Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:24, реферат
Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48
53
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Волгоградский педагогический колледж»
Дипломная работа
Развитие межличностных отношений у подростков, склонных
к делинквентному поведению
Исполнитель: Иванова Анастасия Владимировна
Специальность: «Социальная педагогика»
Волгоград 2010
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению 7
1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие 7
1.2 Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения 12
1.3 Делинквентное поведение подростков 25
1.4 Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью 30
1.5. Анализ психолого-педагогического опыта по профилактике делинкветного поведения подростков 33
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное изучение делинквентного поведения у подростков 38
2.1 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 38
2.2 Система мероприятий, направленных на предупреждение делинкветного поведения в подростковом возрасте.Формирующий эксперимент. 41
Выводы по 2 главе 44
Заключение 45
Литература 46
Приложения 48
В психолого-педагогической литературе особое место уделяется проблеме делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в России дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утрачивается связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения. Нарастающая напряженность, стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность, безработица, сложности в трудоустройстве несовершеннолетних, конфликты с законом — вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Общество уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или установленным нормам.
Такие исследователи как: Е.В. Змановская, Б.А. Урванцев, В.В. Королев, В.В. Кудрявцев и другие, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины этого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?
Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновение в его рамках особого направления – антисоциальное (делинквентное) поведение.
Делинквентное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, тюремное заключение или другие наказания» (Б.А. Урванцев, 1991).
Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей, запрещенное законодательством.
В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами.
Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.
В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко , введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.
Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.
Актуальной стала тема: развитие межличностных отношений у подростков, склонных к делинквентному поведению.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений в подростковом возрасте
Предмет исследования: взаимоотношения подростков со сверстниками.
Цель работы: изучить процесс формирования основ межличностных отношений у подростков с делинквентным поведением.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме делинквентного поведения подростков;
2) Экспериментально выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков;
3) Составить систему мероприятий по предупреждению и коррекции в работе с подростками;
4) Подвести итоги.
Исследование состояла в том, что взаимодействие со сверстниками у подростков, склонных к делинквентному поведению, будет эффективным, если:
- будут учтены возрастные особенности подросткового возраста;
- будут сформированы основы межличностных отношений у подростков.
В исследовании приняли участие 10 учащихся 9 класса средней школы № 49 в возрасте от 13 до 16 лет.
Исследование проводилось с ноября 2009 года по февраль 2010 года.
Содержание и характер взаимодействия людей определяется не только их внутренними побуждениями и особенностей выполнения деятельностей (цели, мотивы, средства), но и их отношениями друг к другу.
Проблема межличностных отношений рассматривалась многими психологами и педагогами Т. Шибутани, Дж. Морено, А.Маслоу, К.Роджерс и др.
Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский (1874-1917) и его ученик и последователь Владимир Николаевич Мясищев(1893-1973) По мнению А.Ф. Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности.
Мясищев разработал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личности. Согласно его точке зрения: «..система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности». По мнению Мясищева «дефектные отношения в, которые может оказаться включенным человек, ведут к отклонениям в формировании личности, а, следовательно, и в самооценке. И наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности». Одним из элементов в структуре личности является самооценка.
Под межличностными отношениями в социальной психологии понимают субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения (Андреева Г.М.). Межличностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Естественно, «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:
1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.:
2) дизъюнктивные — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп, а следовательно и каждого отдельного члена в этой группе. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждому члену группы не безразлично, какие чувства к нему испытывают одноклассники, именно они определяют благополучное или неблагополучное вхождение в коллектив одноклассников и собственное саморазвитие.
В нашем исследовании будет обращено внимание на малую группу (школьный класс), на те отношения, которые будут складываться в группе подростков, поэтому необходимо знать методы, которые помогут измерить межличностные отношения.
Американский психолог Джекоб Морено, разработал всемирно известную теорию социометрии. Социометрия - это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы.
Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту, а так же от того, какие отношения сложились в данной группе - положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в группе.
Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звезды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные - субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе - одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны. Далее идут отверженные - такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои - члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.