Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
Изучить проблему развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в психолого-педагогических исследованиях.
Раскрыть психологическую сущность речи, этапы ее формирования на ранней стадии онтогенеза.
Определить психолого-педагогические условия успешного речевого развития детей раннего возраста.
Разработать диагностическую программу для определения актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития детей раннего возраста.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты проблемы речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза
1.1 Психологическая сущность речи. Теории развития речи
1.2 Процесс развития речи на ранних стадиях онтогенеза
1.3 Психолого-педагогические условия речевого развития детей раннего возраста
2. Практическое исследование психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста
2.1 Работа на констатирующем этапе исследования
2.2 Работа на формирующем этапе исследования
2.3 Работа на контрольном этапе исследования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Взрослый спрашивает у куклы для чего нужно мыло, Катя не знает, что это и просит ребенка помочь.

Взрослый говорит: «Скажи, для чего нужно мыло?», «Правильно, мыть руки, покажи, как мыть руки мылом». Воспитатель показывает, как мыть руки мылом, а ребенок подражает действию. «Молодец (имя ребенка)», затем просит вымыть руки куклу (изображает действие), ребенок оценивает, как кукла умеет мыть руки (поддерживать, поощрять ребенка на высказывания).  Кукла моет руки и спрашивает, чем ей вытереть руки.

Взрослый с ребенком говорят, что руки вытирают полотенцем.

Взрослый обращается к ребенку: «Где полотенце? Найди  его. Дай кукле полотенце». «Какое полотенце?» «Чистое, пушистое», предлагает потрогать ребенку полотенце.

Взрослый предлагает показать кукле, как вытирать руки полотенцем, показывает, ребенок подражает действиям взрослого.

Воспитатель: «Что же здесь  еще лежит?» «Зубная щетка» «Для чего нужна зубная щетка?», предлагает ответить ребенку.

В конце игры взрослый благодарит ребенка за помощь «Молодец, мы все рассказали и показали Кате».

Взрослый читает:

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое

И зубной порошок

И густой гребешок.

Варианты игры: рассматривать предметы мебели, одежды.

 

Игра: «Оденем Катю на прогулку»

Задачи: расширение пассивного и активного словаря.

Материал: Кукла, Зимняя одежда, санки.

Ход игры:

Воспитатель: Ты любишь гулять? Катя тоже любит гулять, давай поможем  ей одеться!

На улице холодно, что мы с тобой оденем Кате?

А ты в чем сегодня  пришел в садик?

Посмотри, какая у Кати одежда (рассмотреть одежду: теплая кофта, штаны, шапка, шарф, куртка). Можно обыграть ситуацию, что Катя не хочет одеваться, спросить у ребенка, можно ли сегодня идти на улицу в платье.

Взрослый: «Дай мне кофту (другую одежду)».

В процессе одевания куклы  продолжать стимулировать речевую  активность ребенка.

В конце игры Катя благодарит ребенка за помощь (куклу можно  взять с собой на прогулку).

В ходе нашей работы мы использовали различные варианты игры с куклой Катей, начиная от более простых вариантов: покормить Катю, положить ее спать, до более сложных, развернутых вариантов: устроить чаепитие, рассмотреть, обсудить, что купили Кате в магазине и т. д.

В ходе нашей работы возрастала активность детей, дети охотно включались в игры, все чаще сами проявляли инициативу в своих речевых высказываниях.

 

2.3 Работа на  контрольном этапе исследования

 

Для оценки эффективности  проделанной нами работы, было проведено повторное исследование уровня речевого развития детей в экспериментальной и контрольных группах.

На контрольном этапе использовались следующие методики: Методика диагностики развития речи детей раннего возраста25, экспертная оценка уровня развития речи детей воспитателями I младшей группы и методистом дошкольного учреждения.

Результаты исследования приведены в Таблице 7 для экспериментальной группы и в Таблице 8 для контрольной группы, оценки экспертов приведены в Таблице 9 для экспериментальной группы и в Таблице 10 для контрольной группы, в скобках указаны результаты исследования на констатирующем этапе.

Таблица 7

Результаты исследования на контрольном этапе исследования (эксп. группа)

Имя

Пассивный словарь

Активный словарь

Грамматический строй  речи

Средний балл

1.

Андрей

3 (2)

3 (1)

2 (0)

2,7 (1)

2.

Борис

3 (3)

3 (1)

2 (0)

2,7 (1,3)

3.

Максим

3 (2)

2 (1)

2 (0)

2,3 (1)

4.

Алина

3 (2)

3 (1)

2 (1)

2,7 (1,3)

5.

Рита

3 (2)

3 (2)

3 (1)

3 (1,7)

Средний балл

3 (2,2)

2,8 (1,2)

2,4 (0,4)

2,7 (1,26)


 

Таблица 8

Результаты исследования на контрольном этапе исследования (контрол. группа)

Имя

Пассивный словарь

Активный словарь

Грамматический строй  речи

Средний балл

1.

Дима

2 (2)

1 (1)

1 (0)

1,3 (1)

2.

Игорь

3 (2)

2 (1)

1 (0)

2 (1)

3.

Владлен

2 (2)

2 (1)

1 (1)

1,7 (1,3)

4.

Вероника

3 (2)

2 (2)

2 (1)

2,3 (1,7)

5.

Диана

3 (3)

2 (1)

1 (1)

2 (1,7)

Средний балл

2,6 (2,2)

1,8 (1,2)

1,2 (0,6)

1,8 (1,3)


Таблица 9

Результаты исследования на контрольном этапе исследования (эксп. группа)

Имя

Экспертная оценка

Средний балл

методист

воспитатель

воспитатель

1.

Андрей

4

5

4

4,3 (1,3)

2.

Борис

4

5

5

4,7 (2)

3.

Максим

4

4

4

4 (1,3)

4.

Алина

4

5

4

4,3 (2,3)

5.

Рита

5

5

5

5 (3)


 

Таблица 10

Результаты исследования на контрольном этапе исследования (контр. группа)

Имя

Экспертная оценка

Средний балл

методист

воспитатель

воспитатель

1.

Дима

2

3

2

2,3 (1,3)

2.

Игорь

2

3

2

2,3 (1,3)

3.

Владлен

2

3

3

2,7 (2,3)

4.

Вероника

3

3

3

3 (3)

5.

Диана

2

3

3

2,7 (2,7)


 

Проанализировав данные представленные в Таблицах можно  сделать вывод о положительной динамике в развитии речи детей экспериментальной группы (Приложение Г), в контрольной группе видимых изменений не произошло (Приложение Д).

Эффективность проведенной  работы оценим с помощью t-критерия Стъюдента (Таблица 11), путем сравнения выборочных средних величин по полученным баллам в диагностическом исследовании в экспериментальной и контрольной группах, до начала формирующей работы и после ее проведения.

t-критерий Стъюдента рассчитывается по формуле:

, где

- среднее значение переменной  по одной выборке данных,

- среднее значение переменной  по другой выборке данных,

 и  - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

;    ,  где - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке), - выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке),

- число частных значений переменной в первой выборке,

- число частных значений переменной во второй выборке.

 

Таблица 11

 

медиана

мода

n

m2

t-критерий

Экспериментальная группа

2,7

2,7

2,7

0,05

0,23

5

0,01

 

  4,6

Контрольная группа

1,8

2

2

0,14

0,38

5

0,028


 

 

Для заданного числа степеней свободы:

+ -2 = 8 на уровне  вероятности допустимой ошибки 0,01 критическое значение t-критерия равно 3,36, расчетный t-критерий равен 4,6, следовательно, после проведенной нами работы мы получили статистически достоверные различия в экспериментальной и контрольной группах, на уровне значимости 0,01.

Таким образом, мы можем констатировать, что эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста обеспечивается индивидуальной работой с каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей развития, через вовлечение ребенка в активную речевую и игровую деятельность и наша гипотеза нашла свое подтверждение.

На основании проведенной  работы мы разработали рекомендации родителям по развитию речи малышей.

Рекомендации родителям:

  • Регулярно читайте малышу вслух детские потешки, считалки, стишки с часто повторяющимися фразами, сказки, книжки с картинками.
  • По ходу чтения задавайте ребенку вопросы, на которые нельзя просто ответить указанием, просите его, ответить вам, поощряйте его высказывания.
  • Используйте каждую возможность для общения: разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы, просите отвечать на свои вопросы, обязательно отвечайте на вопросы вашего малыша.
  • Поощряйте проявления речевой деятельности вашего ребенка.
  • Разрешайте ребенку свободно пользоваться карандашами, бумагой, поощряйте его занятия творчеством.
  • Устраивайте ребенку во время прогулок экскурсии по городу.
  • Обязательно обсуждайте увиденное во время прогулки, и после.
  • Создайте дома спокойную, доброжелательную обстановку, будьте терпеливы.
  • Помните! Если родители много разговаривают со своим малышом, читают ему книги и адекватно реагируют на его речь, то ребенок быстрее овладевает языком.

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Цель работы состояла в том, чтобы на основе психологических, психолого-педагогических знаний разработать программу по исследованию и развитию речи детей раннего возраста.

Объектом нашего исследования выступал процесс развития речи детей раннего возраста.

Предметом исследования были психолого-педагогические условия  развития речи на ранних стадиях онтогенеза.

Гипотеза исследования состояла в том, что эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста обеспечивается индивидуальной работой с каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей развития, через вовлечение ребенка в активную речевую и игровую деятельность.

Проведенный теоретический  анализ по проблеме показал, что развитие речи зависит от врожденных факторов, процесса созревания центральной нервной системы, и от воздействия психосоциальной среды.

Процесс становления и развития речи испытывает влияние многочисленных факторов, но решающую роль играют коммуникативные факторы. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Развивающая работа должна строиться на базе личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, через создание среды, способствующей стимуляции и развитию речевой деятельности ребенка, при предоставлении определенной свободы в выборе вида деятельности самому ребенку и с обязательным участием взрослого.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза