Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:22, дипломная работа
Методологической и теоретической основами данного исследования являются современные представления в отечественной психологии о высших психических функциях как общественно-исторических по происхождению, опосредствованных по структуре и произвольных по протеканию и имеющих системное и многоуровневое строение, психофизиологической основой которых являются функциональные системы.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1.Особенности эмоционального развития детей с психоорганическим синдромом и нарушением школьных навыков.
1.1. Эмоционально - волевые нарушения в младшем школьном возрасте…….6
Глава 2. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений школьных навыков.
2.1. Школьная неуспеваемость – нейропсихологический подход…………………12
2.2. Эмоциональное развитие детей с нарушением школьных навыков…………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 . Клинико-психологическое обследование ребенка с проблемами обучения и поведения……………………………………………………………………………………..27
2.4. Нейропсихологическое обследование……………………………………………………..30
2.5 .Патопсихологическое обследование ……………………………………………………….35
2.6. Многоосевой анализ случая………………………………………………………………………38
Глава 3. Основы коррекционной программы………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………………………………………45
Список литературы ………………………………………………………………………………………….47
Результаты исследования показали следующие:
Так в первом задание «Динамический праксис -К-Р-Л» ребенок усвоил задание только после нескольких повторов, упрощение схемы.
Первичные ошибки: у ребенка отмечалось персеверация; трудности переключения с одного элемента на другой; замедленность выполнения действия; трудности запоминания программы (путание последовательности движений внутри серии). Инертное повторение одного из элементов;
В результате обнаружено нарушение моторной памяти - сам построить ребенок не может.
Графическая проба «Заборчик».
У ребенка обнаружена замена линий, искажение. Трудности переключения; Персеверации. Что может быть связанно с тем, что ребенок леворукий.
Ошибки
в этих двух тестах говорят об инертности
в сфере и о заинтересованности
в патологии заднелобных
Проба Хеда.
У ребенка были отмечены ошибки по типу импульсивности.
Зрительный гнозис.
У ребенка наблюдалась тенденция к инверсии вектора восприятия (следил глазами справа налево ).
Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средневисочных отделов левого полушария.
Кубики Коса позволили нам проследить особенности перцептивных действий в процессе создания целостного объекта по заданному образцу на основе анализа его формы, размера и цвета. Особенности перцептивных действий нашли свое отражение в специфике ручных действий, сопровождающей речи, ориентации на значимые и второстепенные признаки. Кроме того, фиксировался эмоциональный отклик на деятельность в заданных условиях.
В
процессе решения заданий по методике
Кубики Коса перцептивные действия в
большей степени проявлялись
в исполнительской части
Перцептивные
действия, направленные на анализ заданного
образца и составление
С точки зрения ориентации на значимые и второстепенные признаки объектов ребенок демонстрировал низкий уровень операции идентификации и соотнесения с эталоном. Часто встречалось следующее явление: повертев в руках один кубик и не решив, какой гранью его положить, испытуемый откладывал этот кубик в сторону и брал другой, хотя все кубики одинаковы. Этот факт может говорить о низкой сформированности действий предварительного анализа узора, синтетические процессы также представлены на низком уровне, их заменяет процесс различительного сравнения. Причем отправной точкой такого сравнения часто служит не какая-то часть узора, а сам кубик.
Зафиксированы следующие особенности ручных действий. В основном действия проявлялись в последовательном рассмотрении кубика, его поворота, укладывания, и так с каждым последующим кубиком. Можно было наблюдать, как ребенок «примерял» кубики, прикладывая их к карточке или к собранному образцу, но, как правило, эффективность этого приема была не высока.
Сборка производилась вне какой-либо системы, однако характеризовать деятельность как неуспешную нельзя.
Перцептивные действия нашли свое отражение в речи. Чаще всего речь выполняла эмоциональную функцию, комментарии относились к успешности или неудачам в конструировании, реже встречался анализ перцептивных признаков. Так, рассмотрев узор, ребенок заключал, что будет собирать красный ромб, но в реальности получалась другая фигура. Так же не редко сопровождал свою деятельность рассказами, не относящимися к содержанию деятельности.
