Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:22, дипломная работа
Методологической и теоретической основами данного исследования являются современные представления в отечественной психологии о высших психических функциях как общественно-исторических по происхождению, опосредствованных по структуре и произвольных по протеканию и имеющих системное и многоуровневое строение, психофизиологической основой которых являются функциональные системы.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1.Особенности эмоционального развития детей с психоорганическим синдромом и нарушением школьных навыков.
1.1. Эмоционально - волевые нарушения в младшем школьном возрасте…….6
Глава 2. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений школьных навыков.
2.1. Школьная неуспеваемость – нейропсихологический подход…………………12
2.2. Эмоциональное развитие детей с нарушением школьных навыков…………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 . Клинико-психологическое обследование ребенка с проблемами обучения и поведения……………………………………………………………………………………..27
2.4. Нейропсихологическое обследование……………………………………………………..30
2.5 .Патопсихологическое обследование ……………………………………………………….35
2.6. Многоосевой анализ случая………………………………………………………………………38
Глава 3. Основы коррекционной программы………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………………………………………45
Список литературы ………………………………………………………………………………………….47
Инфантилизм (от лат. infantilis - детский) - форма задержки - при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом, сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем.19
Что приводит к не умению выделять, копировать, понимать эмоции, необходимости примитивной зависимости, дезадаптивным формам поведении, расторможенности психических процессов, избеганию общества.
Это проявляется в следующем: дети испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др.
Это может происходить по
Эти
общие черты могут стать ориентиром
при диагностике эмоционально-
Андрей М.
Возраст 8, 10.
Ученик 2 класса общеобразовательной школы.
Состав семьи: неполная (мама проживает с сожителем, которого мальчик называет «папа»)
Мама обратилась к психологу в частном порядке.
Причина
обращения : школьная неуспеваемость,
проблемы общения и поведения ( конфликты
в школе). Администрация школы предлагает
маме перевести ребенка в другую школу,
возможно коррекционную.
Ребенок родился от первой беременности, протекавшей с осложнениями. Угроза потери ребенка во втором триместре. На последних неделях беременности был поставлен диагноз гипотрофия плода, была проведена терапия. Роды в срок, без осложнений.
Закричал сразу рост - 48см., вес 2787. Отказывался от груди, вскармливание, смешанное с 1 месяца. После рождения ребенок был помещен в Детский дом, где находился и воспитывался до возраста 1год8 месяцев.
Полных и достоверных сведений о ребенке в это время собрать не удалось. Мама затрудняется ответить на вопросы когда точно ребенок сел, пошел и другие этапы в раннем развитии ребенка.
В данное время ребенок
С 1.8 месяцев в семье с родной
мамой, детские учреждения
Трудностей в овладении навыками: пользования горшком, самостоятельная ходьба, самостоятельная еда, одевание не наблюдалось Перенесенные заболевания в течение жизни: ветрянка, краснуха, частые ОРЗ.
В детском саду проблем с адаптацией не испытывал, режим соблюдал. Воспитатели жаловались на плохое поведение, драчливость и нежелание заниматься, занимался неохотно, часто вообще отказывался от занятий. Хочет общаться со сверстниками, но сам первый не знакомиться, часто плачет, когда дети не принимают в игру.
В детском коллективе тянется к детям более младшего возраста, так как ровесники в игру не принимают.
Поступил в школу в 7;2
На момент поступления в первый класс читал по слогам, счет в пределах 20 , выполнять простые арифметические действия не умел.
В школу пошел с интересом к знаниям тянулся, в первом классе особых проблем (со слов мамы не испытывал), занимается по программе 1-4.
В
данный момент испытывает трудности
с обучением в школе, отстает по всем предметам,
наблюдаются проблемы с поведением. Принимает
лекарства: Тенатен, Глиатилин, Кавинтон,
Пантогам , Пикамелон.
Клинико-психологическое
обследование.
Мальчик одет относительно опрятно (одежда не по размеру, не умыт) держится спокойно, на контакт идет формально, настроение в начале беседы сниженное. В течение беседы эмоциональный фон менялся, неохотно разговаривает о школьных проблемах, учеба и успешность интересует его мало, больше волнуют проблемы общения. Жалуется, что далеко сидит, «учительница посадила подальше, что-бы не мешал». Жалуется, что ребята не играют и часто «ябедничают на него». В последнее время в школу идет со слезами, умоляет мать оставить его дома.
По всем контрольным оценки плохие.
К целенаправленной деятельности привлекается, помощь принимает не всегда, мотивация игровой деятельности.
Темп работы значительно снижен.
Регуляторная сфера сформирована недостаточна.
Объем внимания снижен, часто отвлекается, долго не начинает задание.
Слухоречевая память снижена, снижена скорость запоминания слухоречевого материала. При воспроизведении двух групп слов – нарушение порядка, замены.
В окружающем мире ориентируется полностью, в малой степени способен к самонаблюдению и самооценки, испытывает трудности взаимодействии.
Испытывает трудности в вербализации, дает стереотипные названия или затрудняется дать название картинке или своему рисунку. Операции обобщения и классификации развито несовершенно. Трудно усваивает нормы и требования взрослых.
Наблюдается инертность мышления: заторможенность, бедность ассоциаций, на вопросы отвечает односложно, после длительной паузы. Чередует правильный и неправильный способ решения задания.
Мимика не выразительная в большинстве случаях или гримасничанье, изображает мультипликационных героев. Эмоционально напряжен (боится сделать, что - то не так). Склонен к совершению необдуманных случайных действий , импульсивен . Склонен к частой смене настроения и проявлению агрессии. Наличие невротический действий - постоянно перебирает руками , или выкручивает руки. Часто отводит взгляд в сторону
Речь скудная, словарный запас минимальный.
Читает медленно (сильно отстает от нормы), текст затрудняется пересказать.
Для проведения нейропсихологического обследования качественного анализа результатов выполнения тестов нами использовались пробы, направленные на исследование функий блока програмирования и контроля деятельности.
В нашем исследование использовались следующие виды заданий:
Динамический праксис -К-Р-Л
Тест на динамическую организацию двигательного акта:
По образцу: «Посмотри, как делаю я и повтори»
2.Графическая проба «Заборчик».
Проба позволяет оценить возможность усвоения двигательной программы, ее автоматизации, возможности переключения с одного движения на другое при выполнении графических серийных движений. Движения максимально приближены по своему характеру к письму. Проба дает информацию о развитии зрительно-моторных координации и пространственных представлений ребенка. В ходе выполнения выявляются также нейродинамические характеристики движения — темп деятельности и возможная утомляемость.
Процедура проведения. Ребенку предъявляется образец узора из двух сменяющихся звеньев, и он продолжает его до конца строки по ширине листа нелинованной бумаги стандартного размера (А4). Ребенка просят по возможности не отрывать ручку от бумаги в ходе выполнения задания. Ребенок рисует узор не менее 1 минуты.
Система оценки.
Зрительный гнозис
1.Зрительный гнозис - после просмотра представленных фотографий, составить их из 8 разрезанных частей (5 баллов - 15 сек, 4 балла - 20 сек, 3 балла - 30 сек, 2 балла - 1 мин, 1 балл - более 1 мин, 0 баллов - не справился с заданием).
2.Кубики Коса
«Кубики Коса» (объемный
Для выполнения заданий испытуемый манипулирует кубиками для реконструирования оригинального узора из разрозненных частей. Ребенку предлагалось собрать из имеющихся кубиков фигуру, изображенную на карточке, точно воспроизведя ее индивидуальный узор. Выполнения заданий требовало проявления комплекса качеств: перцептивного анализа, моторики, зрительно-моторной координации, пространственных представлений.
Дидактический
материал (плоскостной геометрический
материал как объект предметного
мира), используемый в нашем исследовании,
был изготовлен из плотного картона
черного цвета. В набор входили
различные схематичные
При
анализе деятельности учитывались:
особенности ручных действий; особенности
сопровождающей речи; ориентация (дифференциация
и учет) на значимые и второстепенные
признаки геометрических форм (цвет, форма,
величина); преобразование положения
геометрических форм в пространстве
(перемещение, поворот). Помимо названных
особенностей фиксировалась степень
эмоциональной вовлеченности
Информация о работе Психорганический синдром с нарушением школьных навыков