Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в подростке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с подростком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над подростком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите подростка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: "Что будет, если..?"

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна.

14. Не обсуждайте при подростке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

18. Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.

19. Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

20. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

21. Не идите на компромиссы со своей совестью. Спустя годы компромисс может обернуться против вас.

Для того чтобы предупредить подростковую агрессивность:

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2. Не давайте своему ребенку нереальных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Тема: «Подростковая преступность»

(правовая беседа-диалог)

Цель: воспитание правовой грамотности учащихся, гражданско-патриотических качеств личности подростка.

Ход классного часа.

О чем говорят эти факты?

По мнению председателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерины Лаховой, беспризорных детей в России, по различным оценкам, от 100 тысяч до 4 миллионов. По официальной статистике, 16 тысяч детей школьного возраста вообще не посещают школу, 50 тысяч ежегодно убегают из дома. Несовершеннолетние составляют большинство потребителей наркотиков. Анализ деятельности Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при УВД Волгоградской области в период с 1993 по 2000 год выявил, что в среднем в год изолятор временного содержания (ИВС) посещают более 400 подростков в возрасте от 14 до 16 лет.

По сведениям Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина:

•  число здоровых детей с каждым годом уменьшается. Так, только 32% детей в стране признаны здоровыми, 52 – имеют функциональные отклонения, из них более 16% - хронические заболевания.

•  Ежегодно детское население России снижается на 1 млн. человек

•  Число детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в сиротских учреждениях, возрастает на 4-6 тысяч человек в год

•  Общее число детей-сирот достигло 200 тысяч человек

Подумайте и выскажите свое мнение:

•  Каковы причины роста подростковой преступности?

•  Экономические или политические причины преобладают в росте подростковой безнадзорности и преступности?

Беседа 1. «Каковы пути преодоления подростковой преступности?»

Дела о преступлениях несовершеннолетних всегда были объектом повышенного, особого внимания во всех судах России. В связи с этим Верховным Судом Российской Федерации 14  февраля 2000 г. Утверждено постановление Пленума №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

На протяжение последних двух десятков лет в России наблюдается рост преступности среди населения, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.

Многие исследователи детской преступности (Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002 №20 (176) приходят к выводу, что в настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России за последние десять лет росла примерно в шесть раз быстрее, чем изменялось общая численность этой возрастной группы.

За последние пять лет число преступлений, совершенных подростками, возросло почти на 2%, а число несовершеннолетних, принявших участие в преступлениях, на 2,1%. Качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. групповой характер – это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 70%.

Очень опасна тенденция все более широкого участие подростков в преступной деятельности совместно со взрослыми. По данным криминологических исследований, более трети преступлений подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых. Чаще всего взрослые вовлекают в преступную деятельность молодежь в возрасте от 16 до 18 лет, и не редко эти лица ранее уже были судимы. Приобщение подростков к наркотикам и алкоголю создает дополнительный мотив для преступления.

В настоящее время наиболее распространенным преступлением среди подростков остаются кражи. На втором месте стоит такое тяжкое преступление против собственности, как грабеж (ст. 161 УК РФ).  Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тысяч подростков.

Судебная практика показывает, что подавляющее большинство подростков, осужденных за или иные преступления, совершали их впервые. Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которые уже ранее направлялись в спецшколы и спецпрофтехучилища, освобождались от отбывания наказания и вновь совершали преступления.

Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к «омоложению». Если в 1998 году за различные преступления были осуждены 43 тысячи подростков в возрасте 14-15 лет, то в 2000 году их число составило уже около 48 тыс. В связи с этим наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а так же подростков, которые не подлежат уголовной ответственности.

Особенности ответственности несовершеннолетних, совершивших правонарушения, состоят в том, что к ним могут быть применены не только уголовное или административное наказание, но и принудительные меры воспитательного воздействия.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязанность по рассмотрению материалов о помещении несовершеннолетних в Центры временной изоляции для несовершеннолетних и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа возложено на суды. Ранее эти обязанности исполнялись органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних. 

В соответствии со ст. 15 п. 4 Закона в специальные учебно-воспитательные учреждения воспитательного типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода.

Для постановки вопроса органами внутренних дел о направлении несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа необходимо совершение подростком общественно-опасного деяния и заключение о том, что он нуждается в особых условиях воспитания. Факт совершения общественно-опасного деяния несовершеннолетним подтверждается постановлением о прекращении уголовного дела или отказе в его возбуждении.

В соответствии со ст. 27 п.3 Закона все материалы должны быть представлены для ознакомления несовершеннолетними, их родителями или законными представителями.

Согласно ст. 8 п.2 Закона несовершеннолетний имеет право на обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в вышестоящие органы указанной системы, а так же в органы прокуратуры и суд.

Задание: Подумайте над следующими вопросами и ответьте.

1.      Не ущемляют ли права несовершеннолетних новые изменения российского законодательства?

2.      Каковы пути преодоления роста подростковой преступности?

Беседа 2. «Наказание несовершеннолетних – это правовая или моральная норма?»

Рассмотрим ситуацию о наказании несовершеннолетних. Что при этом преобладает – моральная или правовая норма?

16 декабря 2003 г. вступили в силу Федеральные законы «О внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» №162 – ФЗ и «О проведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс российской Федерации»» №161 – ФЗ.

Эти законы внесли существенные изменения в действующие законодательства.

Для несовершеннолетних, возраст которых достиг 14-15 лет, максимальные сроки лишения свободы будут составлять шесть лет, а для более старших (16-17 лет) – десять лет лишения свободы, не зависимо от максимальной санкции, которая определена Особенной частью УК РФ. Безусловно, такое решение гуманно учитывая крайнюю уязвимость несовершеннолетних, лишенных свободы.

Сегодня очевидно что лишение несовершеннолетнего свободы должно рассматриваться как крайняя, вынужденная совершенно необходимая мера наказания в целях исправления самой личности и для безопасности общества. Этот вывод закреплен в измененных положения главы 14 УК РФ: за впервые совершенное подростком 14-15 лет преступление не большой и средней тяжести, а не совершеннолетним 16-17 лет – преступление не большой тяжести наказание в виде лишения свободы применяться не будет.

Педагоги, психологи, юристы справедливо полагают, что впервые оступившийся молодой человек должен извлечь уроки благодаря специальной индивидуальной психолого-педагогической работе с ним. Вместе с тем для выполнения этого решения необходимо дополнительно подготовить специалистов, организовать центры консультации или иные учреждения или организации, целью которых и была бы помощь несовершеннолетних по различным проблемам. Им необходимо разобраться в сложившейся ситуации наладить человеческие отношения с кем-либо, решить вопросы с продолжением образования, найти работу, временное жилье и, наконец, построить планы будущей жизни в рамках закона.

Задание: подумайте над следующими вопросами и ответьте.

1.      Что общего и в чем различие между нормами права и морали?

2.      Всегда ли нормы права моральны?

Информация о работе Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению