

        Так как память в филогенезе имеет развитие: моторная → аффективная → образная → логическая, то на младший школьный возраст падает развитие образной памяти.  Логическая память еще не развита, а образная память хорошо развита уже у дошкольников.  В силу социокультурных причин младший школьник  попадает в промежуток: развитие образной памяти приостанавливается, логическая память еще не развита. Поэтому младший школьник в большинстве случаев заучивает школьный материал механически.

           В ходе учебной деятельности на уроках чтения дети осмысливают  материал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, что очень важно для их умственного развития.

     Проблема развития образной памяти в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста в наши дни актуальна и мало исследована, требует практического и теоретического решения.

     Образная память у детей младшего школьного возраста является важным фактором, влияющим на усвоение информации и программы школы.

     Цель опытно – экспериментальной работы: выявить особенности проявления образной памяти у детей младшего школьного возраста  и ее развития в учебной деятельности.

     В соответствии с поставленной целью проводились три следующие методики исследования:

1. Методика «Определение уровня зрительной памяти» (И. Матюгин).

2. Изучение процесса зрительной образной памяти (воспроизведение).

3. Методика  «Запомни цифры» (Р.С.Немов).

    Для установления уровня развития образной памяти у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент с учащимися третьего класса в количестве 15 человек в Соболевской средней школе г. Юрьевца.

     Результаты  показали, что высокий уровень  развития образной памяти присутствует только у 13,3% детей младшего школьного возраста. У 33,3% детей уровень образной памяти находится на крайне низкой отметке.

     После проведения экспериментов сопоставлялись средние показатели по результатам, полученным в каждом эксперименте. Устанавливались соотношения показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Далее по результатам диагностики, из 15 человек, принимавших участие в исследовании, было выявлено 5 детей с недостаточно развитой образной памятью.

    Анализ  констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель формирующего этапа исследования: с помощью упражнений, включенных в уроки по русскому языку, повысить уровень развития образной памяти в учебной деятельности как средство естественного и гармоничного запоминания информации. Формирующий эксперимент был проведен в течение 6 недель (с 31 января по 13 марта) на уроках русского языка в 3 классе (испытуемых - 15 учащихся).

     Затем был проведен конт эксп..,его цель: дать оценку эффективности предложенного комплекса упражнений по развитию образной памяти у младших школьников средствами предмета русского языка. Для выявления развития образной памяти у младших школьников в контрольном эксперименте использовали те же методики, что и в констатирующем этапе исследования.

     После пройденного учащимися комплекса  упражнений по развитию образной памяти проведенных на уроках русского языка и повторного проведения трех методик на контрольном этапе исследования, уровень развития образной памяти у большинства учащихся увеличился. У обследуемых младших школьников на контрольном этапе исследования преобладает средний уровень развития образной памяти, всего у пятерых младших школьников (33,3%) отметился высокий уровень образной памяти, у двоих (13,3%) – низкий, а у остальных восьмерых (53,3%) - средний уровень развития образной памяти. На констатирующем этапе высокий уровень развития образной памяти получили два учащегося, после повторного проведения трех методик, количество младших школьников с высокими показателями увеличилось на 3 человека. ТОГДА УЖ ВСЕ ДАЙТЕ В %%.

     В целом проведенная нами работа дала положительные результаты, которые позволят младшим школьникам перейти на более высокий уровень развития образной памяти.

     Экспериментальная реализация комплекса занятий показала, что предлагаемая система игр  и упражнений, заложенных в комплекс, эффективна и дает положительные результаты.

     Проведенная опытно - экспериментальная работа позволила определить эффективность развития образной   памяти в учебной деятельности младших школьников средствами предмета «Русский язык».

     На  основании полученных выводов и  результатов в проведенном исследовании мы дали рекомендации родителям, и при выполнении этих рекомендаций у младших школьников будет еще лучше развито не только образная память, но и интерес к обучению, творческое воображение и мыслительные способности. 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинского. – Минск: Вышейш. шк., 1980. – 175с.
  2. Бергсон А. Материя и память. – Ростов Н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1982. – 224с.
  3. Белявский И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. – Ростов Н.Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1982. – 235с.
  4. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 288 с
  5. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. -Уфа, 1985. – 143с.
  6. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы). Под ред. Д.Б. Эльконина и др. – М., 1962. – 283с.
  7. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Гомезо и др. – М.: Педагогика, 1982. – 295с.
  8. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков; Моск. гос. обл. университет. - Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - 208 с.
  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. – М.: Педагогика, - т.4. Детская психология, 1984. – 432с.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
  11. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1988. – 183с.
  12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. – 150с.
  13. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996. – 143с.
  14. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 512 с.
  15. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. 254с.
  16. Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии: учебное пособие / Л. Б. Ительсон. - Минск: Харвест; Москва: АСТ, 2000. - 896 с.
  17. Йейте Френсис. Искусство памяти. С.-Петербург: Университетская книга. 1997. – 481с.
  18. Завалова Н.Д. и др. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука, 1996. – 174с.
  19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – т.1: Психическое развитие ребенка. – 1986. – 318с.
  20. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М., 1993. - 120с.
  21. Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. – М., 1967. - 167с.
  22. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для пед. Институтов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1964. – 478с.
  23. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие для вузов / А. Н. Леонтьев. - Москва: Смысл: Академия, 2005. - 352 с.
  24. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. -  96с.
  25. Матюгин, И. Ю. Зрительная память: серия книг по развитию образной памяти / И. Матюгин, Е. Чакаберия. - Москва: Эйдос, 1993. - 70 с.
  26. Матюгин, Н. Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения / Н. Ю. Матюгин, И. К. Рыбникова. - Москва: Эйдос, 1996. - 60 с.
  27. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3-х кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-е изд. - Москва : Владос, 2001. - 688 с.
  28. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 1994. – 562с.
  29. Норман Д.А. Память и научение / Пер с англ. Под ред. А.В. Симонова. – М.: Мир, 1985. – 159с.
  30. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 448 с. - (Учебник для вузов).
  31. Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: 1995.
  32. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. - Москва: Вузовский учебник, 2007. - 384 с.
  33. Педагогическая энциклопедия. Т.3. - М.: 1963. – 217с.
  34. Пономарев, П. А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / П. А. Пономарев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 448 с.
  35. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов средних педагогических учебных заведений / Психологический институт РАО ; сост. Е. Е. Данилова ; под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд. ; стер. - Москва : Академия, 2000. - 160 с.
  36. Психологический словарь. / Под ред. Карпенко А.А. – М.: Педагогика, 1991. – 780с.
  37. Петровкий А.В. Психология. Т.2. - М.: 1977. – 137с.
  38. Роговин М.С. Введение в психологию, М.: Высш. шк. 1969. – 215с.
  39. Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. – М.: Высш.шк. , 1966. – 168с.
  40. Розеб И.М. Что надо знать о памяти. - -3-е изд., доп. Минск: Нар. Асвета, 1982. – 128с.
  41. Розов А.И. Память. – М.: Знание, 1970. – 61с.
  42. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966. – 423с.
  43. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : практикум / Л. Д. Столяренко. - 5-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 704 с.
  44. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учебник / Н. Ф. Талызина. - 3-е изд. ; стер. - Москва: Академия, 1999. - 288 с.
  45. Ткачева Т.А.,  Толмачев. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. – Красноярск: Изд-во КГПИ., 1998. – 88с.
  46. Цукерман Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности? // Вестн. Ассоциации "Развивающее обучение ". 1997. № 2. С.        48 - 65.
  47. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.,  1982. – 251с.
  48. Фейнгерберг И.М. Память и обучение. Учеб. пособие. – М.: ЦОЛИУВ, 1974. – 29с.
  49. Эльконин Д. Б. Связь обучения и психического развития детей // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989. С. 78 - 92.
  50. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974. – 93с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1. 

Диаграмма №1 – Уровни развития зрительной памяти младших школьников на констатирующем этапе исследования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №2. 

Диаграмма №2. Уровни развития процесса зрительного воспроизведения

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №3. 

Диаграмма №3.  Уровни развития кратковременной  слуховой памяти на констатирующем этапе исследования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №4. 

Диаграмма №4.  Общий уровень развития образной памяти после проведенных трех методик

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  №5. 

Диаграмма №5 – Уровни развития зрительной памяти младших школьников на констатирующем и контрольном этапах исследования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №6. 

Диаграмма №6. Уровни развития процесса зрительного воспроизведения на контрольном этапе исследования.

 
 
 
 

Информация о работе Развитие образной памяти младших школьников в учебной деятельности