Мы
предположили, что успешность решения
конструктивных задач в условиях
предметного мира, в том числе
базируется на достаточно высоком уровне
развития наглядно-действенного мышления.
2.5.Патопсихологическое
обследование.
Для данного обследования были выбраны такие методики:
Цель - Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности, а так же эффективности работы, степень врабатываемости. Испытуемому была предъявлена инструкция и стимульный материал (см. приложение).
С помощью этого тесто мы вычислили такие показатели, как;
Эффективность работы (ЭР) вычисляем по формуле.
№ испытания | Время, затраченное
на испытание
T |
1 | 2,05 (125 секунд) |
2 | 2,00 (120 секунд) |
3 | 2,07 (127 секунд) |
4 | 2,10 (130 секунд) |
5 | 2,12(132 секунд) |
ЭР=(Т1+Т2+Т3+Т4+Т5) / 5
ЭР= (125+120+127+130+132)/5=126,8
Далее вычисляем степень врабатываемости (ВР) по формуле ВР=Т1/ ЭР
ВР=125/126,8=0,985
Вычисляем психическую устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ=Т4 /ЭР
ПУ=130/126,8=1,025.
Мы можем
сделать следующие выводы: эффективность
работы согласно таблице ( см. приложение
) не высокая, испытуемый набрал 1 балл.
Степень врабатываемости равна 0,985 , меньше
1,0 можем говорить о не плохой степени
врабатываемости , психическая устойчивость
– больше 1 ,0 – это не очень хороший результат
.
2.Исследование особенностей мнестической деятельности.
Методика запоминания двух групп слов. Учитывая, трудности испытуемого был выбран не большой объем материала для запоминания (3 слова и три слова). Ребенку была дана простая и четкая инструкция. 1А.«Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале я назову слова, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком и я. Тебе понятно, что такое «порядок». Как у меня слова шли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем».
Инструкция 1Б. « А теперь послушай и повтори другие слова». И дается вторая группа слов.
Инструкция 2А. « А сейчас повтори слова, которые ты запомнил первыми, вначале. Какие это были слова»?
Инструкция 2Б. « А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал».
Для запоминания были выбраны такие слова:
Дом, лес, кот – ночь, игла, пирог.
Испытуемый запомнил эти слова, после долгого повторения инструкции и с третьего предъявления слов.
Следующие группы слов:
Кит, меч, круг – лед, флаг, тетрадь.
Повтор следующих слов вызвала
затруднения, и пришлось еще
раз повторять инструкцию. Место
слов кит, меч, круг –
3.Исключение предметов (4 –лишний).
Цель. Исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразающих признаков, выявления особенностей когнитивного стиля.
При
анализе результатов можно
Цель: выявление особенностей внутри-семейных отношений.
Испытуемый
понял задание сразу, но приступил
к рисунку, только после длительной
паузы. Рисовать начал справа налево,
первым нарисовал фигуру отца, это
может свидетельствовать о
И хотя рисовал ребенок в не плохом настроении и удовольствием, спокойно, не задавая вопросов .
На
вопросы психолога отвечал
2.6
.Многоосевой анализ
случая.
Первая ось – оценка уровня возрастного психического развития ребенка. Уровень индивидуального возрастного психологического развития не соответствует возрастной соответствует возрастной норме.
Вторая ось –
Не выявлено
Третья ось – анализ
Четвертая ось – отклонения в поведении, особенности личности.
Имеются трудности общения,
Результаты междисциплинарного
клинико-психопатологического
Заключение:
После первичной консультации у психолога, маме была направлена на консультацию в « Институт коррекционной педагогике», к неврологу, и на исследования ЭЭГ.
Результаты
исследований прилагаются.
Программа деятельности направлена на создание специальных психологических педагогических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с ребенком с психоорганическим синдром с нарушениями эмоционально -волевой сферы и нарушением школьных навыков.
В процессе реализации данной программы намечены следующие задачи:
К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности ребенка с психоорганическим синдром с нарушениями эмоционально -волевой сферы и нарушением школьных навыков относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы терапии средствами искусства.
Для решения всех вышеперечисленных задач нами были использованы:
Информация о работе Психорганический синдром с нарушением школьных навыков