Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:22, дипломная работа
Методологической и теоретической основами данного исследования являются современные представления в отечественной психологии о высших психических функциях как общественно-исторических по происхождению, опосредствованных по структуре и произвольных по протеканию и имеющих системное и многоуровневое строение, психофизиологической основой которых являются функциональные системы.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1.Особенности эмоционального развития детей с психоорганическим синдромом и нарушением школьных навыков.
1.1. Эмоционально - волевые нарушения в младшем школьном возрасте…….6
Глава 2. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений школьных навыков.
2.1. Школьная неуспеваемость – нейропсихологический подход…………………12
2.2. Эмоциональное развитие детей с нарушением школьных навыков…………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 . Клинико-психологическое обследование ребенка с проблемами обучения и поведения……………………………………………………………………………………..27
2.4. Нейропсихологическое обследование……………………………………………………..30
2.5 .Патопсихологическое обследование ……………………………………………………….35
2.6. Многоосевой анализ случая………………………………………………………………………38
Глава 3. Основы коррекционной программы………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………………………………………45
Список литературы ………………………………………………………………………………………….47
Из
нейрофизиологических исследований Соколова
Л. В., посвященных изучению особенностей
электрической активности мозга
детей при овладении ими
Возникает вопрос, почему же современный ребенок к возрасту 6–7 лет не достигает необходимого для начала школьного обучения уровня развития мозговых систем? Анализ сложившейся в настоящее время ситуации развития ребенка–дошкольника позволяет назвать несколько причин психологического, педагогического, биологического характера.13
1. Недостаточность
воздействия социально–эмоционально–
2. Снижение у современных детей роли игры как ведущей деятельности, обеспечивающей нормальный процесс их психического развития. Особенно это относится к снижению уровня развития сюжетно–ролевой игры, возможности которой для эффективного и полноценного развития ребенка используются в настоящее время далеко не в полной мере. Как показали полученные в последние годы данные, в подготовительной группе детского сада лишь 18,2 % детей в наши дни характеризуются высшим уровнем развития игры – игра–отношение (Смирнова Е. О., Гударева О. В., 2004). Это значит, что подавляющее большинство современных старших дошкольников имеет несоответствующий возрасту уровень психического развития и обеспечивающий его уровень развития мозговых структур.
3. Неправильное понимание родителями и нередко и учителями содержания предшкольной подготовки, заключающейся, по их мнению, в обучении детей письму, чтению и счету. Однако преждевременное обучение этим школьным умениям, помимо того, что часто у детей не закладывается необходимая когнитивная база для этого, приводит к сворачиванию их игровой деятельности, что затормаживает естественный процесс мозгового созревания. А это, в свою очередь, препятствует нормальному формированию у них учебной школьной мотивации. Так, 83 % детей, которые обучались в дошкольной гимназии по школьному типу, не хотят учиться в школе, что свидетельствует об их психологической неготовности к обучению, несмотря на владение ими основными учебными умениями и навыками.
4. Особенности хода биологического созревания детей на современном этапе эволюционных преобразований. В течение нескольких последних десятилетий говорилось о процессе акселерации (ускорении) развития, в связи с чем предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе, приходился на 5,5–6 лет.
На современном же этапе развития человека волна акселерации прерывается волной обратного процесса – деселерации (замедления) развития, и предростовой скачок имеет место у детей на 1,5–2 года позже, в возрасте 7,5–8 лет.
Поэтому теперь, приходя в школу даже в 7–летнем возрасте, дети, не пройдя необходимый путь биологического развития в целом и физиологического развития мозга в частности, оказываются не готовыми к ней и психологически, испытывая значительные трудности в процессе адаптации к требованиям школы и условиям учебного процесса.
5. Значительное количество детей в возрасте 9–12 лет (30 %) имеют минимальные мозговые дисфункции, возникшие вследствие действия на ранних этапах жизни ряда неблагоприятных факторов (инфекционных заболеваний, черепно–мозговых травм, экологической ситуации, наследственности и др.), приводящих к временному отставанию в развитии отдельных структур мозга и, как следствие, к их функциональной неготовности к решению, в том числе когнитивных, задач, выдвигаемых в процессе обучения (Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю., 1997).
Как
показано в нейрофизиологических исследованиях,
степень функциональной зрелости мозговых
структур, определяемая по показателям
электрической активности мозга, самым
непосредственным образом связана
с успешностью овладения
Так, при изучении электрической активности мозга первоклассников 6–летнего возраста, начинающих овладевать навыком чтения, найдено, что те из них, кто испытывает при этом трудности, характеризуются меньшей степенью функциональной зрелости высших отделов мозга по сравнению со сверстниками, успешно овладевающими этим навыком. У них также обнаружено преимущественное вовлечение в процесс чтения правого полушария, что свидетельствует о преобладании у них обработки текста по перцептивным признакам, а не его смыслового содержания. Именно последнее характерно для более высоких уровней формирования навыка чтения.14
Еще
более ярко связь между незрелостью
мозговых структур и трудностями
при овладении чтением
Психоорганический синдром (синоним органический психосиндром) — психопатологический симптомокомплекс, обусловленный органическим поражением головного мозга и проявляющийся нарушениями интеллекта и памяти, а также расстройствами аффекта.
Психоорганический синдром связан с поражениями структур головного мозга: лобной части, центральной, височной, височно-теменной или затылочной областей. Чем раньше возникли нарушения головного мозга, тем глубже дефект психического развития и тем более комбинаторными будут его проявления. При психоорганическом синдроме наиболее выраженными являются нарушения центральной и периферической нервной системы, что в психической сфере проявляется в инертности и медлительности интеллектуальной деятельности, двигательной разбалансированности, эмоциональной нестабильности. Волевая регуляция состояний формируется с заметным отставанием и нарушениями. 15
В зависимости от нозологической природы заболевания характеризующие психоорганический синдром нарушения сочетаются друг с другом в самых различных соотношениях.
Нарушения памяти при психоорганическом синдроме затрагивают в той или иной степени все три основные ее стороны: запоминание, ретенцию (способность удерживать воспринятое) и репродукцию (способность активизировать запасы памяти). В одних случаях преобладают дисмнестические расстройства, в других — амнестические, в первую очередь фиксационная и (или) прогрессирующая амнезия. Нарушения памяти, особенно в форме амнезий, нередко сопровождаются появлением образных воспоминаний событий прошлой жизни, а в ряде случаев и конфабуляций.
Психоорганический синдром сопровождается нарушением восприятия окружающего — снижением или даже невозможностью охватить какую либо ситуацию целиком: больные улавливают в ней лишь частности. Ограничивается объем внимания, особенно пассивного — автоматической реакции на появившийся раздражитель. Нарушения памяти, восприятия и внимания тесно связаны с ухудшением ориентировки — вначале в окружающем, а при утяжелении состояния и в собственной личности.
Различные стороны интеллектуальной деятельности утрачиваются неравномерно. Пока здесь не обнаружено никакого другого правила, кроме того, что в первую очередь страдают более поздно приобретенные навыки, в то время как старые сохраняются долго и в них больные способны даже превосходить здоровых лиц. О нарушении интеллектуальной деятельности свидетельствуют снижение уровня суждений (способности понимать полученные сведения, взвешивать различные альтернативы и формировать четкий план действий) и умозаключений (установление отношений и взаимосвязей между отдельными объектами внешнего и внутреннего мира). Одним из самых ранних признаков снижения интеллекта является нарушение критических способностей в отношении самооценки и оценки окружающего.16
Т.Б. Дмитриева (1995) полагает, что изучение психоорганических синдромов как раздела психиатрии должно содержать в себе помимо клиники пограничных состояний также и ее теорию, в основе которой явилось бы представление о механизмах выздоровления. Решение этих вопросов заложит фундамент для становления истинной профилактики психических расстройств.
Ю.А.Александровский в своей монографии "Пограничные психические расстройства" высказывает точку зрения, что между крайними вариантами невротических реакций и психопатии можно расположить все основные виды и варианты пограничных психических расстройств. По мере удаления от невротической реакции и приближения к психопатии значение психогенных факторов в происхождении патологического состояния уменьшается (хотя и не исчезает) и все больше выступает роль биологической основы внутренних, так называемых эндогенных факторов. Случаи патологического развития личности являются как бы "переходными", "промежуточными" расстройствами между основными группами пограничных состояний, так как в их происхождении в разной степени сочетаются психогенные (социогенные) и соматические (биогенные) факторы, обусловливающие хронификацию болезненных нарушений.17
Клинико-динамический подход при анализе психоорганического синдрома позволил В.П.Белову (1983) установить, что имеется постепенный переход от состояний психической адаптации к психической дезадаптации, затем - к начальным и, наконец, развернутым классическим формам патологии (невротического и патохарактерологического кругов).
В
ключе этого подхода Ю.А.
Психоорганический синдром предполагает:
В
уточнение круга
Но несмотря на все разнообразие этиологии и клиники течения заболевания специалисты выделяют общие особенности развития и проявления эмоционально- волевой сферы у «наших» детей.
Выделяют:
Информация о работе Психорганический синдром с нарушением школьных навыков