Психорганический синдром с нарушением школьных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:22, дипломная работа

Описание работы

Методологической и теоретической основами данного исследования являются современные представления в отечественной психологии о высших психических функциях как общественно-исторических по происхождению, опосредствованных по структуре и произвольных по протеканию и имеющих системное и многоуровневое строение, психофизиологической основой которых являются функциональные системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1.Особенности эмоционального развития детей с психоорганическим синдромом и нарушением школьных навыков.
1.1. Эмоционально - волевые нарушения в младшем школьном возрасте…….6
Глава 2. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений школьных навыков.
2.1. Школьная неуспеваемость – нейропсихологический подход…………………12
2.2. Эмоциональное развитие детей с нарушением школьных навыков…………………………………………………………………………………………………………….20
2.3 . Клинико-психологическое обследование ребенка с проблемами обучения и поведения……………………………………………………………………………………..27
2.4. Нейропсихологическое обследование……………………………………………………..30
2.5 .Патопсихологическое обследование ……………………………………………………….35
2.6. Многоосевой анализ случая………………………………………………………………………38
Глава 3. Основы коррекционной программы………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………………………………………45
Список литературы ………………………………………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

Диплом ( клиника ) чистовой вариант.docx

— 150.06 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  

Факультет Психологии образования  
 
 
 

Допущен к защите

Научный руководитель

_________/__________/_________

(подпись)…… (Фамилия И.О.)                   (дата)                  
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по  программе профессиональной переподготовки:

«Клиническая  психология детей  и подростков» 

Психоорганический  синдром с нарушением школьных навыков. 
 
 
 

              Слушатель программы профессиональной переподготовки:

              Юдина Ю.Л.

              Научный руководитель:

              Серебровская  Ольга Вячеславовна 
               

    Москва

2011г 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

Глава 1.Особенности эмоционального развития детей с психоорганическим синдромом и нарушением школьных навыков.

1.1. Эмоционально - волевые нарушения в младшем школьном возрасте…….6

Глава 2. Нейропсихологический подход к проблеме нарушений школьных навыков.

2.1. Школьная неуспеваемость – нейропсихологический подход…………………12

2.2. Эмоциональное развитие детей с нарушением школьных навыков…………………………………………………………………………………………………………….20

2.3 . Клинико-психологическое обследование ребенка с проблемами обучения и поведения……………………………………………………………………………………..27

2.4. Нейропсихологическое обследование……………………………………………………..30

2.5 .Патопсихологическое обследование ……………………………………………………….35

2.6. Многоосевой анализ случая………………………………………………………………………38

Глава 3. Основы коррекционной программы………………………………………………….39

Заключение………………………………………………………………………………………………………45

Список литературы ………………………………………………………………………………………….47

Приложения. 
 
 
 
 

             Введение

     Тема  данной работы «Психоорганический синдром с нарушениями нарушением школьных навыков».

     Актуальность  темы. Нейропсихологическое исследование все шире входит в школьную практику, как для определения школьной готовности ребенка, так и для выяснения текущих трудностей обучения.

     Считается, что расстройства возникают из-за нарушения в обработке когнитивной  информации в высших отделах головного  мозга, что во многом происходит в  результате биологической дисфункции.

     В результате специальных исследований авторами было показано, что среди  причин, вызывающих школьную неуспеваемость, могут находиться и нейробиологические, такие как незрелость мозговых структур органического или функционального  генеза и несформированность обеспечиваемых ими функциональных систем (Д.А. Фарбер,М.М. Безруких, Э.Г. Симерницкая, Н.Л Горбачевская, Якупова Л.П., Кожушко Л.Ф.,Корсакова Н.К., МикадзеЮ.В., Балашова Е.Ю., Лебединский В.В., Маршинин Б.А. и др.).

     Психоорганический синдром (синоним органический психосиндром) — психопатологический симптомокомплекс, обусловленный органическим поражением головного мозга и проявляющийся нарушениями интеллекта и памяти, а также расстройствами аффекта.

     Психоорганический синдром с нарушением так называемых школьных навыков, т. е. навыков чтения, письма и счета (дислексия, дисграфия и дискалькулия), в основе которых лежат стертые речевые расстройства, нарушения фонематического слуха, синтеза пространственных представлений, праксиса, тонких движений рук, а также, по-видимому, расстройства сложных форм конструктивной деятельности и мышления.

     Дело  в том, что все описанные выше общие проявления психоорганического синдрома сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, а также с нарушениями темперамента и влечения, 
которые обусловлены «повреждением», распадом, дефектом тех или иных свойств личности. Выражением указанного дефекта личности чаще всего становятся эмоционально-волевая неустойчивость (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива непосредственного получения удовольствия), аффективная возбудимость с агрессивностью, расторможение примитивных влечений. И в нашей работе большое значение будет уделено нарушением эмоционально -волевой сфере.  И в дальнейшем, в описании клинического случая мы встретимся именно с таким сочетанием нарушения (а именно,  нарушение школьных навыков и эмоционально волевой сферы)

     В связи с этим целью нашего исследования является: выявление нейропсихологических особенностей детей младшего школьного возраста, с диагнозом психоорганический синдром с  нарушением школьных навыков.

     Методологической  и теоретической основами данного исследования являются современные представления в отечественной психологии о высших психических функциях как общественно-исторических по происхождению, опосредствованных по структуре и произвольных по протеканию и имеющих системное и многоуровневое строение, психофизиологической основой которых являются функциональные системы.

     Исследование  базируется на представлениях о системной  и динамической локализации ВПФ  в головном мозге, о закономерностях становления этой локализации в онтогенезе, а также представлениях о гетерохронности и гетерогенности становления этих психических функций, и двустороннем взаимодействии между формированием психики и морфогенезом мозга. В качестве теоретической основы выступают концепция А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга.

     Методы  исследования:

  1. междисциплинарный теоретический анализ научной литературы,
  2. беседа;
  3. тестирование;

     Теоретическая значимость исследования заключается в углублении психологического понимания сущности и причин трудностей в обучении, в выделении структурных элементов процесса психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников.

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволят прогнозировать трудности в ходе обучения младших школьников. Полученные данные  могут быть использованы в практике учителей начальных классов общеобразовательных школ, а также в системе повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений.

     Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Названия основной части отображают ее содержание.

 

     

     Глава 1. Особенности нарушения эмоционального развития детей с психоорганическим синдромом с   нарушениями школьных навыков. 

     1.1.Эмоционально-волевые нарушения в младшем школьном возрасте 

     С поступлением в школу увеличивается  число требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик «должен» а не то, что он «хочет». С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника.

       Естественно, такое положение  вызывает противоположные переживания:  с одной стороны, стремление  оправдать ожидания, а с другой  – страх оказаться плохим учеником.

     Л.С.Славина писала, что неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания только тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Притязания ребенка, т.е. те достижения, которых он во что бы то ни стало, хочет добиться, основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Эта самооценка стала для него привычной,  в результате чего у него возникла потребность сохранить как ее, так и основанный на ней уровень притязаний. Однако в тех случаях, когда это стремление фактически может быть удовлетворено, возникает конфликт. Признать свою несостоятельность – значит, для ребенка пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить1.

       В результате ребенок находится  в школе в ситуации неуспеха, и его реакция на неуспех  носит, как правило, неадекватный  характер: он или отвергает свой  неуспех, или ищет причины во  внешних обстоятельствах, но ни  в коем случае в себе.

     Мы  видим, что для школьника эти  реакции носят защитный характер, он не желает допустить в сознание что-либо, способное поколебать его  самооценку. Поэтому, например, повышенная обидчивость как одна из форм аффективного поведения возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает  ситуацию, он считает, что окружающие несправедливы к нему – учитель  поставил низкую оценку, родителя наказали его ни за что, одноклассники подшучивают  над ним.

     Одним из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны  учителя является проблема эмоциональной  неустойчивости неуравновешенности учащихся.

     Это проявляется: не только в Неуравновешенности (перемена настроения без видимых  причин (характерна внезапность и  резкость)),а так же в Аффективной возбудимости (безудержный смех, плачь, нарастание эмоциональных проявлений, таких как повышение тона голоса, резкая смена эмоций)

     Крайности в симпатиях и антипатиях, импульсивности, бешенстве, страхе, вялости, безучастности, различных фобиях.

     Нужно помнить что существует (условно) группа детей, у которых эмоциональные  настроения связаны с нарушениями  воли, т.е.

    • болезненная двигательная активность (ерзанье, истеричные покачивания ногами и т.д.)
    • болтливость
    • рассеянность
    • бесцельная ложь
    • бесцельное воровство
    • мучительство животных

     А так же существуют другие нарушения  эмоциональных реакций, такие как:

    • Реакции эмансипации (стремление выбиться из-под контроля)
    • Реакции группирования
    • Сексуальные реакции
    • Суицидальное поведение
    • Хобби (увлечения) – например: эстетические,  телесно-мануальные, накопительские, азартные, коммуникативные.

     В психопатологии детского возраста Глезерман Т.Б. выделяет 5 (условных) групп расстройств:

     1)Изменение  уровня  чувствительной сферы  (регресс и прогресс чувств)

     Регресс – наблюдается при выраженном шизофреническом дефекте, идет преобладание низших чувств.

     Прогресс  – встречается редко при психопатиях, проявляется в доминирование  эстетика - моральных чувств (высших)

     2)Изменение  настроения (гипертимия, гипотимия).2

     К гипертимиям относятся: эйфория, мания, мория, экстаз.

     Эйфория - радостное, веселое настроение, которое не имеет объективных причин для своего появления и характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, иногда психомоторное возбуждение. В качестве причин эйфории могут выступать олигофрения, поражения лобных долей мозга, некоторые психические расстройства.

     Мания – проявление триады расстройств  – повышение настроения, ускорение  психической деятельности, увеличение темпа психической деятельности

     Мория – немотивированное повышенное настроение, сочетающиеся с нелепостью, дурашливостью, интеллектуальным снижением.

     Экстаз- напряженное переживание блаженства

     К гипотимиям относят: субдепресию, депрессию, дисфонию, тревогу, страх.

     Тревога - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего - то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Информация о работе Психорганический синдром с нарушением школьных навыков