Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
Изучить проблему развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в психолого-педагогических исследованиях.
Раскрыть психологическую сущность речи, этапы ее формирования на ранней стадии онтогенеза.
Определить психолого-педагогические условия успешного речевого развития детей раннего возраста.
Разработать диагностическую программу для определения актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития детей раннего возраста.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты проблемы речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза
1.1 Психологическая сущность речи. Теории развития речи
1.2 Процесс развития речи на ранних стадиях онтогенеза
1.3 Психолого-педагогические условия речевого развития детей раннего возраста
2. Практическое исследование психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста
2.1 Работа на констатирующем этапе исследования
2.2 Работа на формирующем этапе исследования
2.3 Работа на контрольном этапе исследования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

3

1.Теоретические аспекты  проблемы речевого развития детей  на ранних    стадиях онтогенеза

6

1.1 Психологическая сущность  речи. Теории развития речи 

6

1.2 Процесс развития  речи на ранних стадиях онтогенеза 

13

1.3 Психолого-педагогические условия речевого развития детей раннего       возраста

19

2. Практическое исследование  психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста

25

2.1 Работа на констатирующем этапе исследования

25

2.2 Работа на формирующем  этапе исследования

35

2.3 Работа на контрольном  этапе исследования

41

Заключение

46

Глоссарий

48

Список использованных источников

51

Приложение А

54

Приложение Б

56

Приложение В

57

Приложение Г

58

Приложение Д

59


 

Введение 

 

Речевое развитие на ранних этапах онтогенеза занимает центральное место, так как все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. И данный возрастной период считается наиболее сензитивным именно для речевого развития ребенка. От степени развития, прежде всего речевого, будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе, кругу сверстников и в дальнейшей – взрослой жизни.

В психологии много внимания уделяется изучению механизмов речи, основным этапам ее развития, изучению факторов, влияющих на развитие речи в раннем возрасте, изучались виды и причины речевых нарушений.

В отечественной науке  проблемой речевого развития детей в разное время занимались: Выготский Л.С., Лурия А.Р., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Лисина М.И., Смирнова Е.О., Соловьева Л.Г., Швачкин Н.Х. и другие.

В зарубежной науке исследованием  развития речи у детей занимались: В.Штерн, А.Валлон, Л.Блум, Р.Браун, Э.Бейтс, Л.Фенсон, Р.Сколлон, А.Ферналд и др.

Данная тема была выбрана  не случайно. В последние годы все  чаще отмечается факт увеличения числа детей с теми или иными нарушениями речи, так например Безруких М.М. отмечает, что несформированность речи встречается почти у 60 % первоклассников, а ведь известно, речевое развитие – это ведущий компонент развития, определяющий успешность обучения.

Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в психолого-педагогических исследованиях.
  2. Раскрыть психологическую сущность речи, этапы ее формирования на ранней стадии онтогенеза.
  3. Определить психолого-педагогические условия успешного речевого развития детей раннего возраста.
  4. Разработать диагностическую программу для определения актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития детей раннего возраста.
  5. По результатам практического исследования определить психолого-педагогические условия, разработать рекомендации и провести работу по развитию речи с детьми раннего возраста.

Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития речи на ранних стадиях онтогенеза.

Гипотеза исследования: повысить эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста возможно при индивидуальной работе с каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей развития, через вовлечение ребенка в активную речевую и игровую деятельность.

Методы исследования: для реализации сформулированных целей и задач, проверки гипотезы исследования был применен комплекс исследовательских методов, включающий в себя:

  • Методы теоретического анализа (анализ общепсихологической, возрастной, психолого-педагогической, логопедической научной и методической литературы).
  • Неэкспериментальные диагностические методы (методы: наблюдение, беседа, опрос).
  • Диагностические методики (методика диагностики развития речи детей раннего возраста; экспертная оценка уровня развития речи детей воспитателями I младшей группы и методистом дошкольного учреждения).

Исследование проводилось на базе одного из МДОУ г. Охи Сахалинской области. В исследовании принимали участие дети I- ой младшей группы.

 Практическая значимость определяется возможностью применения полученных в исследовании результатов психологом, воспитателями дошкольного учреждения в работе по эффективному развитию речи детей раннего возраста.

Работа состоит из двух глав. Первая глава содержит теоретический анализ психологической сущности речи и различных аспектов развития речи детей на ранней стадии онтогенеза. Вторая глава представлена практическим исследованием по данной проблеме, включая анализ экспериментальных данных. Работа завершается выводами.

В ходе исследования для подготовки данной работы была использована учебная и научная литература по общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, были использованы материалы, опубликованные в периодической печати.

 

1.Теоретические аспекты  проблемы речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза

 

    1. Психологическая сущность речи. Теории развития речи

 

Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком.

Язык – это исторически  сложившаяся у отдельного народа или народности система средств  общения, система лексических и  грамматических форм, их изменений и сочетаний.

Язык – это система  средств общения людей друг с  другом, способов выражения мысли, система  знаков, служащая средством человеческого  общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, сохранения и передачи от поколения к поколению информации.

Слово является разновидностью знака, объективным свойством которого является значение слова.

Значение слова – отношение знака (слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании1.

Слово наряду со значением обладает личностным смыслом. Если значение объединяет в себе социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.

Личностный смысл слова  – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет или явление в системе деятельности человека.

Язык необходим людям, как для непосредственного общения, так и для сохранения опыта многих поколений. Вне языка не существует речи, но и язык не существует без речи. Если люди перестают пользоваться языком – он «умирает», примером таких языков могут служить: латынь, древнегреческий, древнеславянский языки. Но речь и язык это не тождественно равные понятия. Развитие языка происходит в общественно-исторических условиях, а речь развивается в условиях непосредственного общения.

Речь – сложившаяся  исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей  форма общения, опосредованная языком.

Речь – система  используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации2.

Речь тесно связана  с мышлением. Человек с помощью  речи выражает свои мысли, воспринимает мысли других, сам думает словами. Неразрывная связь речи и мысли представлена в значении слова, которое не просто называет те или иные предметы или явления, а выделяет в этих предметах и явлениях определенные признаки, по которым происходит процесс обобщения.

Функции речи3:

    • Сигнификативная функция. Проявляется в том, что у человека со словом связано представление о предмете или явлении и взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Таким образом, сигнификативная функция речи устанавливает связь слова со всеми образами сознания.
    • Функция обобщения. Заключается в том, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Функция обобщения тесно связано с мышлением. Возможность фиксировать в речи как психическом явлении образ внешнего мира, обозначать и закрепить его словом является основой существования сознания.
    • Коммуникативная функция (передачи информации). Данная функция состоит в том, что с помощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности. В коммуникативной функции выделяются три стороны: информационная (передача знаний), выразительная (передача чувств и отношений говорящего к предмету сообщения), волеизъявительная (направлена на то, чтобы с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонацией побудить слушателей к действию).

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Звуки и начертания слов, первоначально для человека являются нейтральными раздражителями и только в процессе повторного их сочетания с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств, становятся условными речевыми раздражителями.

Слова, являющиеся условными  раздражителями в устной речи, состоят  из звуков, имеющих сложное физическое строение. В них различают частоту колебания воздушных звуковых волн, амплитуду колебаний и их форму, представляющую собой характерное сочетание основного тона речевого звука и сопровождающих его обертонов. Частота колебания воздушных волн воспринимается как высота звука, их амплитуда – как сила или громкость звука, а форма колебаний – как тембр звука.

Различают периферический и центральный механизмы речи. Произношение звуков обеспечивается периферическими  механизмами – функцией голосовых  связок, органов речевой артикуляции  и дыхания. В регулировании и  управлении речью принимают участие  центральные механизмы, главным образом различные отделы коры больших полушарий головного мозга. Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами (двигательный, слуховой, зрительный), тесно взаимодействующими друг с другом, и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы. Деятельность второй сигнальной системы всегда означает согласованную работу слухоречевого, зрительно-речевого и речедвигательного аппаратов.

 

Различают следующие  виды речи4:

    • Внешняя речь (устная и письменная).
    • Внутренняя речь.

Устная (экспрессивная) речь – это речь, произносимая вслух, служит целям общения.

В экспрессивной речи наиболее четко проявляется уровень  речевого и интеллектуального развития человека. Показателями развития речи являются активный и пассивный словари.

Активный словарь –  запас слов, который употребляет  человек в своей речи.

Пассивный словарь –  запас слов, которыми человек может  сам и не пользоваться в общении  с людьми, но способен понять в чужой  речи.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, то есть разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Вторая разновидность  устной речи – монолог.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное  изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, бале строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем  устная монологическая речь. Развитие письменной речи неразрывно связано с развитием самого речевого процесса.

Внутренняя (импрессивная) речь – это особый вид речевой  деятельности, выступает как фаза планирования в практической и теоретической  деятельности. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее место внутренней речи отведено и в самосознании человека, в регулировании поведения.

Значение и смысл  внутренней речи определяются речевым  опытом человека в общении с другими  людьми. В связи с тем, что внутренняя речь не служит общению, она может быть значительно сокращенной, несколько другой структуры, чем экспрессивная речь, в ней большую роль играют чувственные представления.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза