Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:22, дипломная работа
Методологической и теоретической основами данного исследования являются современные представления в отечественной психологии о высших психических функциях как общественно-исторических по происхождению, опосредствованных по структуре и произвольных по протеканию и имеющих системное и многоуровневое строение, психофизиологической основой которых являются функциональные системы.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1.Особенности эмоционального развития детей с психоорганическим синдромом и нарушением школьных навыков.
1.1. Эмоционально - волевые нарушения в младшем школьном возрасте…….6
Глава 2. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений школьных навыков.
2.1. Школьная неуспеваемость – нейропсихологический подход…………………12
2.2. Эмоциональное развитие детей с нарушением школьных навыков…………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 . Клинико-психологическое обследование ребенка с проблемами обучения и поведения……………………………………………………………………………………..27
2.4. Нейропсихологическое обследование……………………………………………………..30
2.5 .Патопсихологическое обследование ……………………………………………………….35
2.6. Многоосевой анализ случая………………………………………………………………………38
Глава 3. Основы коррекционной программы………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………………………………………45
Список литературы ………………………………………………………………………………………….47
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы.
Коррекционная программа, основанная на нейропсихологическом подходе: «Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности” (авторская программа Н.М.Пылаевой и Т.В.Ахутиной).
Развивающая - коррекционная программа, ориентированная на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка: “Программа формирования пространственных и квазипространственных представлений” (авторская программа Н.Я.Семаго).
Программа коррекции эмоциональной сферы.
Цель программы: помочь детям с с психоорганическим синдром с нарушениями эмоционально -волевой сферы и нарушением школьных навыков справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному сочувствию и общению со сверстниками; формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, ответственности, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Задачи:
Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей:
Содержание программы.
БЛОК 1. «Снятие состояния психического дискомфорта».
Задачи:
Снижение эмоционального напряжения.
Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.
Перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку.
Обучение приемам ауторелаксации.
Психомышечная тренировка.
БЛОК 2. «Коррекция зависимости от окружающих».
Задачи:
Привить ребенку новые формы поведения.
Научить самостоятельно, принимать верные решения.
Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.
Использовать выразительные движения в воспитании эмоции и высших чувств.
БЛОК 3. «Гармонизация
Задачи:
Снятие эмоционального напряжения.
Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Тренаж узнавания эмоций.
Формирование
у детей моральных
Тренировка психомоторных функций.
БЛОК 4. « Снятие враждебности».
Задачи:
Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Формирование адекватных форм поведения.
Эмоциональное осознание своего поведения.
Работа над выразительностью движений.
Нравственное воспитание.
БЛОК 5. « Коррекция тревожности».
Снижение эмоционального напряжения.
Уменьшение тревожности.
Помочь справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию детей.
Снятие страхов.
Воспитание уверенности в себе.
Каждый блок содержит в себе по 4 занятия, которые включают в себя игры, этюды, беседы, рисование на темы, слушание музыки.
Этюды на выражение основных эмоций.
Цель: развитие способности понимать
эмоциональное состояние
Игры, которые тренируют
Для развития произвольности в двигательной сфере с проводились занятия, которые включали в себя:
1)
Игры и упражнения для
игры с мячом (самые разные);
весь спектр спортивных игр и физических упражнений;
2)
Упражнения для развития
Подобные игры и упражнения направлены на развитие основ произвольности психической регуляции у детей.
3.Методика формирования
Программа представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, направленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия. Программа основана на становлении избирательной активации, формировании навыков программирования и регуляции и контроля деятельности. Данная методика представляет собой четкую технологическую программу, которую можно использовать во внеурочном компоненте работы с детьми.
4.В качестве развивающей была
использована авторская программа
Семаго Н.Я. по формированию
пространственных и
Кроме этого она позволяет решать и такие задачи:
Развитие умения работать со схемами и планами;
Развитие
навыков самостоятельной
Программа делится на 2 раздела, включающих 7 последовательных этапов. Каждый этап разделен на несколько «тем», каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений.
Овладение каждым уровнем необходимо для прочного закрепления данного этапа, и только в этом случае допускается переход к следующему этапу программы.
Продолжительность занятий при индивидуальной работе не должна превышать 30-40 минут, при групповой работе – 40-45 минут.
Но
следует не забывать, что программы
будут эффективны только в том
случае, если параллельно будет вестись
работа с родителями и учителями.
Поэтому в данном направлении
проводилась
Проведение психологом совместно с классным руководителем родительских собраний по результатам диагностики.
Индивидуальные и групповые
Индивидуальные консультации по распределению приемов работы на уроке с учащимся классов с психоорганическим синдром с нарушениями эмоционально -волевой сферы и нарушением школьных навыков:
При этом организующее значение имеет игровая ситуация.
Просветительские
лекции и семинары совместно с
городской ПМПК об организации учебно-
По данным обследования удалось выявить следующие особенности:
1).
На основе анализа
«Лобный
мозг» у человека являясь субстратом
произвольных сложно программируемых
форм поведения, претерпевает огромное
развитие в онтогенезе и, по мере созревания
включается в реализацию всех высших
психических функций как одно
из важнейших звеньев
III блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности - включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей головного мозга. Лобные доли характеризуются большим числом двухсторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами.
А для больных с поражением лобных долей мозга характерны нарушения произвольной регуляции различных высших психических функций — двигательных, гностических, мнестических, интеллектуальных. При сохранности отдельных частных операций (двигательных навыков, «умственных действий» и т.п.), у них нарушается сама структура сознательной произвольно-регулируемой психической деятельности, что и проявляется в трудностях образования и реализации программ, нарушениях контроля за текущими и конечными результатами деятельности. Все эти дефекты протекают на фоне личностных нарушений — нарушений мотивов и намерений к выполнению деятельности. А.Р.Лурия указывал, что лобные доли мозга являются аппаратом, обеспечивающим формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека. Причем при поражении лобных долей мозга преимущественно нарушаются те формы сознательной деятельности и поведения в целом, которые направляются мотивами, опосредованными речевой системой. Сознательное, целенаправленное поведение у таких больных распадается и заменяется более простыми формами поведения или инертными стереотипами.
У обследованного ребенка нами , было обнаружено несущественное изменение общего активационного фона, связанного с работой стволовых отделов, для обработки брались пробы: графическая проба «Заборчик»
Незначительные изменения общего активационного фона, связанного с работой стволовых отделов сочетались со значительным снижением физической активности, обусловленным работой диэнцефальных отделов головного мозга.
У
обследованного ребенка нами были
выявлены сходные нарушения
У ребенка выявлялись симптомы нарушения корково-подкорковых связей: импульсивность, значительная неустойчивость внимания, большие затруднения при работе по опроизволиванию непроизвольных физиологических реакций (дыхательных, глазодвигательных, языкодвигательных и моторных актов).
Информация о работе Психорганический синдром с нарушением школьных навыков