Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Межлич.отнош. у делинкв. подростков.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

Стоит заметить, что изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы, безусловно, входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Однако, К.Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсут­ствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул луч­ше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пре­небрегаемого в позицию изолированного является большим нака­занием. Хорошо известен феномен влияния бойкота - прекраще­ния отношений с человеком, отсутствия реагирования на его сло­ва и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружаю­щих, а в позиции изолированного, к которому окружающие со­вершенно равнодушны, что сказывается не только на коллективе, но и на самой личности.

Сущенко С.А. отмечает что, исследуя отношения можно понять познавательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, способности, самооценку человека. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит. В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, к группе, самому себе.

По мнению Ананьева Б.Г. , необходимо изучать отдельные стороны личности в системе социальных связей и отношений. Это обусловлено тем, что, исторические, социологические и социально-психологические исследования составляют единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование.  Можно сделать вывод о том, что изучать и формировать самооценку подростков изолированно от коллектива, в который он непосредственно включен, будет  неэффективно.

 


1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения

Понятие.

Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания.

Условия формирования делинквентного поведения.

Несмотря на разнообразные общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки.

При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Безусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее, можно определить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного поведения.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним, прежде всего, относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.

Согласно Р.Мертону, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление - наказание - опыт насильственных отношений (максимально представленный в местах заключения) - последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» - накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность - более тяжкое преступление» и т.д.

Более того, П.Кутер указывает на то, что многие законопослушные люди имеют агрессивно-криминальные импульсы, которые не реализуются ими в конкретных действиях, но проецируются на других людей, например, совершающих правонарушения. Вследствие данных проективных процессов правонарушения могут чрезмерно строго оцениваться и несправедливо наказываться, что в свою очередь приводит к усилению делинквентности.

Таким образом, общество само, как это ни парадоксально, посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его использует (нередко еще в большем количестве) по отношению к провинившемуся. Сегодня 86 стран мира имеют в законодательстве статью о смертной казни. В целом людям навязывается насильственный стереотип взаимоотношений. Представители власти преследуют делинквентных личностей, демонстрируя им свою силу так, как те поступали по отношению к своим жертвам.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.

В. Н. Кудрявцев указывает на состояние отчуждения преступника от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Так, 10% агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве (в «нормальной» выборке только 0,73%) [12].

Микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

              фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка; 

              физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний); 

              недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания; 

              острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах; 

              потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения; 

              чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам; 

              несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения; 

              смена родителей (опекунов); 

              хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать); 

              нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери); 

              усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых). 

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется.

Индивидуальные детерминанты противоправного поведения представляют особый интерес для психологического анализа.

В свою очередь, индивидуальные особенности существенно определяются половыми различиями. Например, хорошо известно, что противоправное поведение более характерно для мужского пола. Несмотря на рост женской преступности, ее относительные показатели значительно ниже мужских, например женские преступления в России в 1998 г. составили 15 % от общего числа зарегистрированных случаев .

Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщинам или мужчинам. Такие деликты, как убийство детей, проституция, воровство в магазинах, чаще совершают женщины. Мужчины же чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи, наносят телесные повреждения, убивают. Существуют и типично мужские преступления, например изнасилование.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет; количество преступлений неуклонно растет от 14 до 29; максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет; с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение; после 40 лет преступления редки .

Как очевидно, что об антисоциальном поведении (в отличие, например, от агрессивного) имеет смысл говорить лишь по достигни определенного возраста, на наш взгляд, не ранее 6-8 лет.

Следует отметить, что социально-экономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок - все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным героем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников (кражи, аферы возле телефонных автоматов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Мотивы возникновения делинквентного поведения.

Делинквентность рассматривается как следствие внутреннего конфликта и примитивных защит. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности :

              желания, требующие немедленного удовлетворения; 

              переживание бессильного гнева, отчаяния - агрессии, ищущей разрядки; 

              обида, требующая мщения; 

              зависть, побуждающая к восстановлению справедливости; 

              недоверие и стремление сохранять дистанцию; 

              фантазии величия и всемогущества. 

С точки зрения личностной динамики А.Айхорн указывает на существование двух основных типов делинквентности:

- пограничное невротическое состояние с симптомами антисоциального поведения; когда личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта и какая-то ее часть запрещает делинквентное поведение, вызывая чувство вины. При доминировании чувства вины делинквент ведет себя странно, например ходит в украденной шапке или не получает пользы от украденного. Он явно добивается разоблачения и часто попадается. Ему снятся кошмары. Он испытывает облегчение после наказания. В ряде случаев чувство вины возникает у преступников до совершения преступления. Здесь делинквентность возникает из-за желания индивида получить облегчение от давления супер-Эго; - антисоциальное поведение без признаков невроза. В этом случае конфликт «вынесен наружу» - это открытый конфликт с окружением по причине ранней фрустрации либидных желаний.

Но бессознательная потребность в наказании и фиксация на этапе доминирования принципа удовольствия выражены в обеих ситуациях.

Виды делинквентного поведения.

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионов, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Информация о работе Развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению