Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

Ведущий обращается к ребятам с просьбой вспомнить ситуацию, когда они испытывали гнев и агрессию (хотелось спорить и драться). Просит ответить на этот вопрос в тетрадях под заголовком « Что заставляет их испытывать гнев, агрессию и как поступать в таких случаях?". Предалает нескольким учащимся поделиться своими ответами с остальными. Спрашивает учащихся, побывавших в одинаковых ситуациях, о том, как они справились с гневом. Класс обсуждает, насколько конструктивны были их действия.

Ведущий и социальный педагог рассказывают последние случаи, когда они сами испытывали эмоции гнева и как с этим справились.

5. Умение контролировать свое поведение и эмоции. Ведущий или социальный педагог объясняет учащимся, что для того, чтобы конструктивно вести себя в ситуациях, которые вызывают раздражение, гнев, агрессию, они должны, прежде всего, научиться тому, как коп­ировать свое поведение и эмоции. Успокоиться и не действовать агрессивно.

Вопрос к классу: «Назовите несколько способов успокоения и контроля своего возможного агрессивного поведения». Используйте плакат: «Контролируй себя» для того, чтобы разобрать с учащимися следующие способы погасить гнев:

     сосчитай до десяти и обратно

     глубоко дыши

     мысленно поговори с собой

     поговори с другом (обращение к другу), позвони ему по те­лефону

     физические нагрузки (езда на велосипеде, спортивная ходь­ба и др.)

     послушай музыку или займись другим любимым делом

     прогуляйся с собакой

6. Способы разрешения конфликтов. Школьники работают малых группах. Раздайте им рабочие листы «Что может вас рассердить, разозлить?». Социальный педагог объясняет и помогает в выполнении задания. В специально отведенных графах запишите свои ответы на поставленные вопросы.

Затем необходимо указать, какими способами можно разрешить ваши конфликты, которые вы указали в рабочем листе.

А. Рекомендации:

Выберите ситуации, которые раздражают, злят. Затем ответьте на следующие вопросы:

1. Какую ситуацию вы выбрали? Почему именно эту ситуа­цию?

2. Что помогает вам сохранить хладнокровие, успокоиться, избе­жать агрессивной манеры поведения в конфликте?

3. Каким образом вы приходите к разрешению конфликта, не прибегая к силе и агрессии?

4. Выбранный способ поведения вы считаете единственно вер­ным? Да или нет. Почему?

Б. Разыгрывание сцены конфликтной ситуации, выбранной школьниками. Пригласите учащихся разыграть сцену конфликтной ситуации. При этом старайтесь быть спокойными, невозмутимыми, вежливыми. Демонстрируйте уверенное поведение, не используйте агрессивные реакции в своем поведении. Попытайтесь, чтобы реше­ние конфликта было конструктивным для всех сторон. Участвуйте в сценке, поменяйтесь партнерами, ролями, найдите еще одно вер­ное решение конфликта.

7. Обратите внимание, что взрослые, так же, как и молодые лю­ди, имеют трудности в управлении собой и выражении своего гнева. Социальный педагог и ведущий должны выбрать типичную конфликт­ную ситуацию, например: учитель вовремя не заканчивает урок и задерживает школьников. Офицер и преподаватель должны исполь­зовать все возможные позитивные средства для разрешения конфликта без насилия. Поднимите над головой плакат «Разрешение конфликтов» для просмотра учащимися следующих пунктов:

     прежде всего, успокойтесь

     выясните, в чем проблема

     отнеситесь к другому человеку с уважением

     внимательно выслушайте точку зрения другого человека и прокомментируйте ее к его удовольствию

     думайте о возможных решениях проблемы и выберите то, которое будет приятным и справедливым для обоих людей

Попробуйте осуществить этот план и посмотрите, что из этого выйдет.

Конфликт: учитель не успевает закончить вовремя урок. Перед следующим уроком, который должен проводить офицер милиции в этой же классной комнате, класс не проветрен, учащиеся топятся у дверей, доска не приведена в порядок. Урок начинается с опозданием. И так повторяется изо дня в день. Назревает конфликт.

Предложенный сценарий:

Развивайте ролевую игру, спрашивая:

           какой выбор есть у офицера?

           что он может сделать?

1.              Уйти от конфликта — это хорошее решение проблемы? Почему «да» или почему «нет»?

Это поможет избежать прямой конфронтации, но проблема решается. Гнев и обида могут усилиться.

2.              Нужно встретиться с учителем в подходящее для обсуждения данного вопроса время и совместно найти возможные пути решения проблемы.

Примеры:

     Я хотел бы пригласить Вас в школьный бар и поговорить с Вами — за чашкой кофе можно будет обсудить проблему.

     Я хотел бы поговорить с Вами, чем я могу Вам помочь, чтобы Вы заканчивали урок вовремя

Используйте плакат «Сохранять спокойствие означает...».

Школьники обсуждают, как социальный педагог и ведущий выхо­дили из создавшейся ситуации и создавали позитивное дружеское взаимопонимание.

Сохранять спокойствие означает:

1. Относиться к другим с уважением

2. Выслушать точку зрения другого человека до конца.

3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху наси­лия победить вас

4. Говорить тихо, не переходить на личности и не оскорблять

5. Дать другому человеку шанс отступить

6. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом...

7. Идти на компромисс

8. По возможности использовать юмор.

8.              Работа в малых группах. Социальный педагог раздает рабочие листы «Разрешение конфликтов». Школьники работают над заданием педагога помогает им. Сначала нужно ответить на вопросы, а затем составить ролевую игру, показать конфликт и его разрешение.

Предоставьте достаточно времени учащимся для завершения работы. Вызовите нескольких учащихся разыграть сценку и поде­литься с другими, как они смогли разрешить конфликт, какой нашли компромисс?

Разрешение конфликтов

1. Прежде всего, контролируйте свой гнев.

2. Определите, в чем проблема.

3. Относитесь к другому человеку с уважением.

4. Слушайте, думая, чтобы понять точку зрения другого челове­ка и учесть ее.

5. Придумайте возможные решения и выберите из них те, ко­торые будут приятными, достаточно хорошими и для ваше­го партнера.

6. Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают.

(Можно сделать плакат для демонстрации на уроке)

Дополните следующие высказывания:

1. Я чувствую себя уязвленным, когда             

Я могу преодолеть свою боль, если_____________________

2. Я бываю расстроенным, когда              _________________

Я легче переношу свое расстройство, если______________

3. Я подавлен, когда____________________________

Я могу преодолеть свое настроение следующим способом_______________________________________________________________

4.Я испуган, когда______________________________________________

Я могут преодолеть свой испуг, если_______________________________

5.Я бываю рассержен, когда______________________________________

Я могу руководить этим чувством (как? или когда?)__________________

Контролируй себя

1. Сосчитайте до 10 и обратно

2. Дышите глубоко

3. Обговорите проблему с друзьями или с самим собой (напри­мер, напишите на листе бумаги о том, что вас волнует),

4. Позвоните знакомым или друзьям

5. Займитесь спортом, например, ездой на велосипеде

6. Послушайте любимую музыку

7. Займитесь любимым делом

8. Почитайте книгу

9. В конце концов выгуляйте свою любимую собаку

(Можно сделать плакат и демонстрировать на уроках)

Рабочий лист

А. Что может вас рассердить, разозлить? (допишите)

Дома

В школе

1. Когда члены моей семьи без моего ведома берут мои вещи

1. Когда друзья сплетничают обо мне

2. ______________________________

______________________________

2. ______________________________

________________________________

3. ______________________________

____________________________

3. ______________________________

________________________________

4. ______________________________

________________________________

4. ______________________________

____________________________

5.___________________________

____________________________

5.___________________________

____________________________

Б. Как вы себя ведете, когда рассержены?

1. Я обычно кричу, ругаюсь

2.___________________________________

3.___________________________________

4. __________________________________

5. __________________________________

В. Как вы обычно реагируете, когда вы рассержены, какова ваша реакция, мимика, жесты и т.д.?

1. Мои мускулы напрягаются, кулаки сжимаются…

2. _________________________________________

3. _________________________________________

4.__________________________________________

5. __________________________________________

 

9.              Руководитель подводит итоги урока. Разрешение конфликтов возможно, если люди способны:

     управлять чувством гнева;

     относиться друг к другу с уважением;

     слушать точку зрения другого человека;

     разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон.

Роль социального педагога

     Попросить нескольких учащихся прочитать окончание рассказа «Прось­ба о помощи». Выяснить у них, какой вывод они сделали.

     Принимать участие вместе с ведущим в представ­лении ролевой игры, продемонстрировать, как надо разрешать конфликт, например в случае, когда учитель не вовремя закан­чивает урок.

     Помогать школьникам в выполнении заданий на уроке.

 

 


Приложение 8

Анкета «Насилие и дети»

1.              Ваш пол:    □ мужской

                             □ женский

2.  Возраст

3.  Состав вашей семьи:

4.              Допускал ли кто-нибудь по отношению вас насилие?

□  да

□  нет

□  затрудняюсь ответить

5.              Какого рода насилие вы испытали по отношению к себе?

□              физическое

□  эмоциональное

□  сексуальное

6.              Испытывали ли вы насилие по отношению к себе от сверстников в школе?

□              да  

□ физическое

□  эмоциональное

□  сексуальное

□              нет

7.              Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе от учителей?

□              да:

□ физическое

□эмоциональное

□              нет

8.              Испытали ли вы по отношению к себе насилие дома?

□              да

□ физическое

□  эмоциональное

□  сексуальное

□              нет

9.              Пытались ли вы защитить себя?

□  да

□  нет

□  пытался

10. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии над вами?

□  друзьям

□  родителям

□  учителю

□  брату или сестре

□  психологу в школе

□  медицинскому работнику школы

□  никому

□  затрудняюсь ответить


Приложение 9

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила, которые пригодятся в нашей непростой жизни:

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

Информация о работе Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению