Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

Работа содержит 1 файл

диплом Олеся.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

     5. При исследовании половой дифференциации межличностных отношений школьников экспериментальной группы нами были выявлены взаимосвязи между мальчиками и девочками, которые можно назвать взаимной симпатией, также в группе наблюдаются явления «неразделенной любви»: в большинстве случаев мальчики выбирают девочек. Замечено также, что в группе девочек существует один «лидер» (это член группы номер 1) и трое «отверженных»- это члены группы номер 9, 11 и 20. В группе мальчиков- 2 «лидера» (это члены группы номер 10 и 19) и нет отверженных ребят.

     Сравнивая коммуникативные способности испытуемых, их личностные особенности и статусное  положение в коллективе можно утверждать, что подростки, имеющие высокий уровень коммуникативных способностей занимают более благоприятное статусное положение в коллективе, чем дети, имеющие низкий уровень коммуникативных способностей.

     Сравнение уровней коммуникативных способностей и статусов испытуемых в группе представлено в таблице 4.

Таблица 4

Сравнение коммуникативных  способностей и статусов учеников на констатирующем этапе эксперимента

Код    испытуемого Уровень

коммуникативных

способностей

Статус
1 Алина Р. 5 (очень высокий) 0.26
2 Аюна Н. 3 (средний) 0
3 Баир Ж. 3 (средний) 0.21
4 Ваня О. 3 (средний) -0.1
5 Ваня П. 2 (ниже среднего) -0.16
6 Василиса А. 3 (средний) 0.16
 

     Продолжение таблицы 4

7 Вера М. 5 (очень высокий) 0.21
8 Даша О. 3 (средний) 0.21
9 Ира В. 2 (ниже среднего) -0.05
10 Кеша Б. 4 (высокий) 0.32
11 Настя Б. 2 (ниже среднего) -0.5
12 Ринчин Д. 3 (средний) 0.16
13 Сарюна В. 3 (средний) 0.21
14 Саша П. 3 (средний) 0.16
15 Света К. 3 (средний) 0.16
16 Света Р. 3 (средний) 2.2
17 Ульяна Я. 4 (высокий) 0.16
18 Чингис С. 4 (высокий) 0.16
19 Шухрат А. 5 (очень высокий) 0.26
20 Эржена Ж. 1 (низкий) -0.4

     Сопоставляя статусные положения детей исследуемой  группы с присущими им уровнями коммуникативных  способностей, можно сделать следующие выводы:

  • ученики из благоприятной статусной группы (лидеры и предпочитаемые)  имеют преимущественно очень высокий, высокий и средний уровни коммуникативных способностей;
  • ученики из неблагоприятной статусной группы (принебрегаемые и отверженные) имеют преимущественно средний, ниже среднего и низкий уровни коммуникативных способностей.

     Соотношение статусного положения детей в  группе с присущим им уровнем коммуникативных  способностей, можно увидеть на рисунке 4.

Рис. 4. Соотношение статусного положения детей в группе с присущим им уровнем коммуникативных способностей

     Таким образом, полученные на констатирующем этапе исследования результаты эксперимента подтверждают, что на уровень межличностных  отношений подростков в первую очередь  влияют коммуникативные способности и личностные особенности испытуемых. 

3.2. Представление и анализ результатов контрольного этапа эксперимента 

     По  окончании формирующего этапа эксперимента - комплекса коррекционно-развивающих занятий по профилактике и разрешению межличностных проблем в группе проведен контрольный этап эксперимента.

     Задача  контрольного этапа эксперимента - выявить влияние используемой коррекционно-развивающей  программы на:

  • повышение социометрических статусов испытуемых в группе,
  • повышение уровня благополучия взаимоотношений в группе (УБВ),
  • снижение индекса изолированности (ИИ) в группе,
  • эффективность коммуникативных способностей испытуемых, которые могут повышаться в ходе проведения программы.

     Контрольный этап эксперимента состоял из двух серий:

     1. социометрическая процедура, направленная на изучение социальных взаимодействий в группе после проведения коррекционно-развивающей программы;

     2. методика КОС-1, направленная на  изучение коммуникативных способностей  после проведения коррекционно-развивающей  программы.

     Изучение  личностных особенностей после проведения коррекционно-развивающей работы не проводились, так как коррекционная  работа в таком объеме на личностный фактор существенного влияния не оказывает.

     Данные, полученные в первой серии эксперимента в исследуемой группе, отражены в таблице 5.

      Таблица 5

      Показатели  уровня коммуникативных способностей в группе на контрольном этапе эксперимента

Код

испытуемого

Оценка Уровень коммуникативных    способностей
1 Алина Р. 5 Очень высокий
2 Аюна Н. 4 Высокий
3 Баир Ж. 4 Высокий
4 Ваня О. 3 Средний
5 Ваня П. 3 Средний
6 Василиса А. 4 Высокий
7 Вера М. 5 Очень высокий
8 Даша О. 3 Средний
9 Ира В. 4 Высокий
10 Кеша Б. 4 Высокий
11 Настя Б. 2 Ниже среднего
 

      Продолжение таблицы 5

12 Ринчин Д. 3 Средний
13 Сарюна В. 4 Высокий
14 Саша П. 3 Средний
15 Света К. 3 Средний
16 Света Р. 3 Средний
17 Ульяна Я. 5 Очень высокий
18 Чингис С. 4 Высокий
19 Шухрат А. 5 Очень высокий
20 Эржена Ж. 2 Ниже среднего

     Таким образом, при изучении коммуникативных  способностей в группе после проведения коррекционной программы, выделяются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий: отсутствует; ниже среднего: 2 чел. (10 %); средний: 7 чел. (35 %); высокий: 7 чел. (35 %); очень высокий: 4 чел. (20 %).

     Наглядно  данные исследования изучения коммуникативных способностей в группе после проведения коррекционной программы представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Распределение уровней  коммуникативных  способностей на контрольном этапе эксперимента

     Данные, полученные во второй серии контрольного эксперимента, в результате проведенного социометрического теста в группе детей младшего подросткового возраста позволили сделать следующие выводы:

     1. Статусные категории каждого ребенка в группе распределились следующим образом:

  • лидеры: 3 человека (15%),
  • предпочитаемые: 8 человек (65 %),
  • принебрегаемые: 2 человек (10 %),
  • отверженные: 2 человека (10 %).

     Исходя  из полученных данных, можно сделать  вывод, что в группе младших подростков, после проведенной коррекционно-развивающей  работы,  всего 20 % детей имеют неблагоприятный статус  и 80 % принадлежат к благоприятным статусным группам.

     Наглядно  результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Статусное положение учеников в исследуемой группе на контрольном этапе эксперимента

  1. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) определяется как очень высокий, так как большинство детей группы (80 %) оказались в благоприятных (1 и 2) статусных категориях.

     Кроме того, на карте групповой дифференциации отчетливо прослеживается преимущество положительного характера межличностных связей внутри группы, преобладающего над негативными выборами детей, моменты «неразделенной любви» все еще присутствуют, но в уже в меньшем количестве.

  1. Индекс изолированности (ИИ) = 10 %.

     Таким образом, после проведенной коррекционно-развивающей работы, исследуемую группу подростков можно считать благополучной. 

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков