Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:24, реферат
Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48
Ведущий обращается к ребятам с просьбой вспомнить ситуацию, когда они испытывали гнев и агрессию (хотелось спорить и драться). Просит ответить на этот вопрос в тетрадях под заголовком « Что заставляет их испытывать гнев, агрессию и как поступать в таких случаях?". Предалает нескольким учащимся поделиться своими ответами с остальными. Спрашивает учащихся, побывавших в одинаковых ситуациях, о том, как они справились с гневом. Класс обсуждает, насколько конструктивны были их действия.
Ведущий и социальный педагог рассказывают последние случаи, когда они сами испытывали эмоции гнева и как с этим справились.
5. Умение контролировать свое поведение и эмоции. Ведущий или социальный педагог объясняет учащимся, что для того, чтобы конструктивно вести себя в ситуациях, которые вызывают раздражение, гнев, агрессию, они должны, прежде всего, научиться тому, как копировать свое поведение и эмоции. Успокоиться и не действовать агрессивно.
Вопрос к классу: «Назовите несколько способов успокоения и контроля своего возможного агрессивного поведения». Используйте плакат: «Контролируй себя» для того, чтобы разобрать с учащимися следующие способы погасить гнев:
сосчитай до десяти и обратно
глубоко дыши
мысленно поговори с собой
поговори с другом (обращение к другу), позвони ему по телефону
физические нагрузки (езда на велосипеде, спортивная ходьба и др.)
послушай музыку или займись другим любимым делом
прогуляйся с собакой
6. Способы разрешения конфликтов. Школьники работают малых группах. Раздайте им рабочие листы «Что может вас рассердить, разозлить?». Социальный педагог объясняет и помогает в выполнении задания. В специально отведенных графах запишите свои ответы на поставленные вопросы.
Затем необходимо указать, какими способами можно разрешить ваши конфликты, которые вы указали в рабочем листе.
А. Рекомендации:
Выберите ситуации, которые раздражают, злят. Затем ответьте на следующие вопросы:
1. Какую ситуацию вы выбрали? Почему именно эту ситуацию?
2. Что помогает вам сохранить хладнокровие, успокоиться, избежать агрессивной манеры поведения в конфликте?
3. Каким образом вы приходите к разрешению конфликта, не прибегая к силе и агрессии?
4. Выбранный способ поведения вы считаете единственно верным? Да или нет. Почему?
Б. Разыгрывание сцены конфликтной ситуации, выбранной школьниками. Пригласите учащихся разыграть сцену конфликтной ситуации. При этом старайтесь быть спокойными, невозмутимыми, вежливыми. Демонстрируйте уверенное поведение, не используйте агрессивные реакции в своем поведении. Попытайтесь, чтобы решение конфликта было конструктивным для всех сторон. Участвуйте в сценке, поменяйтесь партнерами, ролями, найдите еще одно верное решение конфликта.
7. Обратите внимание, что взрослые, так же, как и молодые люди, имеют трудности в управлении собой и выражении своего гнева. Социальный педагог и ведущий должны выбрать типичную конфликтную ситуацию, например: учитель вовремя не заканчивает урок и задерживает школьников. Офицер и преподаватель должны использовать все возможные позитивные средства для разрешения конфликта без насилия. Поднимите над головой плакат «Разрешение конфликтов» для просмотра учащимися следующих пунктов:
прежде всего, успокойтесь
выясните, в чем проблема
отнеситесь к другому человеку с уважением
внимательно выслушайте точку зрения другого человека и прокомментируйте ее к его удовольствию
думайте о возможных решениях проблемы и выберите то, которое будет приятным и справедливым для обоих людей
Попробуйте осуществить этот план и посмотрите, что из этого выйдет.
Конфликт: учитель не успевает закончить вовремя урок. Перед следующим уроком, который должен проводить офицер милиции в этой же классной комнате, класс не проветрен, учащиеся топятся у дверей, доска не приведена в порядок. Урок начинается с опозданием. И так повторяется изо дня в день. Назревает конфликт.
Предложенный сценарий:
Развивайте ролевую игру, спрашивая:
какой выбор есть у офицера?
что он может сделать?
1. Уйти от конфликта — это хорошее решение проблемы? Почему «да» или почему «нет»?
Это поможет избежать прямой конфронтации, но проблема решается. Гнев и обида могут усилиться.
2. Нужно встретиться с учителем в подходящее для обсуждения данного вопроса время и совместно найти возможные пути решения проблемы.
Примеры:
Я хотел бы пригласить Вас в школьный бар и поговорить с Вами — за чашкой кофе можно будет обсудить проблему.
Я хотел бы поговорить с Вами, чем я могу Вам помочь, чтобы Вы заканчивали урок вовремя
Используйте плакат «Сохранять спокойствие означает...».
Школьники обсуждают, как социальный педагог и ведущий выходили из создавшейся ситуации и создавали позитивное дружеское взаимопонимание.
Сохранять спокойствие означает:
1. Относиться к другим с уважением
2. Выслушать точку зрения другого человека до конца.
3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас
4. Говорить тихо, не переходить на личности и не оскорблять
5. Дать другому человеку шанс отступить
6. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом...
7. Идти на компромисс
8. По возможности использовать юмор.
8. Работа в малых группах. Социальный педагог раздает рабочие листы «Разрешение конфликтов». Школьники работают над заданием педагога помогает им. Сначала нужно ответить на вопросы, а затем составить ролевую игру, показать конфликт и его разрешение.
Предоставьте достаточно времени учащимся для завершения работы. Вызовите нескольких учащихся разыграть сценку и поделиться с другими, как они смогли разрешить конфликт, какой нашли компромисс?
Разрешение конфликтов
1. Прежде всего, контролируйте свой гнев.
2. Определите, в чем проблема.
3. Относитесь к другому человеку с уважением.
4. Слушайте, думая, чтобы понять точку зрения другого человека и учесть ее.
5. Придумайте возможные решения и выберите из них те, которые будут приятными, достаточно хорошими и для вашего партнера.
6. Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают.
(Можно сделать плакат для демонстрации на уроке)
Дополните следующие высказывания:
1. Я чувствую себя уязвленным, когда
Я могу преодолеть свою боль, если_____________________
2. Я бываю расстроенным, когда _________________
Я легче переношу свое расстройство, если______________
3. Я подавлен, когда_________________________
Я могу преодолеть свое настроение следующим способом______________________
4.Я испуган, когда_________________________
Я могут преодолеть свой испуг, если__________________________
5.Я бываю рассержен, когда_________________________
Я могу руководить этим чувством (как? или когда?)__________________
Контролируй себя
1. Сосчитайте до 10 и обратно
2. Дышите глубоко
3. Обговорите проблему с друзьями или с самим собой (например, напишите на листе бумаги о том, что вас волнует),
4. Позвоните знакомым или друзьям
5. Займитесь спортом, например, ездой на велосипеде
6. Послушайте любимую музыку
7. Займитесь любимым делом
8. Почитайте книгу
9. В конце концов выгуляйте свою любимую собаку
(Можно сделать плакат и демонстрировать на уроках)
Рабочий лист
А. Что может вас рассердить, разозлить? (допишите)
Дома | В школе |
1. Когда члены моей семьи без моего ведома берут мои вещи | 1. Когда друзья сплетничают обо мне |
2. ______________________________ ______________________________ | 2. ______________________________ ______________________________ |
3. ______________________________ ____________________________ | 3. ______________________________ ______________________________ |
4. ______________________________ ______________________________ | 4. ______________________________ ____________________________ |
5.___________________________ ____________________________ | 5.___________________________ ____________________________ |
Б. Как вы себя ведете, когда рассержены?
1. Я обычно кричу, ругаюсь
2.____________________________
3.____________________________
4. ______________________________
5. ______________________________
В. Как вы обычно реагируете, когда вы рассержены, какова ваша реакция, мимика, жесты и т.д.?
1. Мои мускулы напрягаются, кулаки сжимаются…
2. ______________________________
3. ______________________________
4.____________________________
5. ______________________________
9. Руководитель подводит итоги урока. Разрешение конфликтов возможно, если люди способны:
управлять чувством гнева;
относиться друг к другу с уважением;
слушать точку зрения другого человека;
разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон.
Роль социального педагога
Попросить нескольких учащихся прочитать окончание рассказа «Просьба о помощи». Выяснить у них, какой вывод они сделали.
Принимать участие вместе с ведущим в представлении ролевой игры, продемонстрировать, как надо разрешать конфликт, например в случае, когда учитель не вовремя заканчивает урок.
Помогать школьникам в выполнении заданий на уроке.
Приложение 8
Анкета «Насилие и дети»
1. Ваш пол: □ мужской
□ женский
2. Возраст
3. Состав вашей семьи:
4. Допускал ли кто-нибудь по отношению вас насилие?
□ да
□ нет
□ затрудняюсь ответить
5. Какого рода насилие вы испытали по отношению к себе?
□ физическое
□ эмоциональное
□ сексуальное
6. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе от сверстников в школе?
□ да
□ физическое
□ эмоциональное
□ сексуальное
□ нет
7. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе от учителей?
□ да:
□ физическое
□эмоциональное
□ нет
8. Испытали ли вы по отношению к себе насилие дома?
□ да
□ физическое
□ эмоциональное
□ сексуальное
□ нет
9. Пытались ли вы защитить себя?
□ да
□ нет
□ пытался
10. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии над вами?
□ друзьям
□ родителям
□ учителю
□ брату или сестре
□ психологу в школе
□ медицинскому работнику школы
□ никому
□ затрудняюсь ответить
Приложение 9
Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила, которые пригодятся в нашей непростой жизни:
1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.