По
результатам полученных данных методики
теста Кэттелла, КОС-1 и социометрического
теста была разработана и проведена коррекционно-развивающая
работа по профилактике и преодолению
трудностей в общении.
Проведенная
коррекционно-развивающая работа оказала
положительное влияние на повышение
уровня коммуникативных способностей
детей и улучшение психологического климата
в коллективе подростков, о чем свидетельствует
процентный рост коммуникативных уровней.
Результаты
полученных данных исследования показали,
что при развитии коммуникативных
способностей и устранении причин, вызывающих
негативные качества личности, среди подростков
снижается уровень межличностных проблем,
о чем свидетельствует рост уровня благополучия
взаимоотношений и снижение индекса изолированности,
что подтвердило вывод о том, что их причинами
могут выступать коммуникативные способности
и личностные особенности детей.
Полученные
данные позволяют разработать конкретные
коррекционно-развивающие программы
по профилактике и разрешению межличностных
проблем в среде подростков средствами
педагогики и психологии, что свидетельствует
о достижении цели исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение
со сверстниками - жесткая школа
социальных отношений. Именно в условиях общения
подросток постоянно сталкивается с необходимостью
применять на практике усваиваемые нормы
поведения. От стиля общения, от положения
среди сверстников зависит, насколько
ребенок будет чувствовать себя спокойным
и удовлетворенным [48].
В
процессе проведенного исследования влияния
коррекционно-развивающей работы на
коммуникативные способности и статусное
положение ребенка в группе сверстников
наша гипотеза полностью подтвердилась.
Полученные результаты показали зависимость
статусного положения подростка в коллективе
от уровня развития его коммуникативных
способностей. Проведенная коррекционно-развивающая
работа оказала положительное влияние
на повышение уровня коммуникативных
способностей и улучшение психологического
климата в коллективе подростков, о чем
свидетельствует процентный рост коммуникативных
уровней и уровня благополучия взаимоотношений
в коллективе.
Изучение
природы межличностных отношений
непростая задача. Особенно сложно
она решаема в детских коллективах.
В своей работе мы попытались решить
одну достаточно важную задачу - процесс
влияния взаимоотношений между
детьми, в его повседневной, обыденной
форме, а именно, те его аспекты, которые
раскрываются в непосредственном общении
между подростками, в совместной деятельности
разнопланового характера, в формировании
уровня его притязаний [57].
Столкнувшись
со сложной ситуацией, подростки иногда
проявляют себя не с лучшей стороны - начинают
лелеять свои трудности вместо того, чтобы
попытаться с ними справиться. Изменить
отношение к конфликтам для подростка
практически означает изменить взгляд
на жизнь. Поэтому при разрешении межличностных
проблем в среде подростков педагогу-психологу
следует убедить их в том, что в трудных
ситуациях не нужно все носить в себе или
идти на усугубление конфликтной ситуации
и не всегда нужно искать безупречное
решение. Такой поиск не только может поставить
подростка в безвыходное положение,
но и сам по себе может оказаться нецелесообразным.
Нужно искать работающее решение, которое
изменит конкретную ситуацию, поведение
и мышление [24].
После
выводов, сделанных на основе результатов
исследования можно дать следующие рекомендации:
- Необходимо
изучить систему личных отношений детей
в группе, для того чтобы целенаправленно
формировать эти отношения, чтобы создать
для каждого ребенка в группе благоприятный
эмоциональный климат, а также для большей
продуктивности целенаправленной воспитательной
деятельности учителя.
- Нельзя оставлять
без внимания непопулярных детей. Следует
выявить и развить у них положительные
качества, поднять заниженную самооценку,
уровень притязаний, чтобы улучшить их
положение в системе межличностных отношений.
Подводя
итог можно еще раз напомнить,
что сложный мир подростка, далеко
не всегда понятный взрослому, нуждается
в ежедневной поддержке и корректировки.
Поэтому педагогу-психологу надо
чаще предлагать помощь подростку в
освоении новых норм и правил, что бы потом
долго и утомительно не заниматься исправлением
ошибок.
Проведенные
исследования дают материал для дальнейшего,
более глубокого изучения межличностных
отношений как в данном возрасте
– младшего подростничества, так
и в других возрастах, при условии
дополнительного изучения особенностей
соответствующего возраста предполагаемых
испытуемых. Они так – же дают материал
для работы как непосредственно в исследованной
группе, так и в других, подобных группах
школьников младшего подросткового возраста.
ЛИТЕРАТУРА
- Аверин
В.А. Психология детей и подростков:
учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Издательство
В.А. Михайлова, 1998. 480 с.
- Алемаскин
М.Л. Воспитательная работа с подростками:
учеб. пособие. М.: Знание, 1979. 420 с.
- Анастази
А.Л. Психологическое тестирование: в 2
т. М.: Издательство Московского Университета,
1982. Т. 1. 153 с.
- Андреева
Г.М. Социальная психология. М.: Издательство
Московского Университета, 1980. 560 с.
- Арзуманян
С.Д. Микросреда и отклонения социального
поведения детей и подростков. Ереван:
Луис, 1980. 254 с.
- Байярд Р.Т.
Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение,
1991. 263 с.
- Башкатов
И.П. Психология неформальных подростково-молодежных
групп. М. Просвещение, 2000. 380 с.
- Башкатов
И. П. Социально-психологические особенности
развития групп подростков. Монография.-
Тюмень: ТГУ, 1985. 46 с.
- Беличева
С.А. Сложный мир подростка. Свердловск:
Средне - Уральское книжное изд-во, 1984.
129 с.
- Беличева
С.А. Специализированные подростковые
клубы как институт ресоциализации «трудных»
подростков. // Психологический журнал.
- 1991. - № 6. С. 48-54.
- Беличева
С.А. Этот «опасный» возраст. М.: Знание,
1987. 294 с.
- Ваш проблемный
подросток. / Под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Питер
Ком, 1999. 56-60 с.
- Битянова
М.Р. Социальная психология: учеб. пособие
для вузов. М.: Просвещение, 1994. 483 с.
- Бодалев
А.А. Личность и общение: избранные труды.
М.: Просвещение, 1983. 274 с.
- Божович
Л.И. Проблемы формирования личности. М.:
Просвещение, 1995. 152 с.
- Возрастные
и индивидуальные особенности младших
подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В.
Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
- Волков И.П.
Методы социометрических измерений в
социально-психологических исследованиях.
Л.: Знание, 1970. 137 с.
- Воробьева
Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психология
современного подростка. М.: Просвещение,
1987. 636 с.
- Выготский
Л.С. Педология подростка: соч. в 6 т. М.:
Просвещение, 1984. Т. 4. 358 с.
- Высоцкий
А.И. Психологическая характеристика процесса
самовоспитания подростков. Ярославль:
Академия развития, 1967. 323 с.
- Давыдов
В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. Возрастная
и педагогическая психология: учебник
для студентов пед. институтов. М.: Просвещение,
1979. 288 с.
- Дальто Ф.
На стороне подростка. СПб.: Питер Ком ,
1997. 265 с.
- Дмитриева
Т.Н. Девиантное поведение у детей и подростков:
методические рекомендации. Нижний Новгород:
НГПУ, 2000. 126 с.
- Драгунова
Т.В. Проблема конфликта в подростковом
возрасте. // Вопр. психологии. - 1972. - № 2.
С. 237.
- Драгунова
Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные
особенности младших подростков. М.: Просвещение,
1967. 256 с.
- Дубровина
И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности
психического развития детей. М.: АПН СССР,
1982. 364 с.
- Журавлев
В.С. Почему агрессивны подростки. // Вопр.
психологии. - 2001. - № 3. С. 20-24.
- Зимелева
З.А. Психологические условия возникновения
и коррекции агрессивного поведения подростков:
автореф. … дисс. канд. психол. наук. - М.,
2002. 22 с.
- Петрусинский
В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг. М.:
Новая школа, 1994. 246 с.
- Кащенко
В.П. Педагогическая коррекция. Исправление
недостатков характера у детей и подростков:
книга для учителя. М.: Просвещение, 1994.
264 с.
- Клюева Н.В.,
Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность: популярное пособие
для родителей и педагогов. Ярославль:
Академия развития, 1996. 164 с.
- Ковалев
Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная
среда. // Вопр. психологии. - 1993, - №1, С. 13-23.
- Кондратенко
В.Т. Девиантное поведение подростков:
социально-психологические и психиатрические
аспекты. Минск: Лира, 1988. 274 с.
- Кондратьев
М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного
восприятия в группах трудновоспитуемых
подростков и юношей: автореф. … дисс.
канд. пед. наук. - М., 1993. 15 с.
- Кондратьев
М.Ю. Типологические особенности психосоциального
развития подростков. // Вопр. психологии.
- 1997. - № 3. С.69-78.
- Коротаева
В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное
в общение. М.: Институт психологии
РАН, 1997. 160 с.
- Крутецкий
В.А. Психология: учебник для учащихся
пед. училищ. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986.
648 с.
- Кочетов
А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными
детьми. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
- Кочетов
А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика,
1972. 120 с.
- Майерс Д.
Социальная психология. Интенсивный курс.
СПб.: Прайм-еврознак, 2002. 515 с.
- Методики
социально-психологической диагностики
личности и группы. М.: Просвещение, 1990.
137 с.
- Мургулец
Л.В. Методы социально-психологической
диагностики личности. Л.: Знание, 1990. 174
с.
- Немов
Р. С. Психология: учебник для студентов
высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн.
1 Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Владос,
1994. 573 с.
- Овчарова
Р.В. Справочная книга школьного психолога.
М.: Просвещение, 1993. 256 с.
- Обухова
Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие
для студентов вузов. М.: Педагогическое
общество России, 2001. 464 с.
- Петровский
А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология:
учеб. пособие для студентов пед. институтов.
М.: Просвещение, 1987. 247 с.
- Петровский
А.В. Коллектив. М.: Просвещение, 1986. 157 с.
- Петровский
В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология
коллектива: учебное пособие для студентов
пед. институтов. М.: Просвещение, 1978. 173
с.
- Поливанова
К.Н. Психологическое содержание подросткового
возраста. // Вопр. психологии. - 1996. - № 1.
- С. 20-33.
- Полонский
И.С. Внешкольное общение как фактор формирования
личности подростков и юношей. М.: Наука,
1983. 269 с.
- Психология
развивающейся личности. / Под ред. А.В.
Петровского. М.: Просвещение, 1987. 385 с.
- Ремшмидт
Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы
становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.
- Рудестам
К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные
группы: теория и практика. М.: Просвещение,
1993. 357 с.
- Рыбалко
Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.
СПб.: Питер, 2001. 323 с.
- Самоукина
Н.В. Игры в школе и дома. Психологические
упражнения и коррекционные программы.
М.: Новая школа,1995. 142 с.
- Сачкова
М.Е. Среднестатусный подросток в системе
межличностных отношений школьного класса:
автореф. … дисс. канд. психол. наук. - М.,
2001. 18 с.
- Сгурская
Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся
и их изучение. Калининград: Академия,
1996. 168 с.
- Словарь-справочник
по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. СПб.:
Питер Ком, 1999. 528 с.
- Словарь
практического психолога. М.: Просвещение,
2003. 215 с.
- Шевандрин
Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие
личности. М.: Владос, 1998. 511 с.
- Фалунина
Е.В. Математические методы обработки
данных. Психолого-педагогического исследования
в образовании. Монография. – Братск: ГОУ
ВПО «БрГУ» 2007. 151 с.
- Фельдштейн
Д.И. Психологические аспекты изучения
современного подростка. // Вопр. психологии
- 1998.- № 7. С. 23-25.
- Фельдштейн
Д.И. Психология современного подростка.
М.: Педагогика, 1988. 114 с.
- Энциклопедия
психологических тестов. Общение, лидерство,
межличностные отношения. М.: Новая
школа, 1997.
- Ярцев Д.В.
Особенности социализации современного
подростка. // Вопр. психологии - 1999.- № 6.
С. 54-58.