Психорганический синдром с нарушением школьных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Методологической и теоретической основами данного исследования являются современные представления в отечественной психологии о высших психических функциях как общественно-исторических по происхождению, опосредствованных по структуре и произвольных по протеканию и имеющих системное и многоуровневое строение, психофизиологической основой которых являются функциональные системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1.Особенности эмоционального развития детей с психоорганическим синдромом и нарушением школьных навыков.
1.1. Эмоционально - волевые нарушения в младшем школьном возрасте…….6
Глава 2. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений школьных навыков.
2.1. Школьная неуспеваемость – нейропсихологический подход…………………12
2.2. Эмоциональное развитие детей с нарушением школьных навыков…………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 . Клинико-психологическое обследование ребенка с проблемами обучения и поведения……………………………………………………………………………………..27
2.4. Нейропсихологическое обследование……………………………………………………..30
2.5 .Патопсихологическое обследование ……………………………………………………….35
2.6. Многоосевой анализ случая………………………………………………………………………38
Глава 3. Основы коррекционной программы………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………………………………………45
Список литературы ………………………………………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Диплом ( клиника ) чистовой вариант.docx

— 150.06 Кб (Скачать)

     Из  нейрофизиологических исследований Соколова Л. В., посвященных изучению особенностей электрической активности мозга  детей при овладении ими основными  учебными умениями и навыками, следует, что затруднения когнитивной  деятельности детей в процессе школьного  обучения, особенно на начальных его  этапах, вызваны недостаточной функциональной зрелостью мозга.

     Возникает вопрос, почему же современный ребенок  к возрасту 6–7 лет не достигает  необходимого для начала школьного  обучения уровня развития мозговых систем? Анализ сложившейся в настоящее  время ситуации развития ребенка–дошкольника  позволяет назвать несколько  причин психологического, педагогического, биологического характера.13

     1. Недостаточность воздействия социально–эмоционально–культурного фактора, приводящего к обеднению ситуации развития ребенка–дошкольника вследствие значительного сокращения времени общения ребенка со взрослым.

     2. Снижение у современных детей роли игры как ведущей деятельности, обеспечивающей нормальный процесс их психического развития. Особенно это относится к снижению уровня развития сюжетно–ролевой игры, возможности которой для эффективного и полноценного развития ребенка используются в настоящее время далеко не в полной мере. Как показали полученные в последние годы данные, в подготовительной группе детского сада лишь 18,2 % детей в наши дни характеризуются высшим уровнем развития игры – игра–отношение (Смирнова Е. О., Гударева О. В., 2004). Это значит, что подавляющее большинство современных старших дошкольников имеет несоответствующий возрасту уровень психического развития и обеспечивающий его уровень развития мозговых структур.

     3. Неправильное понимание родителями и нередко и учителями содержания предшкольной подготовки, заключающейся, по их мнению, в обучении детей письму, чтению и счету. Однако преждевременное обучение этим школьным умениям, помимо того, что часто у детей не закладывается необходимая когнитивная база для этого, приводит к сворачиванию их игровой деятельности, что затормаживает естественный процесс мозгового созревания. А это, в свою очередь, препятствует нормальному формированию у них учебной школьной мотивации. Так, 83 % детей, которые обучались в дошкольной гимназии по школьному типу, не хотят учиться в школе, что свидетельствует об их психологической неготовности к обучению, несмотря на владение ими основными учебными умениями и навыками.

     4. Особенности хода биологического созревания детей на современном этапе эволюционных преобразований. В течение нескольких последних десятилетий говорилось о процессе акселерации (ускорении) развития, в связи с чем предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе, приходился на 5,5–6 лет.

     На  современном же этапе развития человека волна акселерации прерывается  волной обратного процесса – деселерации (замедления) развития, и предростовой скачок имеет место у детей на 1,5–2 года позже, в возрасте 7,5–8 лет.

     Поэтому теперь, приходя в школу даже в 7–летнем возрасте, дети, не пройдя необходимый путь биологического развития в целом и физиологического развития мозга в частности, оказываются  не готовыми к ней и психологически, испытывая значительные трудности  в процессе адаптации к требованиям  школы и условиям учебного процесса.

     5. Значительное количество детей в возрасте 9–12 лет (30 %) имеют минимальные мозговые дисфункции, возникшие вследствие действия на ранних этапах жизни ряда неблагоприятных факторов (инфекционных заболеваний, черепно–мозговых травм, экологической ситуации, наследственности и др.), приводящих к временному отставанию в развитии отдельных структур мозга и, как следствие, к их функциональной неготовности к решению, в том числе когнитивных, задач, выдвигаемых в процессе обучения (Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю., 1997).

     Как показано в нейрофизиологических исследованиях, степень функциональной зрелости мозговых структур, определяемая по показателям  электрической активности мозга, самым  непосредственным образом связана  с успешностью овладения ребенком школьными учебными умениями и навыками.

     Так, при изучении электрической активности мозга первоклассников 6–летнего возраста, начинающих овладевать навыком чтения, найдено, что те из них, кто испытывает при этом трудности, характеризуются  меньшей степенью функциональной зрелости высших отделов мозга по сравнению  со сверстниками, успешно овладевающими  этим навыком. У них также обнаружено преимущественное вовлечение в процесс  чтения правого полушария, что свидетельствует  о преобладании у них обработки  текста по перцептивным признакам, а  не его смыслового содержания. Именно последнее характерно для более  высоких уровней формирования навыка чтения.14

     Еще более ярко связь между незрелостью  мозговых структур и трудностями  при овладении чтением проявляется  у детей с дислексией, то есть со стойкой неспособностью овладеть навыком чтения, вследствие специфической функциональной неполноценности мозговых систем, возникающих в результате задержки их созревания. У детей с дислексией в возрасте 7,5–8 лет выявлены особенности активности альфа–ритма, соответствующие норме младшего возраста 5–6 лет.

     1.2 Эмоциональное развитие детей с нарушением школьных навыков

      Психоорганический синдром (синоним органический психосиндром) — психопатологический симптомокомплекс, обусловленный органическим поражением головного мозга и проявляющийся нарушениями интеллекта и памяти, а также расстройствами аффекта.

      Психоорганический синдром связан с поражениями структур головного мозга: лобной части, центральной, височной, височно-теменной или затылочной областей. Чем раньше возникли нарушения головного мозга, тем глубже дефект психического развития и тем более комбинаторными будут его проявления. При психоорганическом синдроме наиболее выраженными являются нарушения центральной и периферической нервной системы, что в психической сфере проявляется в инертности и медлительности интеллектуальной деятельности, двигательной разбалансированности, эмоциональной нестабильности. Волевая регуляция состояний формируется с заметным отставанием и нарушениями. 15

     В зависимости от нозологической природы  заболевания характеризующие психоорганический синдром нарушения сочетаются друг с другом в самых различных соотношениях.

     Нарушения памяти при психоорганическом синдроме затрагивают в той или иной степени все три основные ее стороны: запоминание, ретенцию (способность удерживать воспринятое) и репродукцию (способность активизировать запасы памяти). В одних случаях преобладают дисмнестические расстройства, в других — амнестические, в первую очередь фиксационная и (или) прогрессирующая амнезия. Нарушения памяти, особенно в форме амнезий, нередко сопровождаются появлением образных воспоминаний событий прошлой жизни, а в ряде случаев и конфабуляций.

     Психоорганический синдром сопровождается нарушением восприятия окружающего — снижением или даже невозможностью охватить какую либо ситуацию целиком: больные улавливают в ней лишь частности. Ограничивается объем внимания, особенно пассивного — автоматической реакции на появившийся раздражитель. Нарушения памяти, восприятия и внимания тесно связаны с ухудшением ориентировки — вначале в окружающем, а при утяжелении состояния и в собственной личности.

     Различные стороны интеллектуальной деятельности утрачиваются неравномерно. Пока здесь  не обнаружено никакого другого правила, кроме того, что в первую очередь  страдают более поздно приобретенные  навыки, в то время как старые сохраняются долго и в них  больные способны даже превосходить здоровых лиц. О нарушении интеллектуальной деятельности свидетельствуют снижение уровня суждений (способности понимать полученные сведения, взвешивать различные  альтернативы и формировать четкий план действий) и умозаключений (установление отношений и взаимосвязей между  отдельными объектами внешнего и  внутреннего мира). Одним из самых  ранних признаков снижения интеллекта является нарушение критических  способностей в отношении самооценки и оценки окружающего.16

     Т.Б. Дмитриева (1995) полагает,  что изучение психоорганических синдромов как раздела психиатрии должно содержать в себе помимо клиники пограничных состояний также и ее  теорию,  в основе которой явилось бы представление о механизмах выздоровления.  Решение этих  вопросов заложит фундамент для становления истинной профилактики психических расстройств.

       Ю.А.Александровский в своей монографии "Пограничные психические расстройства" высказывает точку зрения, что между крайними вариантами невротических реакций и психопатии можно расположить все основные виды и варианты пограничных психических расстройств.  По мере удаления от невротической реакции и приближения к психопатии значение психогенных факторов в происхождении патологического состояния уменьшается (хотя и не исчезает) и все больше выступает роль биологической основы внутренних,  так называемых эндогенных факторов. Случаи патологического развития личности являются как бы "переходными",  "промежуточными" расстройствами между основными группами пограничных состояний,  так как в их происхождении в разной степени сочетаются  психогенные (социогенные) и соматические (биогенные) факторы, обусловливающие хронификацию болезненных нарушений.17

      Клинико-динамический подход при анализе  психоорганического синдрома    позволил В.П.Белову (1983) установить,  что имеется постепенный переход от состояний психической адаптации к психической дезадаптации,  затем - к начальным и, наконец, развернутым классическим формам патологии (невротического и патохарактерологического кругов).

      В ключе этого подхода Ю.А.Александровский (1993) склонен рассматривать формирование невроза как срыв адаптационных, интеграционных механизмов функциональных подсистем мозга (адаптационного барьера). Нарушение целостности барьера, по его мнению, ослабляет возможности психической активности, следовательно, адекватного, целенаправленного поведения человека. Близок к этой позиции и В.И.Гарбузов (1994), который отмечал 3 формы дезадаптации в детском возрасте: невротическую (неврозы), агрессивно-протестную       (нарушения       поведения)       и       капитулятивно-депрессивную (психосоматические заболевания). Он отмечал при невротических расстройствах у детей низкий уровень адаптивности, т.е. низкий уровень приспособления индивида, его социального статуса и самоощущения удовлетворенности собой и своей жизнью.

      Психоорганический синдром предполагает:

    • преобладание невротического уровня психопатологии;
    • связь психического расстройства с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими расстройствами;
    • ведущую роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных нарушений;
    • наличие "органической" предислокации (ММД), облегчающей развитие и декомпенсацию болезни;
    • взаимосвязь болезненных расстройств с личностно-типологическими особенностями больного;
    • сохранение критики к своему состоянию и основным болезненным расстройствам;
    • отсутствие психоза, прогредиентного слабоумия или личностных эндогенных (шизоформных, эпилептических) изменений.

     В уточнение круга психоорганического синдрома определенный вклад внесли и клинко-эпидеимиологические исследования. А.А.Чуркин, (1989) указывает, что распространенность среди молодежи невротических и пограничных состояний составляет - 18%, различных стрессорных реакций - 22%, практически здоровы - 60%. Г.В.Козловская (1985), публикуя результаты эпидемиологического изучения детей с повышенным риском возникновения ПНПР, дает цифру 30% лиц с повышенным риском возникновения психических заболеваний (преневротические, препатохарактерологические  отклонения, различные субклинические, соматовегетативные, двигательные, астенические, фобические и др.). В.В.Ковалев, Ю.С.Шевченко, (1996) отмечают тенденцию к патоморфозу ПНПР, повышению удельного веса мононеврозов, особенно энуреза и снижения невротического заикания за период с 1973 г. по 1992 г. Н.К.Сухотина (1999) отмечает количественный рост детей . До 70%  детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют психические нарушения в виде психогенных характерологических или патохарактерологических реакций, патологических формирований личности, несформированности по возрасту отдельных высших психических функций. Наиболее уязвимыми с точки зрения развития пограничных расстройств являются дети, находящиеся в условиях семейной депривации18.

     Но  несмотря на все разнообразие этиологии  и клиники течения заболевания  специалисты выделяют общие особенности  развития и проявления эмоционально- волевой сферы у «наших» детей.

     Выделяют:

    • незрелость эмоционально волевой регуляции.
    • нескоординированность эмоциональных процессов.
    • инфантилизм.

Информация о работе Психорганический синдром с нарушением школьных навыков