Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
Изучить проблему развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза в психолого-педагогических исследованиях.
Раскрыть психологическую сущность речи, этапы ее формирования на ранней стадии онтогенеза.
Определить психолого-педагогические условия успешного речевого развития детей раннего возраста.
Разработать диагностическую программу для определения актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития детей раннего возраста.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты проблемы речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза
1.1 Психологическая сущность речи. Теории развития речи
1.2 Процесс развития речи на ранних стадиях онтогенеза
1.3 Психолого-педагогические условия речевого развития детей раннего возраста
2. Практическое исследование психолого-педагогических условий развития речи детей раннего возраста
2.1 Работа на констатирующем этапе исследования
2.2 Работа на формирующем этапе исследования
2.3 Работа на контрольном этапе исследования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

Бурное развитие предметной деятельности после 1,5 лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.

К двум годам словарный  запас ребенка составляет около 300 – 400 слов, к 2,5 годам словарный запас увеличивается до 600 слов, а к 3 годам он увеличивается до 1000 – 1500 слов, причем встречаются все части речи.

К концу третьего года жизни ребенка в его речи встречаются  слова с обобщающим значением, хотя по своему содержанию и отличающиеся от значений взрослого. Ребенок строит обобщения на основе своего личного опыта, а не на основе существенных признаков.

Главное достижение на данном этапе речевого развития состоит  в том, что развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция  речи.

Усвоение ребенком грамматического  строя речи начинается на втором году жизни.

В возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функции целого предложения. В это время дети часто комбинируют одно слово с жестом, создавая «двухсловное сообщение» перед тем как они действительно начнут объединять два слова вместе. Лингвисты называют такие сочетания слова и жеста – холофразами.

Между 1 годом 6 месяцами и 1 годом 10 месяцами появляются первые двухсловные предложения. После 1 года 10 месяцев ребенок начинает употреблять предложения, состоящие из более чем двух слов, в них он включает свое имя.

В 2 – 3 года быстро растет количество предложений, члены которых согласуются между собой, первоначально с помощью флексий, а затем служебных слов (союзов, предлогов, наречий).

В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу второго года жизни понимание речи взрослого основывается на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями и действиями. Ребенок понимает название предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки.

Поведение ребенка начинает подчиняться словесной инструкции взрослого, в связи с чем, складываются элементы произвольности.

Важнейшим достижением  в понимании и развитии речи является овладение слушанием. В возрасте от 1 до 3 лет интенсивно формируется  речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок начинает понимать содержание небольших по объему литературных текстов, непосредственно связанных с его опытом или ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания.

Таким образом, в раннем возрасте ребенок постепенно познает тот факт, что все в мире имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к достижениям предметной и духовной культуры. Для ребенка речь становится не только незаменимым средством общения, но так же занимает важное место в развитии мышления и саморегуляции поведения.

 

    1. Психолого-педагогические условия речевого развития детей раннего

возраста

 

Речь является чисто социальным приобретением человечества. Она возникла лишь тогда, когда людям потребовалось договориться друг с другом. Поэтому маленький ребенок овладевает речью лишь в том случае, если она выполняет свою социальную функцию – функцию общения16.

Развивающая работа с  детьми на ранних стадиях онтогенеза должна строиться с учетом ведущих мотивов и потребностей данного возраста, актуальных и потенциальных возможностей ребенка.

Так, для детей от 0 до 6 месяцев:

  • Основная форма общения – ситуативно-личностная,
  • основные потребности ребенка: внимание и доброжелательность взрослого,
  • ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым,
  • основные мотивы общения – личностные,
  • основные средства общения – экспрессивно-мимические.

Для детей от 1 года до 3 лет:

  • основной формой общения является ситуативно-деловое общение,
  • основные потребности ребенка: сотрудничество со взрослым,
  • мотивы общения – деловые,
  • ведущая деятельность для детей от 6 месяцев до 1 года – ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка,
  • ведущая деятельность от 1 года до 3 лет – предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве с взрослыми.

Речевое развитие ребенка  начинается с первых дней его жизни. На первых порах важны не столько содержание обращенной к ребенку речи, сколько ее мелодичность, тональность, ритмичность, интонационные характеристики. Доброжелательное, заботливое отношение к ребенку со стороны матери или другого значимого лица, эмоционально-положительная речь, адресованная ребенку – достаточные факторы развития речевого процесса на данном возрастном этапе.

В дальнейшем усилия взрослого  должны быть направлены на удовлетворение потребности младенца в движениях, эмоциональном насыщении, в предметной новизне, на обеспечение развития функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, на развитие подражания и эмоционального общения, на активизацию лепета. При этом необходимо помнить, что на каждом этапе процесс становления и развития речи испытывает влияние многочисленных факторов, но решающую роль играют коммуникативные факторы. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней17.

Задачами речевого развития на данном возрастном этапе являются:

    • Установление контактов с ребенком посредствам эмоционального общения. Удовлетворение потребностей малыша в общении со взрослым на первом году жизни – это основа его последующего физического и психического развития.
    • Развитие способности к слуховой и зрительной сосредоточенности.
    • Развитие ответных голосовых реакций ребенка.

Ранний опыт ребенка  создает тот фон, который ведет к развитию навыков речи, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и к людям, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

На этапе раннего  детства, в связи с изменением ведущих мотивов общения и  ведущей деятельности ребенка необходимо создавать условия для формирования у него познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональности. В процессе взаимодействия с ребенком необходимо знакомить малыша со структурой предметного действия, обогащать его сенсорный опыт, постепенно формируя у ребенка способности к замещению в процессе использования предметов.

С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст от 1 года до 3 лет требует наибольшего внимания в плане предоставления возможностей для полноценного психического развития ребенка, использование или неиспользование которого может иметь серьезные последствия. Данный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие.

Задачи речевого развития детей первого года жизни:

    • Развитие потребности в общении
    • Совершенствование понимания речи и становления самостоятельной речи.

Задачи речевого развития детей третьего года жизни:

    • Развивать речь как средство общения.
    • Формировать интерес к активному взаимодействию с взрослыми и другими детьми.
    • Поддерживать стремление к активности, позицию «Я- сам».
    • Поощрять стремление ребенка по собственной инициативе, включаться в рассказ.

Развивающая работа с  детьми этого возраста должна строиться  с учетом следующих факторов:

    • Ребенку этого возраста трудно удерживать внимание в течении даже небольшого промежутка времени, особенно если игра, затеянная взрослым, не столько интересна, сколько полезна для ребенка.
    • Ребенок не всегда понимает обращенную к нему речь и часто не в состоянии ответить на вопрос.
    • У ребенка данного возраста, в общем, пока мало умений и навыков, на которые можно опереться при организации развивающих занятий.

Как отмечает И.В.Дубровина, раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению, это, прежде всего развитие психических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях18.

Развивающая работа с  детьми должна строиться на следующих принципах19:

    • Общение взрослого с ребенком должно быть личностно-ориентированным, стимулирующим и целенаправленным.
    • При организации совместной деятельности необходимо опираться на актуальный уровень развития, но при этом задания подбирать, ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка.
    • Используемые в работе стимулы должны носить полимодальный характер.
    • Любые совместные действия с ребенком необходимо сопровождать речевыми комментариями, сопутствующими собственным действиям взрослого и пассивным или активным действиям ребенка. Также взрослому следует наладить визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности.
    • В ходе совместных занятий с ребенком, необходимо учитывать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкретного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения.

Главным механизмом полноценного психического и личностного развития ребенка является его собственная  активность, на разных возрастных этапах те или иные виды активности ребенка выступают в качестве ведущих. Так, в период младенчества – это ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях манипулятивных действий с предметами (направленная на познание свойств предметов) и общения с взрослым, в период раннего детства – это предметная деятельность (направлена на постижение функций предметов).

Социокультурное окружение и предметно развивающая среда20 являются теми факторами, которые способны обогатить или наоборот затормозить психическое развитие ребенка. Требования, предъявляемые к данным факторам, опираются на представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего возраста. Предметно развивающая среда должна учитывать интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, а также задачи развивающего воздействия.

Предметно развивающая среда – это система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности и становление личности ребенка, включающая в себя ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного развития ребенка: природная среда, физкультурно-игровые и оздоровительные объекты, музыкально-театральная среда, предметно-игровая среда.

Для выполнения своего основного назначения – создание условий для полноценного развития ребенка, предметно развивающая среда должна удовлетворять следующим требованиям: соответствовать возрастным возможностям ребенка, быть для него неисчерпаемой, информативной, соответствовать направленности содержания воспитательного процесса, быть системной.

Таким образом, развивающая  работа с детьми раннего возраста должна включать в себя: создание предметно  развивающей среды, способствующей стимулированию и развитию деятельности ребенка, предоставление ребенку определенной свободы в выборе деятельности и обязательное участие взрослого в деятельности ребенка.

 

 

 

 

2. Практическое исследование  психолого-педагогических условий

развития речи детей раннего возраста

 

2.1 Работа на  констатирующем этапе исследования

 

Исследование проводилось на базе одного из МДОУ.

Цель исследования: определение  психолого-педагогических условий  развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза.

Задачи практического  исследования:

    1. Разработать диагностическую программу для определения актуального уровня и зоны ближайшего речевого развития детей раннего возраста.
    2. По результатам практического исследования определить психолого-педагогические условия, разработать рекомендации и провести работу по развитию речи с детьми раннего возраста.
    3. Провести анализ эффективности проделанной работы.

Объект исследования: процесс развития речи детей раннего  возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития речи на ранних стадиях  онтогенеза.

Гипотеза исследования: повысить эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста возможно при индивидуальной работе с каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей развития, через вовлечение ребенка в активную речевую деятельность.

Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики: Анкета для родителей, направленная на получение информации о ребенке21, Методика диагностики развития речи детей раннего возраста22, экспертная оценка уровня развития речи детей воспитателями I- ой младшей группы и методистом дошкольного учреждения (критерии экспертной оценки представлены в Приложении А), метод наблюдения.

В исследовании принимали  участие дети I- ой младшей группы (возраст 2 года 2 месяц – 2 года 4 месяца), всего 17 человек.

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза