Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

                  каков может быть исход данной ситуации для мамы, для девочки?

                  что делать в данной ситуации, к кому обратиться за помощью?

Один из учеников записывает на доске варианты ответов на поставленные вопросы, ребята из других групп дополняют и ком­ментируют свои ответы. Ведущий помогает это сделать.

«Мозговой штурм» анализа предложенного письма предусмат­ривает: вспомнить пройденный на предыдущем занятии материал, выявить и определить виды насилия и формы поведения в данной ситуации.

9. Насилие и уважение. Переходя к этой теме, задайте наводящие вопросы школьникам: «Кто считает, что по отношению к нему было проявлено насилие?», «Как вы хотите, чтобы к вам относились?». Ребята вновь работают в малых группах. Учащиеся должны определить, что такое уважение, и составить список данных понятий. Составление перечня нужно сопоставить с видами насилия. Например:

           физическое насилие — не толкать, не бить, не хватать за ру­кава и волосы, не щипать и т. д.

           эмоциональное – …

           вербальное насилие - …

           сексуальное насилие - …

Виды насилия и как они проявляются

(один из вариантов ответа)

Физическое

Психическое

Эмоциональное

Экономическое

Сексуальное

Ударить

Избить

Толкнуть

Таскать

за волосы

Оказывать давление

Унижать

Угрожать

Порча принадлежащих вещей

Грубые крики

Оскорбления

Унижение чувства собственного достоинства

Постоянная критика

Не давать денег

Контролировать, сколько и на что тратишь

Лишать собственных денег

Ограничивать во всем (экономическое давление)

Изнасилование

Принуждение к сексуальным отношениям

Пошлые домогательства

Вульгарные выражения, высказывания, жесты и мимика


Этот список можно продолжить

10. Ответственность за насилие и закон. Эту часть занятия прово­дит ведущий. Он говорит о том, что существует ответственность за проявленное насилие по отно­шению к другому человеку. В Уголовном кодексе РФ существуют зако­ны, на основании которых можно возбудить уголовное дело в тех слу­чаях, когда действия обидчика соответствуют определению разных форм насилия (физического, психического, сексуального), и после того, как эти действия уже были совершены: побои, угроза убийства или при­чинение тяжкого вреда; оскорбление, унижающее честь и достоинство; клевета — распространение заведомо ложных фактов; причинение вре­да здоровью (ст. 116,119,130,129,111,112,115 уголовного кодекса РФ).

Человек может обратиться за помощью. Возникает вопрос, к кому, куда и когда. Помните, вы не одиноки. В критической си­туации звоните по телефону доверия, обращайтесь в милицию и вам подскажут, что делать, куда обратиться. Вы можете воспользоваться помощью человека, которому доверяете (родст­венники, друзья, учитель или психолог школы). Можно обратить­ся в специальные центры: социальной помощи семье и детям, со­циально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, пси­холого-медико-педагогический, в комиссию по делам несовершен­нолетних, в приют для детей. Телефоны этих учреждений вы мо­жете получить через справочную телефонной станции. Вам будет оказана помощь.

11. Подводятся итоги урока.

        Насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны ува­жительно относиться друг к другу. Если к вам проявляют насилие, помните, вы не одиноки и вам помогут

Уважительное отношение означает:

                  не оскорблять

                  не толкать

                  не бить

                  говорить уважительно 

                  пытаться понять другого 

                  быть милосердным

                  быть приятным в общении

                  уметь слушать

                  не перебивать при разговоре

                  заботиться о родных, друзьях

Этот список можно продолжить.

 

 

Насилие – уважение

Насилие

Уважение

 

Физическое

Эмоциональное

Экономическое

Не бить, не толкать и др.

Не кричать, не оскорблять и др.

Не следить за каждым

истраченным рублем,

давать хоть немного карманных

денег и др.

Не приставать с сексуальными

домогательствами,

быть вежливыми, добрыми,

нежными и др.


Этот список можно продолжить.

12. Социальный педагог собирает у школьников домашнее задание «Почему я не буду употреблять наркотики».

 


Приложение 6

Тема: Наркотики, насилие и закон

Цель урока:

Дать информацию подросткам о государственных законах и правилах поведения в школе. Донести до учащихся, что зако­ны и правила служат обеспечению личной безопасности и безопасности общества в целом, что знания об ответственно­сти за совершенное помогут подросткам отказаться от вред­ных привычек, привьют чувство самосохранения, дадут воз­можность вести здоровый образ жизни во имя благополучно­го будущего.

Задачи:

     раскрыть состояние жертвы, испытывающей насилие дать понятие о необходимости принятия законов и их ис­полнения

     уметь распознавать преступление, правонарушение, проступок

     значение алкоголя и наркотиков в совершении правонару­шений и преступлений

     выполнение законов и правил поведения помогают сохране­нию здоровья и безопасности человека

Методический материал :

           ролевая игра

           карточки с вопросами к ролевой игре

           карточки с вопросами о законе

           задание на тему «Преступление, правонарушение, проступок»

           устав школы (поведение учащихся в школе) 

           домашнее задание «Посещение дискотеки»

Ход урока

1. Ведущий объяв­ляет тему занятия. Социальный педагог проводит обзор выполнения домашне­го задания на тему «Я не буду употреблять наркотики, потому что...». Подводит общий итог и зачитывает наиболее интересные и значимые ответы.

