Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
Изучить проблему развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в психолого-педагогических исследованиях.
Раскрыть психологическую сущность речи, этапы ее формирования на ранней стадии онтогенеза.
Определить психолого-педагогические условия успешного речевого развития детей раннего возраста.
Разработать диагностическую программу для определения актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития детей раннего возраста.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты проблемы речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза
1.1 Психологическая сущность речи. Теории развития речи
1.2 Процесс развития речи на ранних стадиях онтогенеза
1.3 Психолого-педагогические условия речевого развития детей раннего возраста
2. Практическое исследование психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста
2.1 Работа на констатирующем этапе исследования
2.2 Работа на формирующем этапе исследования
2.3 Работа на контрольном этапе исследования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Результаты исследования в экспериментальной группе

Имя

Пассивный словарь

Активный словарь

Грамматический строй  речи

Средний балл

Эксперт. оценка,

сред. балл

1.

Андрей

2

1

0

1

1,3

2.

Борис

3

1

0

1,3

2

3.

Максим

2

1

0

1

1,3

4.

Алина

2

1

1

1,3

2,3

5.

Рита

2

2

1

1,7

3

Средний балл

2,2

1,2

0,4

1,26

1,96


 

 

Таблица 5

Результаты исследования в контрольной группе

Имя

Пассивный словарь

Активный словарь

Грамматический строй  речи

Средний балл

Эксперт. оценка,

сред. балл

1.

Дима

2

1

0

1

1,3

2.

Игорь

2

1

0

1

1,3

3.

Владлен

2

1

1

1,3

2,3

4.

Вероника

2

2

1

1,7

3

5.

Диана

3

1

1

1,7

2,7

Средний балл

2,2

1,2

0,6

1,3

2,12


 

С помощью t-критерия Стъюдента, путем сравнения выборочных средних величин по полученным баллам в диагностическом исследовании в экспериментальной и контрольной группах мы проверили различия в группах на статистическую значимость. Расчеты представлены в Таблице 6.

t-критерий Стъюдента рассчитывается по формуле:

, где 

- среднее значение переменной  по одной выборке данных,

- среднее значение переменной  по другой выборке данных,

 и  - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

; , где - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке), - выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке),

- число частных значений переменной в первой выборке,

- число частных значений переменной во второй выборке.

 

Таблица 6

 

медиана

мода

n

m2

t-критерий

Экспериментальная группа

1,26

1,3

1

0,07

0,27

5

0,014

 

0,211

Контрольная группа

1,3

1,3

1

0,11

0,3

5

0,022


 

 

Для заданного числа степеней свободы:

+ -2 = 8 на уровне  вероятности допустимой ошибки 0,01 критическое значение t-критерия равно 2,31, расчетный t-критерий равен 0,211, следовательно, на констатирующем этапе исследования статистически значимых различий в группах нет, на уровне значимости 0,05

 

2.2 Работа на  формирующем этапе исследования

 

На формирующем этапе  исследования с детьми экспериментальной  группы мы проводили следующие индивидуальные занятия:

    1. На протяжении 6 недель, каждый день, по 7 – 10 минут читали ребенку сказки в режиме диалогового чтения24, стимулируя и поощряя речевые высказывания детей, по ходу чтения задавались вопросы, на которые ребенок не мог ответить только простым указанием. Примеры вопросов: «Как это называется?», «Что здесь нарисовано?», «Что он делает?» и т. д.
    2. Проводились игры по развитию речи (используемые нами игры приводятся ниже), первые 4 недели игры проводились с каждым ребенком индивидуально, в последующие недели мы проводили совместные игры с 2 – 3 детьми.

Дети, составляющие контрольную  группу, находились в той же самой  группе детского сада, что и дети из экспериментальной группы, но с ними проводилась обычная работа по воспитательно-образовательному плану воспитателями группы.

Речевые игры и упражнения – одно из важнейших средств развития ребенка. Их содержание, эмоциональная форма проведения способствуют проявлению детской непосредственности, активности и самостоятельности.

Речевые игры в значительной мере стимулируют инициативные высказывания детей, что является показателем не только умственного и речевого развития, но и развития личности в целом.

В играх создается  наиболее благоприятная ситуация для  индивидуального подхода к детям.

Условия для развивающих  игр:

    • Использование игр с учетом индивидуальных особенностей, так как динамика развития детей раннего возраста различна.
    • Постепенное усложнение игр от возраста к возрасту по задачам, содержанию и способам взаимодействия взрослого с ребенком с опорой на зону актуального развития и ориентирования на зону ближайшего развития детей.
    • Подбор материала, позволяющего решать во взаимосвязи задачи сенсорного, речевого и умственного развития ребенка.
    • Размещение игрового материала в пространстве свободной деятельности для побуждения самостоятельности детей и инициативных действий.
    • Эмоциональное развивающее общение взрослого с ребенком, содержательное и постепенно усложняющееся их взаимодействие в процессе игр.
    • Повторяемость игр и упражнений с внесением определенных изменений.

Подбор игр для работы на формирующем этапе исследования осуществлялся в соответствии с задачами нашей работы.

Задачи на формирующем  этапе исследования:

    • Развивать у ребенка потребность в общении.
    • Расширять пассивный словарь.
    • Активизировать самостоятельную речевую активность ребенка.
    • Расширять активный словарь ребенка.

Игра: «К нам пришел заяц»

Задачи:

Упражнять называть игрушки  и их части.

Побуждать к эмоциональному отклику и инициативной речи

Материал: заяц, мишка, кошка

Ход игры:

Взрослый: «Посмотри (имя  ребенка), кто к нам в гости пришел. Хороший зайчик? Поздоровайся с зайкой. Откуда ты к нам прибежал? – Из леса».

Взрослый читает стихотворение:

Жил был зайчик, длинные  ушки

Отморозил зайчик носик  на опушке,

Отморозил хвостик и  поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно

Волка нет

И дают морковку на обед.

(во время рассказа  гладит зайца, теребит ушки)

Взрослый спрашивает: «(имя ребенка) угостим зайца морковкой?»

(морковь приготовлена  заранее).

Взрослый просит ребенка  дать зайцу морковь «(имя ребенка) принеси морковку, дай зайцу, скажи: на заяц – ешь» (дают морковь зайцу).

 «Скажем, ешь заяц». 

Заяц благодарит «Спасибо (имя ребенка), ты хороший мальчик (девочка)»

Можно зайца пожалеть, погладить, показать и назвать части  тела зайца (лапы, хвост, уши и т. д.).

Взрослый:

Сидит, сидит зайка,

Сидит, сидит белый.

Ушки жмет, ушки жмет.

Взрослый говорит: «Заяц  что-то хочет сказать» (изображает разговор с зайцем) «Он говорит, что нашел  красивую коробку, но не может ее открыть»

Обращается к ребенку: «Давай поможем зайке открыть коробку и посмотрим, что там лежит» (вместе с ребенком открывает коробку).

«Что лежит в коробке?»  «Что здесь?» «Игрушки» «Возьми  игрушку, что ты взял?» (стимулировать  ребенка на ответ). «Назови игрушку, что ты взял?» «Мишку», «Красивый  мишка, большой» «Давай погладим мишку» «Давай позовем мишку к нам» «Иди, иди мишка к нам» взрослый теребит уши, лапы, голову у мишки, спрашивает: «Что это у мишки», просит назвать, показать, хлопает его лапами, спрашивает: «Что делает мишка?» «Хлопает лапами, радуется, что в гости к нам пришел».

Если ребенку интересно  можно продолжить рассматривать  другие игрушки, можно поиграть с  игрушками, покормить, поискать такие же игрушки в группе.

В конце игры попрощаться  с зайцем, мишкой, другими игрушками, пригласить их в гости «Приходите к нам еще».

Игра: «К нам пришел Петрушка».

Задачи:

Обогащать представление  об овощах их признаках и назначении.

Расширять и обогащать  словарь: помидор (красный, круглый, вкусный), морковка (красная, сладкая), огурец (зеленый  длинный).

Закреплять понимание собирательного слова (существительного: овощи).

Развивать умение слушать  и отвечать на вопросы.

Материал: Петрушка, овощи (морковь, помидор, репа) в чудесном мешочке.

Ход игры: неожиданно появляется Петрушка: «Здравствуй (имя) я к тебе пришел, мешочек вот нашел (показывает мешочек), мешочек интересный, чудесный, помоги мне, пожалуйста, узнать, что там лежит».

Взрослый:

«Посмотрим (имя) что там  за чудо такое, в чудесном мешочке», достает морковку.

«Вот это чудо!»  «Что это?» «Какая морковка?» дает возможность высказаться ребенку, поддерживает, помогает, стимулирует к ответам «А ты любишь морковку?» «Какая она?» помогает ответить «Морковка вкусная, сладкая».

Также рассматриваются  другие овощи.

Далее взрослый обращается к Петрушке: «Петрушка, загадку (имя ребенка) загадай».

Петрушка загадывает загадку: «Мой мешочек чудесный, потрогай, что там лежит, угадай».

Взрослый: «Я могу показать, как загадку отгадать» показывает, как на ощупь отгадать, что взял, затем действие выполняет ребенок. Обязательно спросить у него: «Что ты нашел?» (огурец, помидор, морковь).

Петрушка просит: «Отгадал загадку, дай мне, пожалуйста, отгадку» при необходимости  взрослый помогает сказать: «Петрушка возьми (на) морковку».

Когда все будет собрано, взрослый спрашивает у Петрушки: «Для чего ему нужны овощи, что он будет делать?».

Петрушка просит помочь ему ответить.

Петрушка благодарит ребенка, прощается с ним.

Взрослый с ребенком приглашают Петрушку приходить еще.

Варианты игры: Петрушка может принести игрушки, фрукты.

Игра: «Это что и для чего»

Задачи:

Вызывать речевую активность ребенка.

Закреплять представления  о функциональном назначении предметов.

Поддерживать и поощрять инициативу ребенка.

Материал: кукла, принадлежности для умывания: мыло, полотенце, зубная щетка.

Ход игры:

Взрослый приглашает ребенка поиграть, садится за столик, где уже сидит кукла, вдруг  кукла обращает внимание на то, что  под салфеткой что-то лежит (предметы заранее приготовлены и накрыты  салфеткой).

Кукла спрашивает: «Это что  и для чего?».

Взрослый предлагает ребенку помочь кукле узнать, что лежит под салфеткой.

Взрослый, поочередно достает из-под салфетки предметы, показывает предметы для умывания: мыло, полотенце, зубную щетку. Спрашивает: «Что это?», «Какое мыло (красивое, душистое)?». Предлагает ребенку понюхать, потрогать мыло,  и сказать какое мыло, поддерживает ребенка в его речевых высказываниях.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза