Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

 


Приложение 3

Результаты диагностики по методике «Как поступить».

Констатирующий эксперимент.

№ п/п

Фамилия, имя

подростка

Возраст,

лет

Показатель

(среднее значение)

Уровень

1

Вика Ш.

14

0

Низкий

2

Полина С.

14

1

Средний

3

Саша Ч.

14

4

Высокий

4

Эльдар А.

16

1

Средний

5

Вика Л.

13

0

Низкий

6

Коля Н.

14

0

Низкий

7

Марина К.

13

0

Низкий

8

Вера Т.

15

3

Высокий

9

Андрей В.

14

0

Низкий

10

Артем С.

14

2

Средний


 


Приложение 4

Сводная таблица результатов диагностики.

Констатирующий эксперимент.

№ п/п

Фамилия, имя

подростка

Возраст,

лет

Диагностика «Мотивационная готовность склонности к риску»

Методика «Как поступить»

Общий уровень сформированности межличностных отношений

1

Вика Ш.

14

Низкий

Низкий

Низкий

2

Полина С.

14

Средний

Средний

Средний

3

Саша Ч.

14

Высокий

Высокий

Высокий

4

Эльдар А.

16

Низкий

Средний

Средний

5

Вика Л.

13

Низкий

Низкий

Низкий

6

Коля Н.

14

Низкий

Низкий

Низкий

7

Марина К.

13

Низкий

Низкий

Низкий

8

Вера Т.

15

Высокий

Высокий

Высокий

9

Андрей В.

14

Низкий

Низкий

Низкий

10

Артем С.

14

Средний

Средний

Средний

 


Приложение 5

Занятие по теме: Насилие и закон

Цель:

донести до подростков понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.

Задачи:

   информировать учащихся о видах и циклах насилия

   научить распознавать насилие

   сформулировать понятия «насилие» и «уважение»

   выявить роль алкоголя и наркотиков в проявлении насилия

   дать понять, что существует ответственность за совершенное насилие, рассказать о Российском законодательстве, касаю­щемся вопросов насилия

Ход работы

1.  Ведущий записывает тему занятия на доске. Говорит о том, что данная тема деликатная, для кого-то неприятная и, наверное, для всех новая. Проведение урока потребует от всех участников бережного отношения друг к другу. Ведущий приводит из своей милицейской практики случаи проявления насилия в семье или в отношениях подростков друг с другом. Отмечает, что количество случаев проявления насилия увеличивается. Привести статистичес­кие данные по своему городу, району или региону.

2.  Работа в малых группах. В ходе обсуждения школьники отвечают на следующие вопросы:

     что такое насилие?

     какие виды насилия существуют и как они проявляются

     какова цель насилия?

3.               Подводятся итоги работы. Один из школьников работает у доски, записывая ответы (вариант ответа см. в Приложении). Данные ответа дополняются участниками других групп. Необходимо указать формы насилия и привести примеры каждого вида:

     физического

     психического

     эмоционального

     экономического

     сексуального

     пренебрежения нуждами ребенка (моральная жестокость)

Ребята приводят примеры этих видов насилия. Ведущий ком­ментирует их ответы. Самое сложное для ребят — это привести при­меры проявления насилия, выражающие пренебрежение к нуждам ребенка. Объясните, что это отсутствие элементарной заботы о ре­бенке (в пище, одежде, жилье, медицинском уходе), в результате че­го нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Далее разбирается вопрос: как проявляется то или иное наси­лие? Ответ на этот вопрос на доске записывает следующий ученик. Спросите, есть ли у некоторых школьников клички. Пусть ребята назовут, какие. Считают ли они, что эти клички оскорбительны для человека, унижают ли они его. Можно ли, на их взгляд, клички от­нести к одному из видов насилия. Если — да, то почему, если — нет, то почему. Ведущий комментирует их ответы. Следует обратить внимание на признаки проявления насилия: обидчик повышает го­лос, прерывает разговор, говорит обидные слова, угрожает, оскорб­ляет. Укажите ребятам, что существует 2 вида воздействия на человека: словесное (вербальное) и физическое (невербальное).

Попросите ребят привести примеры насилия в семье, по отно­шению к детям со стороны взрослых и в отношениях между собой.

Существует ли насилие в школе, между учителями и учениками? Если да, то в чем оно выражается.

Задайте вопрос школьникам, какие из перечисленных про­явлений насилия оказывают на них самое большое влияние. Под­черкните на доске эти проявления. Сделайте вывод, что никто не должен проявлять насилие по отношению к другому человеку. Подумайте, стоит ли вам поддерживать с таким человеком отноше­ния? Выслушайте ответы ребят.

Задайте ребятам вопрос: какова цель насилия? Выслушав их ответы, сделайте вывод: это желание власти и контроля над дру­гим человеком. Запишите это на доске: власть и контроль.

4. Виды насилия. Задайте наводящий вопрос: «Какие деструк­тивные виды насилия могут быть?». Ребята отвечают на заданный вопрос, а один из учеников записывает ответы на доске:

     убийство;

     суицид;

     изнасилование;

     тяжкие телесные повреждения.

Школьники анализируют, сразу ли происходят подобные виды насилия или нет. Ведущий делает выводы вместе с ребятами: чаще это­му предшествует определенное время, когда взаимоотношения ухудша­ются, угроза насилия нарастает. Нередко виды подобного насилия проявляют люди, находящиеся в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Ведущий приводит случаи из своей практики. Расскажите о циклах насилия. Скажите, что порой разорвать эту цепочку насилия очень трудно, но это возможно сделать.

5. Кто может стать жертвой насилия. Учащиеся разбирают этот вопрос в малых группах. После обсуждения один из учеников записывает на доске ответы. Ребята из других групп дополняют. Все записывают в своих тетрадях.

Кто является жертвой насилия в семье

(один из вариантов ответа)

 

Чаще всего

 

 

 

Жертва

женщина

 

Свидетели

насилия

ребенок

престарелые члены семьи

инвалиды

 

Очень редко

 

Жертва

- мужчина (3%- 5%)

 

 

Вывод: жертвами насилия чаще всего становятся са­мые незащищенные члены семьи.

6. Почему возникает насилие? На этот вопрос ребята отвечают, работая в малых группах. Обратите внимание школьников на та­кие ответы, как неумение себя вести, контролировать свои чувства, нести ответственность за своего друга, товарища, желание мести, употребление алкоголя, наркотиков.

7. Ведущий подводит итоги первого занятия.

8. Второе занятие по теме насилия начать с анализа письма.

Письмо

Уважаемая Светлана Владимировна!

В прошлый раз Вы говорили о насилии. Я долго думала об этом, так как это касается меня, вернее, моей мамы. Мне стыдно говорить на эту тему. Я ни с кем еще ни разу не говорила. Решилась написать Вам, именно написать, а не сказать, так — легче.

Шесть лет тому назад умер мой папа. И мы с мамой остались одни. Я ведь тогда училась в 3 классе. Мама плакала каждый день, по­вторяя: «Вот мы и одни. Осиротели». Вначале я плакала вместе с мамой, потом перестала. Я никогда не забуду той мамы — опусто­шенной и плачущей. Но проходили дни, месяцы, годы. И боль утраты стала менее острой.

Три года тому назад моя мама вышла замуж. Я была очень ра­да. В доме появился мужчина. Как изменилась моя мама. Она стала такой красивой, доброй. Казалось, что все будет хорошо.

А потом я стала замечать: мама украдкой утирает слезы, хму­рится, сердится. Стала раздражительной.

Однажды я заметила, что отчим пришел домой пьяный. Ста­ла замечать, что от него пахнет спиртным. В эти дни мама переставала с ним разговаривать. Они ругались, но тихо, чтобы я не слышала.

А потом все стало хуже. Они уже ругались, не таясь, кричали, обзывали друг друга. Больше всего доставалось моей маме. Я решила по -говорить с ней, зачем ей нужен такой человек. На что она ответила: *Ты еще маленькая. Ничего не понимаешь. Он исправится».

А потом он поднял руку на маму. И это моя мама опять стер­пела. Он кричал, что содержит не только маму, но и ее «хвост» — это, оказывается, меня.

Мне не хочется идти домой. Я не узнаю своей мамы. Она так изменилась. Что делать? Кто может помочь моей маме? Разве это жизнь? Порой мне самой не хочется жить на этом свете.

Наташа.

Ведущему или учителю заранее к этому уроку подготовить необходимое количество экземпляров пись­ма. Ребята работают в малых группах над следующими вопросами:

                  кто является жертвой насилия, а кто свидетелем?

                  какие виды насилия произошли?

                  какие виды и этапы насилия были реализованы?

Информация о работе Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению