Психорганический синдром с нарушением школьных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Методологической и теоретической основами данного исследования являются современные представления в отечественной психологии о высших психических функциях как общественно-исторических по происхождению, опосредствованных по структуре и произвольных по протеканию и имеющих системное и многоуровневое строение, психофизиологической основой которых являются функциональные системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1.Особенности эмоционального развития детей с психоорганическим синдромом и нарушением школьных навыков.
1.1. Эмоционально - волевые нарушения в младшем школьном возрасте…….6
Глава 2. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений школьных навыков.
2.1. Школьная неуспеваемость – нейропсихологический подход…………………12
2.2. Эмоциональное развитие детей с нарушением школьных навыков…………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 . Клинико-психологическое обследование ребенка с проблемами обучения и поведения……………………………………………………………………………………..27
2.4. Нейропсихологическое обследование……………………………………………………..30
2.5 .Патопсихологическое обследование ……………………………………………………….35
2.6. Многоосевой анализ случая………………………………………………………………………38
Глава 3. Основы коррекционной программы………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………………………………………45
Список литературы ………………………………………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Диплом ( клиника ) чистовой вариант.docx

— 150.06 Кб (Скачать)

     Программа по развитию эмоционально-волевой сферы.

     Коррекционная программа, основанная на нейропсихологическом подходе: «Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности” (авторская программа Н.М.Пылаевой и Т.В.Ахутиной).

     Развивающая - коррекционная программа, ориентированная  на формирование и гармонизацию базовых  составляющих психического развития ребенка: “Программа формирования пространственных и квазипространственных представлений”  (авторская программа Н.Я.Семаго).

     Программа  коррекции  эмоциональной сферы.

       Цель программы: помочь детям  с с психоорганическим синдром с нарушениями эмоционально -волевой сферы и нарушением школьных навыков справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному сочувствию и общению со сверстниками; формирование у детей навыков самостоятельной деятельности,  ответственности, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. 

     Задачи:

    • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
    • повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

     Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей:

    • состояние психического дискомфорта;
    • зависимость от окружающих;
    • противоречивость личности;
    • враждебность;
    • тревожность.

       Содержание программы.

     БЛОК 1. «Снятие состояния психического дискомфорта».

     Задачи:

     Снижение  эмоционального напряжения.

     Создание  положительного эмоционального  настроения и атмосферы «безопасности» в  группе.

     Перенос положительного опыта из группы в  реальную школьную обстановку.

     Обучение  приемам ауторелаксации.

     Психомышечная тренировка.

       БЛОК 2. «Коррекция зависимости от  окружающих».

     Задачи:

     Привить ребенку новые формы поведения.

     Научить самостоятельно, принимать верные решения.

     Дать  возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным  в себе человеком.

     Использовать  выразительные движения в воспитании эмоции и высших чувств.

       БЛОК 3. «Гармонизация противоречивости  личности».

     Задачи:

     Снятие  эмоционального напряжения.

     Коррекция поведения с помощью ролевых  игр.

     Тренаж  узнавания эмоций.

     Формирование  у детей моральных представлений.

     Тренировка  психомоторных функций.

       БЛОК 4. « Снятие враждебности».

     Задачи:

     Коррекция поведения с помощью ролевых  игр.

     Формирование  адекватных форм поведения.

     Эмоциональное осознание своего поведения.

     Работа  над выразительностью движений.

     Нравственное  воспитание.

       БЛОК 5. « Коррекция тревожности».

     Снижение  эмоционального напряжения.

     Уменьшение  тревожности.

     Помочь  справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному  самочувствию детей.

     Снятие  страхов.

     Воспитание  уверенности в себе.

       Каждый блок содержит в себе  по 4 занятия, которые включают  в себя игры, этюды, беседы, рисование  на темы, слушание музыки.

     Этюды на выражение основных эмоций.

       Цель: развитие способности понимать  эмоциональное состояние другого  человека и умение адекватно  выразить свое, коррекция эмоциональной  сферы ребенка.

       Игры, которые тренируют эмоционально-волевую  сферу у детей, способствуют  успокоению и организации. Эти  игры сопровождаются музыкой  спокойного характера. В занятиях  используется элементы изотерапии,  музыкотерапии. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.  Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, двигательных расстройствах, отклонений в поведении.     

     Для развития  произвольности в двигательной сфере с проводились занятия, которые включали в себя:

     1) Игры и упражнения для развития  крупной моторики (силы, ловкости, координации  движений):

     игры  с мячом (самые разные);

     весь  спектр спортивных игр и физических упражнений;

     2) Упражнения для развития тонкой  моторики руки и зрительно-двигательных координаций:

    • срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности);
    • обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру);
    • вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги);
    • раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов;
    • выполнение фигурок из пальцев рук;
    • психогимнастики («Зайчик играет на барабане», «Шум дождя» и др.). 

     Подобные  игры и упражнения направлены на развитие основ произвольности психической  регуляции у детей.

      3.Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.М.). 

     Программа представляет собой комплекс учебно-игровых  занятий, направленных на развитие у  детей способности планировать и контролировать свои действия.  Программа основана на становлении избирательной активации, формировании навыков программирования и регуляции и контроля деятельности. Данная методика представляет собой четкую технологическую программу, которую можно использовать во внеурочном компоненте работы с детьми.

        4.В качестве развивающей была  использована  авторская программа  Семаго Н.Я. по формированию  пространственных и квазипространственных представлений.  

       Кроме этого она позволяет  решать и такие задачи:

    • Развитие вербального анализа и невербально-логического мышления;
    • Работа над расширением словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности ребенка;
    • Коррекция ошибок оптико-пространственного типа, слитного написания предлогов в письменной речи;
    • Ориентация во временных представлениях, в пространстве времени, временных интервалах;
    • Профилактика трудностей овладения числовым рядом, решением математических задач, в том числе задач на движение;

     Развитие  умения работать со схемами и планами;

     Развитие  навыков самостоятельной творческой работы.

     Программа делится на 2 раздела, включающих 7 последовательных этапов. Каждый этап разделен на несколько  «тем», каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений.

     Овладение каждым уровнем необходимо для прочного закрепления данного этапа, и  только в этом случае допускается  переход к следующему этапу программы.

     Продолжительность занятий при индивидуальной работе не должна превышать 30-40 минут, при групповой  работе – 40-45 минут.

     Но  следует не забывать, что программы  будут эффективны только в том  случае, если параллельно будет вестись  работа с родителями и  учителями. Поэтому в данном направлении  проводилась психопросветительская работа:

     Проведение  психологом совместно с классным руководителем родительских собраний по результатам диагностики.

       Индивидуальные и групповые занятия  с родителями  по особенностям  учащихся и их учету в системе  семейного воспитания, повышению  уровня психологической грамотности. 

     Индивидуальные  консультации по распределению приемов  работы  на      уроке с учащимся классов с психоорганическим синдром с нарушениями эмоционально -волевой сферы и нарушением школьных навыков:

    • организация внимания, усиление речевого контроля (проговаривание);
    • актуализация мотива деятельности (чему поможет овладение материала, объяснение цели, каждого шага);
    • эмоциональная стимуляция (мимика, радостные эмоции);
    • дробление программы на фрагменты.

     При  этом  организующее значение имеет  игровая ситуация.

     Просветительские  лекции и семинары совместно с  городской ПМПК об организации учебно-воспитательного  процесса с усилением его учебно-коррекционной  направленности.  

Заключение

     По  данным обследования удалось выявить  следующие особенности:

     1). На основе анализа литературных  источников, которые говорят, об  общих для таких детей нарушениях  произвольности, стереотипиях, персеверациях,  о затруднениях в охвате целого, нарушениях целенаправленности  и т.д., мы предположили, что все  это может быть связано с  нарушениями функционирования лобных  отделов головного мозга. 

     «Лобный мозг» у человека являясь субстратом произвольных сложно программируемых  форм поведения, претерпевает огромное развитие в онтогенезе и, по мере созревания включается в реализацию всех высших психических функций как одно из важнейших звеньев функциональных систем.

     III блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности - включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей головного мозга. Лобные доли характеризуются большим числом двухсторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами.

     А для больных с поражением лобных долей мозга характерны нарушения  произвольной регуляции различных  высших психических функций —  двигательных, гностических, мнестических, интеллектуальных. При сохранности отдельных частных операций (двигательных навыков, «умственных действий» и т.п.), у них нарушается сама структура сознательной произвольно-регулируемой психической деятельности, что и проявляется в трудностях образования и реализации программ, нарушениях контроля за текущими и конечными результатами деятельности. Все эти дефекты протекают на фоне личностных нарушений — нарушений мотивов и намерений к выполнению деятельности. А.Р.Лурия указывал, что лобные доли мозга являются аппаратом, обеспечивающим формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека. Причем при поражении лобных долей мозга преимущественно нарушаются те формы сознательной деятельности и поведения в целом, которые направляются мотивами, опосредованными речевой системой. Сознательное, целенаправленное поведение у таких больных распадается и заменяется более простыми формами поведения или инертными стереотипами.

     У обследованного ребенка нами , было обнаружено несущественное изменение общего активационного фона, связанного с работой стволовых отделов, для обработки брались пробы: графическая проба «Заборчик»

     Незначительные  изменения общего активационного фона, связанного с работой стволовых  отделов сочетались со значительным снижением физической активности, обусловленным работой диэнцефальных отделов головного мозга.

     У обследованного ребенка  нами были выявлены сходные нарушения эмоциональной  сферы – эмоциональные реакции (реактивны, нестабильны и нерегулируемы), что характерно для дисфункции диэнцефальных отделов мозга.

     У ребенка выявлялись симптомы нарушения  корково-подкорковых связей: импульсивность, значительная неустойчивость внимания, большие затруднения при работе по опроизволиванию непроизвольных физиологических реакций (дыхательных, глазодвигательных, языкодвигательных и моторных актов).

Информация о работе Психорганический синдром с нарушением школьных навыков