2. Ролевая игра. Ведущий выбирает учащегося, который по­может ему в ролевой игре. Руководитель программы играет роль школьника, который требует отдать часы, деньги и т.д. у выбранного ученика, при этом всячески угрожая ему. Спросите у класса, бы­ли ли у них такие ситуации, знают ли они о подобных случаях. За­тем спросите учащегося, который помогал вам в ролевой игре, как он себя чувствовал, когда ему угрожали, и что может чувствовать че­ловек в подобной ситуации. Узнайте у школьников, которые были в такой ситуации или слышали от своих товарищей, что они пере­жили, что чувствовали при этом. Вызовите одного ученика к доске и вместе с классом составьте список их ответов, например:

     напуган

     рассержен

     напряжен

     обижен

     беспомощен

     ощущал себя жертвой и др.

3. Напишите на классной доске термин «жертва» и вместе с учащимися дайте определение: человек, который страдает от нане­сенного ему ущерба или морального вреда. Понятие «жертва» уча­щиеся должны записать у себя в тетради. Затем на доске напиши­те термин «насилие»- и определите его разрушительный смысл. Обратите внимание, что насилие может включать как вербальные воздействия (дразнилки, оскорбительные клички, насмешки, угро­зы), так и невербальные (жесты, пристальный взгляд, применение физической силы).

4.              Продолжайте ролевую игру. Далее школьники работают в малых группах. Группам раздаются карточки со следующими вопросами (ответы обсуждаются с классом):

        Как называется действие, когда кто-то требует деньги, угро­жая физическим насилием? (Разбой.)

        Был ли это акт насилия? Да.

        Какой ущерб нанесен личности учащегося (физический-психический, эмоциональный, материальный)? Объясните подробно.

        Было ли это преступление? (Да, это было серьезное наруше­ние закона. Нападавший может быть привлечен к уголовной ответственности. Если ему еще нет 14 лет, могут привлекать­ся к ответственности его родители. Определите преступление как действие, нарушающее закон, которое запрещено законом и за которое человек может понести наказание.) Учащиеся должны записать это в тетради.

        Часто ли подобное совершают подростки? Да, в подростко­вой среде такие действия встречаются. С наибольшей часто­той такие ситуации возникают под воздействием алкоголь­ного или наркотического опьянения. Наркотики и алкоголь способствуют совершению противоправных действий. Ве­дущий может привести примеры из своей практики.

5.              Объясните, что цель этого урока — обсудить необходимость принятия законов и правил поведения. Их выполнение обеспечивает личную безопасность и общественную.

Напишите слово «закон» на доске и попросите учащихся в ма­лых группах дать ответы на следующие вопросы:

     что такое закон? (Законы — это правила поведения, уста­новленные законодательными органами и контролируемые санкционированными на это чиновниками)

     почему мы принимаем законы? (Без законов и правил в об­ществе будут царить анархия, беспорядок, под угрозой бу­дет личная и общественная безопасность)

     правила поведения — это то же, что и законы? (Правила принимаются в интересах человека и служат гарантом лич­ной и общественной безопасности, например, правила пове­дения на воде, в горах, в школе и др.)

     кто пишет законы? (Законодательные органы федерального, регионального, местного значения)

     что такое свод законов и правил? (Это любые законы и пра­вила, предполагающие их безусловное выполнение)

Определите закон как набор правил, которые устанавливаются, чтобы сохранить человеческое здоровье, безопасность, индиви­дуальные свободы и поддержать установленную государственную систему. Попросите учащихся записать это понятие в тетрадях.

6. Обратите внимание, что цель большинства законов и правил заключается в следующем:

     защищать человека и общество

     только потом следует наказание виновного в несоблюдении того или иного закона

Большинство законов основывается на традиционных идеалах справедливости, добра и зла (используйте понятия обмана, воровст­ва, вандализма, словесного оскорбления как примеры неправильно­го поведения). Спросите у школьников, до какого возраста человек считается подростком. (Подросток — это человек в возрасте до 18 лет.) Напишите это определение на доске и попросите учащихся сделать запись в тетради.

Обратите внимание, что отдельные законы и правила сущест­вуют только для подростков.

Прокомментируйте некоторые законы и степень ответствен­ности за их нарушения. Например:

   Обязательное посещение школы и соблюдение правил вну­треннего распорядка школы

   «Законы наказывают и защищают от актов насилия, краж, вымогательства, вандализма, порчи собственности, угрозы или попытки причинить физический вред

   Закон комендантского часа

   Законы защищают от последствий употребления алкоголя, наркотиков, никотина

Ведущий рассказывает школьникам об ответственности под­ростков за нарушения, предусмотренные уголовным кодексом РФ (см. информацию для сотрудников правоохранительных органов и учителей).

7.  Преступление, правонарушение, проступок. Школьники опять работают в малых группах, выполняя задание на тему «Пре­ступление, правонарушение, проступок». Раздайте учащимся это задание. Помогите вместе с учителем выполнить его. Затем вызо­вите от каждой группы представителя для обсуждения ответов. После заслушивания ответов ведущий даст свои ответы, которые также должны обсуждаться вместе с социальным педагогом и классом.

8.  Устав школы (правила поведения учащихся в школе). Об­судите вместе со школьниками правила поведения в школе.

9.  Подводятся итоги урока: учащиеся должны знать об ос­новных существующих законах и правилах поведения, о правах и ответственности за нарушения законов и правил. Подростки долж­ны суметь правильно выбрать линию своего поведения, знать, че­го нельзя делать, чтобы не попасть в беду, не рисковать и не стать жертвой насилия. Помнить, что большинство правонарушений со­вершается подростками в состоянии алкогольного и наркотичес­кого воздействия.

Информация о работе Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению