Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:10, дипломная работа
Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
Изучить проблему развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в психолого-педагогических исследованиях.
Раскрыть психологическую сущность речи, этапы ее формирования на ранней стадии онтогенеза.
Определить психолого-педагогические условия успешного речевого развития детей раннего возраста.
Разработать диагностическую программу для определения актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития детей раннего возраста.
Введение
1.Теоретические аспекты проблемы речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза
1.1 Психологическая сущность речи. Теории развития речи
1.2 Процесс развития речи на ранних стадиях онтогенеза
1.3 Психолого-педагогические условия речевого развития детей раннего возраста
2. Практическое исследование психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста
2.1 Работа на констатирующем этапе исследования
2.2 Работа на формирующем этапе исследования
2.3 Работа на контрольном этапе исследования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
В раннем возрасте ребенок постепенно познает тот факт, что все в мире имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к достижениям предметной и духовной культуры. Для ребенка речь становится не только незаменимым средством общения, но так же занимает важное место в развитии мышления и саморегуляции поведения.
На различных этапах исследовательской работы, использовались методы наблюдения, опроса, тестирования, беседы.
По результатам нашей работы были разработаны рекомендации для родителей и воспитателей детей, составивших контрольную группу исследования.
Исходя из полученных данных по всей проделанной нами работе, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Эффективность работы по речевому развитию была обусловлена индивидуальной работой с каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей развития, через вовлечение ребенка в активную речевую и игровую деятельность.
Достоверность полученных результатов обеспечивается применением комплексной совокупности методов, которые соответствуют целям и задачам нашего исследования: сочетанием качественного и количественного анализа, использованием методов математической обработки и проверкой на статистическую значимость эффективности проведенной нами работы, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практике работы психолога и воспитателей дошкольного учреждения при работе с детьми раннего возраста.
Предложенный исследовательский комплекс может быть положен в основу исследований актуального уровня речевого развития детей раннего возраста и зон его ближайшего развития.
Глоссарий
№ п/п |
Понятия |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1. |
Автономная речь |
один из ранних этапов развития детской речи, характеризующийся своеобразием фонетической, грамматической и смысловой стороной |
2. |
Активность |
стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию |
3. |
Анализатор |
совокупность афферентных
и эфферентных нервных |
4. |
Ассоциация |
соединение, связь психических явлений друг с другом |
5. |
Ведущая деятельность |
деятельность, определяющая
характер психического развития и возникновение
важнейших психических |
6. |
Ведущий тип общения |
преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у ребенка формируются его основные личностные качества |
7. |
Вербальное научение |
приобретение человеком
жизненного опыта, знаний, умений и
навыков через словесные |
8. |
Викарное научения |
научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно предоставленными образцами и подражание им |
9. |
Воспитание |
процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения, умственных способностей |
10. |
Восприятие |
психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности, в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств |
11. |
Высшие психические функции |
сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по психическому строению, произвольные по способу осуществления |
№ |
2 |
3 |
12. |
Движущие силы развития |
цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собственные детские потребности в самосовершенствовании |
13. |
Знак |
какое-либо условное изображение, представляющее действительность в символической форме |
14. |
Зона ближайшего развития |
область, еще не созревших,
но созревающих психических |
15. |
Игра предметная |
детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению |
16. |
Интериоризация |
постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутренне психологическое свойство или способность человека |
17. |
Лепет |
вокализация младенцем различных сочетаний повторяющихся слогов |
18. |
Манипулирование |
нецеленаправленные действия с объектами, не учитывающие их специфику (назначение) |
19. |
Наглядно-действенное мышление |
совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами |
20. |
Научение |
процесс и результат приобретения человеком знаний, умений, навыков |
21. |
Невербальные средства общения |
жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку средством общения с людьми |
22. |
Обобщение |
мыслительная операция, состоящая в выделении общих, существенных признаков предметов и явлений |
23. |
Предметная деятельность |
практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно-обусловленному назначению. Предметная деятельность рассчитана на усвоение человеком способов употребления предметов материальной и духовной культуры людьми и на развитие человеческих способностей, умений и навыков |
№ |
2 |
3 |
24. |
Психическое развитие |
процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта |
25. |
Речевая деятельность |
процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения |
26. |
Речь |
система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации |
27. |
Семантика |
правила передачи значений в языке |
28. |
Сензитивный период развития |
период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения |
29. |
Синтаксис (грамматика) |
правила построения предложения |
30. |
Символ |
знак, ассоциированный с определенным объектом, представлением, убеждением, мыслью и чувством, относимый к той части действительности, которую этот знак представляет |
31. |
Холофраза |
комбинация жестов и одного единственного слова, с помощью которой ребенок пытается передать значение целого предложения |
32. |
Язык |
это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний |
Список использованных источников
1. |
Алексеева М.М. Методика развития и обучения родному языку дошкольников. М.: Педагогика, 2000 |
2. |
Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. Смоленск: ИД «Карапуз», 2006 |
3. |
Бондаренко Е.А. Дидактические игры для детей до трех лет. М.: АСТ, 2003 |
4. |
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М.: Педагогика, 1999 |
5. |
Васильева Н. Творческие проявления у детей раннего возраста в игре. // Мой кроха и Я. 1997, № 2, С.341 |
6. |
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия /Сост. и научный редактор Мухина В.С, Хвостов А.А. М.: Академия, 1999 |
7. |
Волков Б.С. Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: Педагогическое общество России, 2003 |
8. |
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2005 |
9. |
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М., 1984 |
10. |
Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Ярославль: Академия развития, 1998 |
11. |
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М., 1992 |
12. |
Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М.: Наука, 1949 |
13. |
Гербова В.В. Развитие речи
в разновозрастной группе детского
сада (младшая разновозрастная |
14. |
Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. «Играем с малышами». Программа «Кроха». М.: Просвещение, 2007 |
15. |
Детская практическая психология. /Под редакцией Марцинковской Т.Д. М.: Гардарики, 2000 |
16. |
Ермолаева М. Психологические
методы развития навыков общения
и эмоциональных состояний |
17. |
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Академия, 1985 |
18. |
Запорожец А.В. Избранные психологические труды М.: АСТ, 1986 |
19. |
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. Ростов-на-Дону: Феникс, 1987 |
20. |
Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. М.: Медицина, 1970 |
21. |
Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1985 |
22. |
Лешли Д. Как работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. М.: АСТ, 1991 |
23. |
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1986 |
24. |
Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 - 3 лет. М.: АРКТИ, 2005 |
25. |
Мирясова В.И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М.: АСТ, 2008 |
26. |
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999 |
27. |
Немов Р.С. Психология: Книга 2. Общие основы психологии. М.: Владос, 1999 |
28. |
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование; МГППУ, 2008 |
29. |
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985 |
30. |
Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия, 2004 |
31. |
Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве.//Вопросы психологии, 1977, № 2 |
32. |
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Посвещение, 1986 |
33. |
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. М.: Айрис-пресс, 2009 |
34. |
Практическая психология образования. /Под ред. Дубровиной И.В. СПб.: Питер, 2009 |
35. |
Психолого-педагогическая диагностика./Под ред. Левченко И.Ю. Забрамной С.Д. М.: Академия, 2003 |
36. |
Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы Ч. I./Отв. ред. Л.Е.Курнешова М., 2003 |
37. |
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 1999 |
38. |
Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 |
39. |
Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009 |
40. |
Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2009 |
41. |
Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста /Под ред. Н. В. Серебряковой. СПб.: КАРО, 2005 |
42. |
Столяренко А.М. Психология и педагогика. М.: Юнити-Дана, 2001 |
43. |
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. СПб.: Питер, 2005 |
44. |
Уайт Б. Первые три года жизни. М.: Речь, 1982 |
45. |
Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2006 |
46. |
Филиппова Г. Г. Психология материнства. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002 |
47. |
Хегенхан Б. Олсон М. Теории научения. СПб.: Питер, 2004 |
48. |
Хелен Би Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2004 |
49. |
Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2006 |
Приложение А
Протокол обследования (образец)
Параметры речевого развития |
Критерии оценки параметров |
Баллы |
Активная речь |
Отсутствует: Ребенок не произносит ни слова Слабая: Ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения Средняя: Ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и четырех действий, может составить двухсложное предложение Высокая: Ребенок обращается с высказываниями к взрослому, может составить 2-3 связных предложения |
0
1
2
3 |
Понимание речи взрослого (пассивная речь) |
Отсутствует: Ребенок вообще не понимает речи взрослого Слабая: Ребенок узнает знакомые предметы и животных по названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия и др. Средняя: Ребенок не всегда отвечает на предложения взрослого Высокая: Ребенок с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает все его действия |
0
1
2
3 |
Способность к выполнению речевых инструкций взрослого |
Отсутствует: Ребенок не реагирует на просьбы и обращения взрослого Слабая: Ребенок выполняет только простые, одноактные инструкции типа: «дай мячик» Средняя: Ребенок, как правило, выполняет двухактные инструкции и ориентируется на название признаков предмета Высокая: Ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, включает пространственное расположение предметов |
0
1
2
3 |
Критерии экспертной оценки:
0 – отсутствие речи
1 – речь присутствует в зачаточном виде
2 – в словаре ребенка небольшое количество слов
3 – развитие речи чуть ниже нормы
4 – норма
5 – развитие речи выше нормы
Приложение Б
График 1. Уровень речевого развития детей на констатирующем этапе исследования
Приложение В
График 2. Уровень речевого развития в зависимости от пола ребенка
График 3. Уровень речевого развития детей в экспериментальной и контрольной группах
Приложение Г
График 4. Уровень речевого развития детей в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования
Приложение Д
График 5. Уровни речевого развития детей в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе исследования
1 Козаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989, С. 69
2 Немов Р.С. Психология. Том 1, М., 2003, С. 675
3 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000, С.213
4 Козаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989, С. 74 - 76
5 Хелен Би. Развитие ребенка. СПб., 2004, С. 378
6 Хелен Би. Развитие ребенка. СПб., 2004, С. 377
7 Немов Р.С. Психология. Том 1, М., 2003, С. 318
8 Хелен Би. Развитие ребенка. СПб., 2004, С. 381
9 Хелен Би. Развитие ребенка. СПб., 2004, С. 382
10 Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985, С. 195-196
11 Хелен Би. Развитие ребенка. СПб., 2004, С. 354
12 Урунтаева Г.А. детская психология. М., 2006, С.164
13 Урунтаева Г.А. детская психология. М., 2006, С.165
14 Урунтаева Г.А. детская психология. М., 2006, С.166
15 Хелен Би. Развитие ребенка. СПб., 2004, С. 358
16 Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб., 2009, С. 192
17 Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985, С. 197
18 Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб., 2009, С. 205
19 Струнина Е.М., Ушакова О.С. Основные направления работы по развитию речи дошкольников //Развивающее
образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы Ч. I. /Отв. ред. Л.Е.Курнешова М.,
2003, С. 212 - 213
20 Лидак Л.В. Специфика общения в сюжетно-ролевых играх //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост.
Г.А.Урунтаева. М., 1997, С. 199
21 Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М., 2000, С. 242
22Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста /Под
ред. Н. В. Серебряковой. СПб.: КАРО, 2005
23 Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста /Под
ред. Н. В. Серебряковой. СПб.: КАРО, 2005
24 Хелен Би. Развитие ребенка. СПб., 2004, С. 378 - 379
25Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста /Под
ред. Н. В. Серебряковой. СПб.: КАРО, 2005