Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

10. Социальный педагог задает домашнее задание — текст «Посещение дискотеки» — и рассказывает, как его выполнить.

Роль социального педагога:

     Вместе с ведущим при­нять участие в ролевой игре;

     Помочь школьникам выполнить задания на уроке;

     Разъяснить ход выполнения домашнего задания «Посеще­ние дискотеки».

 

 

Ролевая игра:

Разыгрывается сцена — нападение на подростка с целью ограбления (отнимаются деньги и часы). Используются при этом угрозы и физическая расправа.

Карточка № 1

•     Как называется действие, когда кто-то требует деньги, угро­жает физическим насилием?

•     Был ли это акт насилия?

•     Какой ущерб нанесен личности учащегося? Объясните по­дробно

•     Было ли это преступление?

•     Часто ли подобное совершают подростки?

Карточка № 2

•     Что такое закон?

•     Почему мы принимаем законы?

•     Правила поведения — это то же, что и законы?

•     Кто пишет законы?

•     Что такое свод законов и правил?

Задание на тему «Преступление, правонарушение, проступок».

Законы представляют собой совокупность правил, которые предназначены защищать права, здоровье и безопасность людей. За­коны, как и свод правил поведения в школе, требуют выполнения их и детьми и взрослыми.

•    В случае обвинения подростка в нарушении правил в школе решение о мерах наказания к нему принимает школьная ад­министрация

•    Нарушения закона рассматриваются как преступления, если подросток достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность

•    Статус проступка присваивается таким нарушениям, кото­рые не могут рассматриваться как преступления или право­нарушения. Примером могут служить побеги из дома, появ­ления на улице в позднее время и т.д.

Инструкция: обдумайте каждую из приведенных ситуаций и решите, насколько каждое из положений может расцениваться как:

1. Преступление: серьезное нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

2. Правонарушение: нарушение закона, за которое наступает административная ответственность для взрослых людей или подро­стков с 16-летнего возраста.

3. Проступок: нарушение правил поведения в школе, вызыва­ющее поведение и др.

Поставьте соответствующие цифры против каждой из следую­щих ситуаций:

     Толя, учащийся средней школы, был замечен в спор­тивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

     Полина и Федор, ученики девятого класса, возвращаясь с дискотеки, разбили стекло в троллейбусе.

     Света, ученица девятого класса, убежала из дома, но продолжает ходить в школу. Родители сообщили об этом директору школы.

     Эдик, ученик седьмого класса, был замечен в школе с газовым пистолетом.

 Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.

     На вечеринке друзья Наташи, ученицы десятого класса, курили марихуану, но сама Наташа наркотик не употребляла.

     Коля, учащийся одиннадцатого класса, принес в школу немного марихуаны для того, чтобы отдать ее своим друзьям.

 От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по школьному коридору.             

 Супруги Ивановы преднамеренно подожгли принадлежащий им гараж для того, чтобы получить страховку.

     Несколько учеников средней школы слонялись без дела около ресторана поздно вечером.

     Даша с подругой не посещали школу в течение недели, скрыв это от своих родителей.

     Учащиеся совершили кражу. Продавец магазина само­обслуживания позвонил в милицию и сообщил об их задер­жании.

     Один учащийся школы угрожал другому тем, что изо-
бьет его.

     Мальчик принес в школу нож.

 Женя была задержана за то, что переходила улицу в неположенном месте. Когда она попыталась увернуться от близко проезжавшей автомашины, то у нее из кармана вы­пала сигарета с марихуаной.

     Ученик опаздывал в школу почти каждый день. Взрослый член семьи постоянно избивал ребенка, соседи сообщили об этом в милицию.

 Ученик угрожал учителю, если тот поставит ему неудовлетворительную оценку за четверть.

Дайте ответы на следующие вопросы:

     Определите, где баловство, а где злонамеренный поступок?

     Почему ребята так поступили?

     Какие чувства испытали ребята, на которых были направле­ны описанные действия?

Ситуация 1.

На школьной дискотеке несколько девочек сказали Виктору, что он нравится Алене. Одна из них, Светлана, попросила Виктора пригласить Алену на танец. Виктор почувствовал себя неловко, но Светлана настаивала. Уступая просьбе Светланы, Виктор пригласил Алену на танец, но девочка сказала, что не хочет с ним танцевать. Все рассмеялись, кроме Виктора.

Ситуация 2.

Один из учеников заботится об электронной игрушке Тамагочи и чувствует себя ответственным за выполнение «игрушечных" просьб. Тамагочи он взял с собой на урок физкультуры и, пока переодевался, положил ее на скамейку. Один из одноклассников схватил игрушку и кинул другому с криком: «Лови! Поиграем в пас!». К сожалению, другой эту игрушку не поймал, и она разбилась.

Ситуация 3.

Один из учащихся пригласил нескольких одноклассников к себе домой посмотреть новый видеофильм. Выбрав момент, он по­шел на кухню, чтобы принести ребятам что-нибудь перекусить. В это время несколько ребят спрятались за дверью, и когда мальчик с подносом, на котором были чай и бутерброды, вошел в комнату, они кинулись на него сзади и забросали подушками. Они хотели пошутить и рассмешить мальчика. Но от неожиданности он уро­нил поднос, посуда разбилась. Чтобы не упасть, мальчик ухватил­ся за край стола, на котором стояла настольная лампа, она упала и разбилась.

Ситуация 4.

Лена с подругами решили пошутить над одноклассником Вик­тором и написали ему записку от имени девочки, которая ему нра­вилась. В записке было написано, что она приглашает его на дискотеку, и указывалось место встречи. На месте встречи Виктора поджидали Лена с подругами.

Ситуация 5.

Когда утром ученик 6 класса школы искусств пришел на урок, он увидел, что все его рисунки разорваны и разбросаны по всему классу (они еще накануне были приготовлены учеником для оценки учителем). На доске была надпись: "Рисунки учащихся 6 класса – ненужная мазня, а работы учащихся 7 класса – высший класс".

Домашнее задание. «Посещение дискотеки».

Прочитайте ситуацию, изложенную ниже, и ответьте на вопросы.

Валерия и Тамара решили вечером пойти на дискотеку. Своим родителям девочки сказали, что они идут в гости к своей подруге, поскольку родители запрещали им ходить на дискотеку. Дискотека находилась достаточно далеко от дома девочек и была местом сбора подростков со всего района. Девочки не искали приключений, они просто хотели потанцевать и повеселиться и планировали вернуть­ся домой в 9-10 часов вечера. На дискотеке было много подростков и молодежи. Несколько более взрослых ребят, стоявших поблизос­ти, попытались — в довольно грубой форме — познакомиться. Де­вочки почувствовали, что от ребят пахнет спиртным, и отказались знакомиться и танцевать. Ребята не отступали. Не желая неприят­ностей, девочки направились к выходу. Молодые люди последова­ли за ними, пытались задержать их, обзывали нецензурными слова­ми. Другие подростки, увидев это, решили защитить девочек, по­мочь им. Обстановка накалялась, началась драка. Милиционеры, находящиеся на дискотеке, вмешались в конфликт, пытаясь прекра­тить драку. Участники драки оказали сопротивление. Стали кидать в сотрудников правоохранительных органов пустые банки и бутыл­ки, оскорблять, угрожать.

Было вызвано подкрепление, всех участников драки задержа­ли и отвезли в отделение милиции, в том числе Валерию и Тамару. То, что начиналось как невинное развлечение, закончилось в отде­лении милиции. Родители девочек были вызваны в милицию для того, чтобы забрать своих дочерей.

Ответьте на следующие вопросы:

                  Что послужило причиной подобного конфликта?

                  Можно ли расценить данную ситуацию как насилие?

                  Как должны были поступить девочки? Почему?

                  Как расценить действия молодых людей, пристававших к девочкам и учинивших драку? Преступление? Правонарушение? Проступок?

                  Понесут ли наказание молодые люди?

                  Какова будет реакция родителей на случившееся?

 


Приложение 7

Тема: Разрешение конфликтов без насилия

Конфликты могут быть разрешены с помощью действий, не связанных с насилием.

Цель урока:

донести до учащихся сведения о способах разрешения кон­фликтов без насилия.

Задачи:

           научить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении;

           научить адекватному поведению при разрешении конфликтов.

Ключевые слова: зависимость, последствия, незаконный оборот наркотиков

Методический материал:

           рабочий лист «Что может вас рассердить, разозлить?»;

           плакат «Контролируй себя»;

           плакат «Разрешение конфликтов».

Ход урока:

1. Социальный педагог проверяет домашнее задание, ребята рассказывают, как они закончили рассказ по теме «Просьба о помощи». Ответы комментируются и обсуждаются в месте с учащимися.

Социальный педагог обращается к предыдущему уроку, на котором уча­щиеся изучали, как конфликт между людьми, которые знают друг друга, может перейти от оскорблений и угроз к трагедии. На уроке исследуются пути решения различных конфликтов без применения насилия.

2. Руководитель программы объявляет тему урока. Спрашивает учащихся, что они подразумевают пол словом конфликт. Слушает и комментирует ответы учащихся. Затем обобщаются все ответы по определению конфликта как столкновения мнений, интересов, выборов, которые могут возникать как внутри конкретной личности, так и между индивидами или группами. Просит записать это определение в тетрадь.

Рассказывает случаи из своей милицейской практики о воз­никновении конфликтов, как они разрешались, к чему привели.

Указывает, что конфликты нередко возникают между людьми и школьникам придется в своей жизни встречаться с этим. Следует разобраться:

                  в чем суть конфликта

                  найти пути решения, чтобы выйти из него.

Правильное или неправильное решение этой проблемы влияет на взаимоотношения между людьми, а порой и на судьбу человека.

Задается вопрос учащимся: «Что мы испытываем, когда стал­киваемся с конфликтами?» Ответы могут быть следующими:

     гнев

     ощущение крушения надежд

     конфуз

     страх

     обида

     угнетенное состояние

Делается вывод, что, в основном, все эти чувства называются эмоциями. Эмоции — это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Учащиеся записывают это понятие в тетрадях.

3. Проявление эмоций. Учащиеся должны назвать несколько хорошо известных примеров проявления чувств, эмоций. Эти оп деления записываются на доске под заголовком «Парад эмоций". Если учащиеся затрудняются ответить, необходимо составить перечень — «парад эмоций»:

     гнев

     ненависть

     страх

     счастье

     обида

     грусть

     ревность

     плохое настроение

Как проявляются эти эмоции? Приглашаются несколько чело­век к доске, с тем, чтобы показать, как могут проявляться эти эмо­ции. Например:

     изобразить испуг ребенка, к которому пристают подростки

     передать радость от покупки долгожданного подарка

     создать образ рассерженного учителя

Ведущий может предложить и другие ситуации.

Класс должен проанализировать их действия, изучая «язык те­ла», жесты, тон голоса, характерные для каждой эмоции. Руководи­тель объясняет, что некоторые чувства легче показать, а также рас­сказать о них. Например, мы с легкостью можем изобразить такую эмоцию, как счастье.

Какие эмоции труднее изобразить?

Каждый человек когда-нибудь испытал гнев — это нормаль­но, но умению контролировать его и управлять им — этому надо учиться. Если учащимся это удается, то они смогут разрешать конфликты.

4.              Что заставляет меня испытывать раздражение, гнев, агрессию, я должен поступать в этом случае?

Информация о работе Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению