Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
Изучить проблему развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в психолого-педагогических исследованиях.
Раскрыть психологическую сущность речи, этапы ее формирования на ранней стадии онтогенеза.
Определить психолого-педагогические условия успешного речевого развития детей раннего возраста.
Разработать диагностическую программу для определения актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития детей раннего возраста.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты проблемы речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза
1.1 Психологическая сущность речи. Теории развития речи
1.2 Процесс развития речи на ранних стадиях онтогенеза
1.3 Психолого-педагогические условия речевого развития детей раннего возраста
2. Практическое исследование психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста
2.1 Работа на констатирующем этапе исследования
2.2 Работа на формирующем этапе исследования
2.3 Работа на контрольном этапе исследования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Половозрастная характеристика группы:

    • Мальчики – 9 человек, средний возраст – 2 года 2 месяца.
    • Девочки – 8 человек, средний возраст – 2 года 3 месяца.

Проведя анализ предложенных родителям анкет, мы выяснили:

Все дети имеют 1 группу здоровья (нет хронических соматических заболеваний, не состоят на учете у невропатолога), также дети в близком окружении не имеют родственников с хроническими заболеваниями и речевыми нарушениями.

Соблюдают режим дня – 15 детей.

Проявляют интерес к играм с взрослыми – 17 человек.

Проявляют интерес к играм со сверстниками – 15 человек.

Способны на подражание игровым действиям – 17 человек.

Подражают речи взрослых – 17 человек.

С удовольствием ходят  в детский сад – 14 человек.

В исследовании использовалась методика диагностики развития речи детей раннего возраста (составители: Л.С.Соломахина, Н.В. Серебрякова)23.

Первоначально дети наблюдались  в условиях разнообразных контактов с взрослыми. В ходе стандартизированных наблюдений фиксировались все проявления активной речи у детей в течение 15 минут. Отмечалась частота и цель инициативных обращений к взрослому. Обращалось внимание на легкость повторения слов и фраз за взрослым, а также степень понимания детьми речи взрослого.

Далее в отдельной, специально подготовленной комнате, проводилась  диагностика детей.

Материал: детский столик, на котором находятся: матрешка, кубики, машинка, куколка, игрушечные животные (собачка, мишка, заяц, слоник, белочка) и книжка с картинками.

Картинки в книге  содержали следующие изображения: 5 изображений знакомых ребенку животных (собачка, кошка, заяц, медведь, птичка), 4 изображения детей, совершающих определенные действия (девочка ест, мальчик рисует, дети играют, девочка одевается), 3 изображения знакомых ребенку транспортных средств (большая и маленькая машины, самолет, автобус), 3 изображения одного персонажа в разных пространственных положениях (птичка сидит на дереве, птичка сидит под деревом, птичка высоко летит над деревом).

Каждому ребенку было предложено по три игровых ситуации:

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цель: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение с взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения с взрослым (личностно-эмоциональное, ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное), определение уровня инициативности в общении.

Процедура проведения:

Взрослый садиться на стульчик, неподалеку от ребенка и  в течение 1 минуты, не проявляя никакой инициативы, наблюдает за поведением ребенка. Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакты с взрослым, экспериментатор поддерживает инициативу ребенка. Если в течении 1 минуты ребенок остается выжидающе пассивным, экспериментатор переходит к следующей пробе.

Ситуация 2 «Совместная  игра с взрослым»

Цель: выявление уровня ситуативно-делового общения ребенка с взрослым, активный и пассивный словарь ребенка.

Процедура проведения:

Экспериментатор подводит ребенка к столику и предлагает рассмотреть, что на нем находится. Он показывает ребенку различные  предметы и спрашивает: «Что это?». Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет сам и просит повторить  его название. Здесь проверяется уровень активной речи ребенка и его словарный запас.

Экспериментатор просит дать ему сначала 2 – 3 предмета поочередно, а потом по 2 предмета сразу. Например: «Дай мне, пожалуйста, матрешку и мишку». Затем он предлагает ребенку посадить куклу (или мишку) на стульчик, а потом спрятать ее под стульчик. Если ребенок не понимает этой просьбы и не выполняет действий, взрослый проделывает их сам, комментируя свои действия, после чего предлагает ребенку повторить их. Потом экспериментатор просит выбрать какой-либо определенный предмет из тех, что имеется на столе в нескольких экземплярах. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный кубик». Таким образом, проверяется уровень понимания речи и выполнения простых инструкций взрослого.

Экспериментатор предлагает поиграть ребенку с этими игрушками и спрашивает, какая из них ему больше нравиться. В случае если ребенок называет и выбирает какую-либо игрушку, взрослый начинает с ним совместную игру с ней. Если ребенок не может сделать выбор, взрослый предлагает совместное действие предполагающее участие двух партнеров (катание машин или мячиков, или совместное собирание пирамидки). Так выявляется способность и стремление ребенка к ситуативно-деловому общению.

Ситуация 3. «Совместное  разглядывание картинок»

Цель: выявление уровня развития внеситуативно-познавательного общения и речи ребенка.

Процедура проведения:

Экспериментатор привлекает внимание ребенка к книжке и предлагает ее «почитать». Сначала он дает возможность  ребенку самому рассмотреть картинки, назвать те, которые он узнает, поддерживая его активность поощрениями и вопросами. Если ребенок не проявляет никакой активности, взрослый старается вовлечь его в совместное рассматривание картинок и их обсуждение. В случае если ребенок принимает форму взаимодействия, взрослый строит ее в такой последовательности:

Просит назвать 2 – 3 знакомых животных, спрашивая: «Кто это?», «Где живет?», «Что делает?» и т. д. Если ребенок  молчит, взрослый сам отвечает на эти  вопросы и просит повторить высказывания, предлагает найти среди картинок машинку или самолет и просит назвать изображенный на картинке предмет.

Показывает картинки с изображением детей и спрашивает, что они делают («Что делает девочка?»). Если ребенок не отвечает, экспериментатор просит его показать ту или иную картинку (например, ту, где нарисована девочка и т.д.)

Показывает картинки с животными и просит показать одну из них (например, ту, где птичка сидит на дереве).

В случае полной пассивности  ребенка и отказа выполнять инструкции взрослого, картинки убираются, а экспериментатор пытается осуществить с ребенком другие виды деятельности.

По результатам исследования было выявлено: у 3 детей высокий уровень речевого развития, у 4 детей – средний и 10 детей имеют уровень речевого развития ниже среднего, причем все дети владеют пассивной речью в пределах возрастной нормы, и только 2 ребенка из десяти имеют средний уровень развития активной речи, а показатель грамматического строя речи у всех 10 детей имеет низкий уровень. Данные исследования приведены в Таблице 1. Графически результаты представлены в Приложении Б.

Отсутствие активной речи (отсутствие речи вообще или лепетные звуки) на третьем году жизни считается  признаком задержки речевого развития и оценивается как 0 баллов. Если ребенок сам не говорит, но свободно воспроизводит слова взрослого, то это соответствует низкому развитию активной речи и оценивается в 1 балл, при хороших показателях понимания речи взрослого считается признаком нормального развития. Средний и высокий уровни активной речи, свидетельствующие о нормальном и даже высоком уровне развития активной речи ребенка третьего года жизни,  оцениваются в 2 и 3 балла соответственно.

Если у ребенка отсутствуют  реакции на словесное обращения взрослого, ребенок не узнает знакомые предметы по их названиям, то это является признаком задержки речевого развития и уровень развития пассивной речи оценивается как 0 баллов. Низкий уровень понимания речи также свидетельствует об отставании в речевом развитии ребенка, и уровень развития пассивной речи оценивается в 1 балл. Средний и высокий уровни понимания речи означают, что пассивная речь ребенка развита нормально и оцениваются в 2 и 3 балла соответственно.

 

Таблица 1

Результаты диагностики  уровня речевого развития детей данной группы

Имя

Пассивный словарь

Активный словарь

Грамматический строй речи

Средний балл

1.

Алеша

3

2

1

2

2.

Андрей

2

1

0

1

3.

Богдан

3

3

3

3

4.

Борис

3

1

0

1,3

5.

Витя

2

2

2

2

6.

Владлен

2

1

1

1,3

7.

Дима

2

1

0

1

8.

Игорь

2

1

0

1

9.

Максим

2

1

0

1

Средний балл уровня речевого развития у мальчиков

1,5

10.

Алина

2

1

1

1,3

11.

Вероника

2

2

1

1,7

12.

Диана

3

1

1

1,7

13.

Ирина

3

3

3

3

14.

Катя

3

3

3

3

15.

Наташа

3

2

1

2

16.

Оля

3

2

1

2

17.

Рита

2

2

1

1,7

Средний балл уровня речевого развития у девочек

2,1


 

Из Таблицы 1 видно, что  уровень речевого развития у девочек несколько выше, чем у мальчиков. Диаграмма сравнения представлена в Приложении В

Для преодоления влияния  субъективных факторов и проверки полученных данных мы просили оценить экспертов уровень речевого развития детей. Результаты представлены в Таблице 2

Таблица 2

Имя

Экспертная оценка

Средний балл

методист

воспитатель

воспитатель

1.

Алеша

3

4

4

3,7

2.

Андрей

1

2

1

1,3

3.

Богдан

4

5

5

4,7

4.

Борис

2

2

2

2

5.

Витя

3

4

3

3,3

6.

Владлен

2

3

2

2,3

7.

Дима

1

2

1

1,3

8.

Игорь

1

2

1

1,3

9.

Максим

1

2

1

1,3

Средний балл уровня речевого развития у мальчиков

2,3

10.

Алина

2

3

2

2,3

11.

Вероника

3

3

3

3

12.

Диана

2

3

3

2,7

13.

Ирина

5

5

5

5

14.

Катя

4

5

4

4,3

15.

Наташа

3

4

4

3,7

16.

Оля

4

4

4

4

17.

Рита

3

3

3

3

Средний балл уровня речевого развития у девочек

3,5


 

Для проверки достоверности  полученных данных, по результатам диагностики и экспертной оценки, был произведен расчет коэффициент корреляции ( ) для связанных рангов Кендалла (Таблица 3).

Формула расчета  коэффициента корреляции Кендалла:

, где  - коэффициент корреляции,

Р – число совпадений рангов, Q – число инверсий рангов, N – количество опрошенных.

 

Таблица 3

Расчет коэффициента корреляции для связанных рангов Кендалла

имя

Х – ранг по экспертной оценке

Y – ранг по  методике

совпадения

инверсии

13.

Ира

2

1

16

 

3.

Богдан

2

2

15

 

14.

Катя

2

3

14

 

16.

Оля

5,5

4

13

 

1.

Алеша

5,5

5,5

11

 

15.

Наташа

5,5

5,5

11

 

5.

Витя

5,5

7

10

 

11.

Вероника

9

8,5

8

 

17.

Рита

9

8,5

8

 

12.

Диана

9

10

7

 

6.

Владлен

12

11,5

5

 

10.

Алина

12

11,5

5

 

4.

Борис

12

13

4

 

2.

Андрей

15,5

15,5

0

 

7.

Дима

15,5

15,5

0

 

8.

Игорь

15,5

15,5

0

 

9.

Максим

15,5

15,5

0

 

N = 17

     

P= 127

Q= 0


 

 

=0,98 , так как r0,05 =0,48 для N=17, то r0,05, следовательно, корреляция является значимой, и это дает возможность сделать вывод о достоверности полученных нами данных.

По результатам полученных данных мы разделили детей с недостаточным уровнем развития речи на две группы: экспериментальную и контрольную, средний возраст детей и в контрольной и в экспериментальной группе 2 года 2 месяца.

Результаты по группам представлены в Таблицах 4 и 5

Таблица 4

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза