Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.
5. При исследовании половой дифференциации межличностных отношений школьников экспериментальной группы нами были выявлены взаимосвязи между мальчиками и девочками, которые можно назвать взаимной симпатией, также в группе наблюдаются явления «неразделенной любви»: в большинстве случаев мальчики выбирают девочек. Замечено также, что в группе девочек существует один «лидер» (это член группы номер 1) и трое «отверженных»- это члены группы номер 9, 11 и 20. В группе мальчиков- 2 «лидера» (это члены группы номер 10 и 19) и нет отверженных ребят.
Сравнивая
коммуникативные способности
Сравнение уровней коммуникативных способностей и статусов испытуемых в группе представлено в таблице 4.
Таблица 4
Сравнение коммуникативных способностей и статусов учеников на констатирующем этапе эксперимента
№ | Код испытуемого | Уровень
коммуникативных способностей |
Статус |
1 | Алина Р. | 5 (очень высокий) | 0.26 |
2 | Аюна Н. | 3 (средний) | 0 |
3 | Баир Ж. | 3 (средний) | 0.21 |
4 | Ваня О. | 3 (средний) | -0.1 |
5 | Ваня П. | 2 (ниже среднего) | -0.16 |
6 | Василиса А. | 3 (средний) | 0.16 |
Продолжение таблицы 4
7 | Вера М. | 5 (очень высокий) | 0.21 |
8 | Даша О. | 3 (средний) | 0.21 |
9 | Ира В. | 2 (ниже среднего) | -0.05 |
10 | Кеша Б. | 4 (высокий) | 0.32 |
11 | Настя Б. | 2 (ниже среднего) | -0.5 |
12 | Ринчин Д. | 3 (средний) | 0.16 |
13 | Сарюна В. | 3 (средний) | 0.21 |
14 | Саша П. | 3 (средний) | 0.16 |
15 | Света К. | 3 (средний) | 0.16 |
16 | Света Р. | 3 (средний) | 2.2 |
17 | Ульяна Я. | 4 (высокий) | 0.16 |
18 | Чингис С. | 4 (высокий) | 0.16 |
19 | Шухрат А. | 5 (очень высокий) | 0.26 |
20 | Эржена Ж. | 1 (низкий) | -0.4 |
Сопоставляя
статусные положения детей
Соотношение статусного положения детей в группе с присущим им уровнем коммуникативных способностей, можно увидеть на рисунке 4.
Рис. 4. Соотношение статусного положения детей в группе с присущим им уровнем коммуникативных способностей
Таким
образом, полученные на констатирующем
этапе исследования результаты эксперимента
подтверждают, что на уровень межличностных
отношений подростков в первую очередь
влияют коммуникативные способности и
личностные особенности испытуемых.
3.2.
Представление и анализ
результатов контрольного
этапа эксперимента
По окончании формирующего этапа эксперимента - комплекса коррекционно-развивающих занятий по профилактике и разрешению межличностных проблем в группе проведен контрольный этап эксперимента.
Задача контрольного этапа эксперимента - выявить влияние используемой коррекционно-развивающей программы на:
Контрольный этап эксперимента состоял из двух серий:
1. социометрическая процедура, направленная на изучение социальных взаимодействий в группе после проведения коррекционно-развивающей программы;
2.
методика КОС-1, направленная на
изучение коммуникативных
Изучение
личностных особенностей после проведения
коррекционно-развивающей
Данные, полученные в первой серии эксперимента в исследуемой группе, отражены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели уровня коммуникативных способностей в группе на контрольном этапе эксперимента
№ | Код
испытуемого |
Оценка | Уровень коммуникативных способностей |
1 | Алина Р. | 5 | Очень высокий |
2 | Аюна Н. | 4 | Высокий |
3 | Баир Ж. | 4 | Высокий |
4 | Ваня О. | 3 | Средний |
5 | Ваня П. | 3 | Средний |
6 | Василиса А. | 4 | Высокий |
7 | Вера М. | 5 | Очень высокий |
8 | Даша О. | 3 | Средний |
9 | Ира В. | 4 | Высокий |
10 | Кеша Б. | 4 | Высокий |
11 | Настя Б. | 2 | Ниже среднего |
Продолжение таблицы 5
12 | Ринчин Д. | 3 | Средний |
13 | Сарюна В. | 4 | Высокий |
14 | Саша П. | 3 | Средний |
15 | Света К. | 3 | Средний |
16 | Света Р. | 3 | Средний |
17 | Ульяна Я. | 5 | Очень высокий |
18 | Чингис С. | 4 | Высокий |
19 | Шухрат А. | 5 | Очень высокий |
20 | Эржена Ж. | 2 | Ниже среднего |
Таким образом, при изучении коммуникативных способностей в группе после проведения коррекционной программы, выделяются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий: отсутствует; ниже среднего: 2 чел. (10 %); средний: 7 чел. (35 %); высокий: 7 чел. (35 %); очень высокий: 4 чел. (20 %).
Наглядно данные исследования изучения коммуникативных способностей в группе после проведения коррекционной программы представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Распределение уровней коммуникативных способностей на контрольном этапе эксперимента
Данные, полученные во второй серии контрольного эксперимента, в результате проведенного социометрического теста в группе детей младшего подросткового возраста позволили сделать следующие выводы:
1. Статусные категории каждого ребенка в группе распределились следующим образом:
Исходя
из полученных данных, можно сделать
вывод, что в группе младших подростков,
после проведенной
Наглядно результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Статусное положение учеников в исследуемой группе на контрольном этапе эксперимента
Кроме того, на карте групповой дифференциации отчетливо прослеживается преимущество положительного характера межличностных связей внутри группы, преобладающего над негативными выборами детей, моменты «неразделенной любви» все еще присутствуют, но в уже в меньшем количестве.
Таким
образом, после проведенной коррекционно-развивающей
работы, исследуемую группу подростков
можно считать благополучной.