Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

Работа содержит 1 файл

диплом Олеся.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

     По  результатам полученных данных методики теста Кэттелла, КОС-1 и социометрического теста была разработана и проведена коррекционно-развивающая работа по профилактике и преодолению трудностей в общении.

     Проведенная коррекционно-развивающая работа оказала  положительное влияние на повышение  уровня коммуникативных способностей детей и улучшение психологического климата в коллективе подростков, о чем свидетельствует процентный рост коммуникативных уровней.

     Результаты  полученных данных исследования показали, что при развитии коммуникативных  способностей и устранении причин, вызывающих негативные качества личности, среди подростков снижается уровень межличностных проблем, о чем свидетельствует рост уровня благополучия взаимоотношений и снижение индекса изолированности, что подтвердило вывод о том, что их причинами могут выступать коммуникативные способности и личностные особенности детей.

     Полученные  данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы  по профилактике и разрешению межличностных  проблем в среде подростков средствами педагогики и психологии, что свидетельствует о достижении цели исследования. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Общение со сверстниками - жесткая школа  социальных отношений. Именно в условиях общения подросток постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок будет чувствовать себя спокойным и удовлетворенным [48].

     В процессе проведенного исследования влияния  коррекционно-развивающей работы на коммуникативные способности и статусное положение ребенка в группе сверстников наша гипотеза полностью подтвердилась. Полученные результаты показали зависимость статусного положения подростка в коллективе от уровня развития его коммуникативных способностей. Проведенная коррекционно-развивающая работа оказала положительное влияние на повышение уровня коммуникативных способностей и улучшение психологического климата в коллективе подростков, о чем свидетельствует процентный рост коммуникативных уровней и уровня благополучия взаимоотношений в коллективе.

     Изучение  природы межличностных отношений  непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу - процесс  влияния взаимоотношений между  детьми, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, в формировании уровня его притязаний [57].

     Столкнувшись  со сложной ситуацией, подростки иногда проявляют себя не с лучшей стороны - начинают лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. Изменить отношение к конфликтам для подростка практически означает изменить взгляд на жизнь. Поэтому при разрешении межличностных проблем в среде подростков педагогу-психологу следует убедить их в том, что в трудных ситуациях не нужно все носить в себе или идти на усугубление конфликтной ситуации и не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить подростка  в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нужно искать работающее решение, которое изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление [24].

     После выводов, сделанных на основе результатов  исследования можно дать следующие рекомендации:

  1. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
  2. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

     Подводя итог можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается  в ежедневной поддержке и корректировки. Поэтому педагогу-психологу надо чаще предлагать помощь подростку в  освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок.

     Проведенные исследования дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных  отношений как в данном возрасте – младшего подростничества, так  и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников младшего подросткового возраста. 
 

ЛИТЕРАТУРА 

     
  1. Аверин  В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. 2-е изд.  СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 1998. 480 с.
  2. Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками: учеб. пособие. М.: Знание, 1979. 420 с.
  3. Анастази А.Л. Психологическое тестирование: в 2 т. М.: Издательство Московского Университета, 1982. Т. 1. 153 с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство Московского Университета, 1980. 560 с.
  5. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луис, 1980. 254 с.
  6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991. 263 с.
  7. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М. Просвещение, 2000. 380 с.
  8. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития групп подростков. Монография.- Тюмень: ТГУ, 1985. 46 с.
  9. Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне - Уральское книжное изд-во, 1984. 129 с.
  10. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков. // Психологический журнал. - 1991. -  № 6.  С. 48-54.
  11. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. М.: Знание, 1987.  294 с.
  12. Ваш проблемный подросток. / Под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Питер Ком, 1999.  56-60 с.
  13. Битянова М.Р. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1994. 483 с.
  14. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Просвещение, 1983. 274 с.
  15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1995. 152 с.
  16. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
  17. Волков И.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. Л.: Знание, 1970. 137 с.
  18. Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Просвещение, 1987. 636 с.
  19. Выготский Л.С. Педология подростка: соч. в 6 т. М.: Просвещение, 1984.  Т. 4. 358 с.
  20. Высоцкий А.И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания подростков. Ярославль: Академия развития, 1967. 323 с.
  21. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1979. 288 с.
  22. Дальто Ф. На стороне подростка. СПб.: Питер Ком , 1997. 265 с.
  23. Дмитриева Т.Н. Девиантное поведение у детей и подростков: методические рекомендации. Нижний Новгород: НГПУ, 2000. 126 с.
  24. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. // Вопр. психологии. - 1972. - № 2. С. 237.
  25. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. 256 с.
  26. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. 364 с.
  27. Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки. // Вопр. психологии.  - 2001. - № 3. С. 20-24.
  28. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: автореф. … дисс. канд. психол. наук. - М., 2002. 22 с.
  29. Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994. 246 с.
  30. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: книга для учителя. М.: Просвещение, 1994. 264 с.
  31. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль:  Академия развития, 1996. 164 с.
  32. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопр. психологии. - 1993, - №1, С. 13-23.
  33. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Лира, 1988. 274 с.
  34. Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: автореф. … дисс. канд. пед. наук. - М., 1993.  15 с.
  35. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопр. психологии. - 1997. - № 3. С.69-78.
  36. Коротаева В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.:  Институт психологии РАН, 1997. 160 с.
  37. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. 648 с.
  38. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  39. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972. 120 с.
  40. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: Прайм-еврознак, 2002. 515 с.
  41. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: Просвещение, 1990. 137 с.
  42. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности. Л.: Знание, 1990. 174 с.
  43. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Владос, 1994. 573 с.
  44. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993. 256 с.
  45. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Педагогическое общество России, 2001. 464 с.
  46. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987. 247 с.
  47. Петровский А.В. Коллектив. М.: Просвещение, 1986. 157 с.
  48. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1978. 173 с.
  49. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопр. психологии. - 1996. - № 1. - С. 20-33.
  50. Полонский И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей. М.: Наука, 1983. 269 с.
  51. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. 385 с.
  52. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.
  53. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Просвещение, 1993. 357 с.
  54. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. 323 с.
  55. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа,1995. 142 с.
  56. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса: автореф. … дисс. канд. психол. наук. - М., 2001. 18 с.
  57. Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение. Калининград: Академия, 1996. 168 с.
  58. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
  59. Словарь практического психолога. М.: Просвещение, 2003. 215 с.
  60. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998. 511 с.
  61. Фалунина Е.В. Математические методы обработки данных. Психолого-педагогического исследования в образовании. Монография. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ» 2007. 151 с.
  62. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопр. психологии - 1998.- № 7.  С. 23-25.
  63. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1988. 114 с.
  64. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М.:  Новая школа, 1997.
  65. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопр. психологии - 1999.- № 6. С. 54-58.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков