Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

Работа содержит 1 файл

диплом Олеся.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

     Исходя  из данных матрицы, была определена величина социометрического статуса каждого  члена группы. Она равна сумме  полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

     Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

     Ri- - отрицательные выборы, полученные i-членом.

      Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному  критерию были изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более  наглядно, чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы подростков (Приложение 4). Для передачи содержания взаимодействий  выбирающих друг друга членов принята следующая символика:

     А  В (А выбирает В)

     

     А  В (А отвергает В) 
 

     

     А  В (А выбирает В в первую очередь и С - во вторую)

  С

      А  В (взаимный выбор) 

  А    (изолированный член)

      А  В (А выбирает В, но В не выбирает А) 

 А  В (триада, «ядро»)

            С    

              (Цепь  при сотрудничестве и при определенных

 А В С D Е формах передачи информации; при изоляции

      или выпадении С цепь прерывается)

                  С

      А В  Е  (расщепленная цепь)

    

                                 D  

      В   С  (структура типа «звезда»: при изоляции А

            А   группа перестает функционировать,

      D  Е  распадается)

      

        А  -мальчик,  А   -девочка.

     Социограмма наглядно показала картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

     Обработка результатов социометрического  изучения подростковой группы осуществлялась следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах, мы фиксировали выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и находили взаимные выборы, которые подсчитывали и записывали.

     Далее результаты экспериментов оформлялись  графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертили четыре концентрические окружности, делили их диаметром пополам. Справа располагали мальчиков, слева - девочек. Мальчиков изображали в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме соответствовало числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности находятся дети, получившие 5 и больше выборов - 1 группа, второй круг - 2 группа - 3-4 выборов; третий круг - 1-2 выбора; четвертый круг - только отрицательные выборы.

     Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидели характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

     Следующим этапом работы было определение диагностических  показателей социометрического  исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

     1. Социометрический статус ребенка  в системе межличностных отношений.

     Статус  ребенка определялся числом полученных им выборов. Дети были отнесены в зависимости  от этого к одной из 4-х статусных  категорий:

     – «лидеры»: 5 и более выборов,

       – «предпочитаемые»:3-4 выбора,

       – «принебрегаемые»: 1-2 выбора,

       – «отверженные»: только отрицательные  выборы.

     1 и 2 статусная группы являются  благоприятными. Исходя из этого,  мы смогли узнать насколько  благоприятен статус каждого  ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет.

     В зависимости от этого мы смогли говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

     2. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

     3. Индекс изолированности (ИИ). Группу  можно считать благополучной,  если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

     4. Мотивация социометрических выборов:  выяснили, какие мотивы лежат  в основе предложений каждого  ребенка, в какой степени дети  разного пола, возраста осознают  мотив своего избирательного отношения к сверстникам. 

2.3. Ход формирующего  этапа эксперимента 

     С целью нормализации взаимоотношений между подростками в общении, обучения их умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера и умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, нами была разработана и проведена коррекционно-развивающая программа «Мы – это много Я» (Приложение 5).

     Задачи  программы:

  • формирование группы;
  • формирование и развитие у детей навыка идентификации,
  • формирование и развитие умения адекватного выражения чувств;
  • обучение навыкам эффективного межличностного общения;
  • формирование и развитие навыка принятия правильного решения.

     Программа включает в себя:

  • задания, развивающие вербальные средства общения,
  • задания, развивающие невербальные средства общения,
  • тематические обсуждения и дискуссии,
  • задания, способствующие стабилизации самооценки,
  • драматизацию

     Содержание  программы:

     Первый  раздел (1 - 3-е занятия)

     Упражнения  способствуют выработке правила общения на равных, началу преодоления барьеров к взаимному доверию, побуждению детей к выражению своих чувств.

     Второй  раздел (4 - 8-е занятия)

     Упражнения  способствуют формированию и развитию у детей идентификации и адекватности в  выражении чувств, а также создают условия, позволяющие делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

     Третий раздел (9 - 11-е занятия)

     Упражнения  способствуют обучению эффективному общению, умению слушать и избегать распространенных ошибок в общении, умению дружить и помогать окружающим.

     Четвертый раздел (12 - 15-е занятия)

     Упражнения  предполагают формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.

     Учащиеся  обучаются некоторым отдельным  техникам самоконтроля, вырабатывают умения модифицировать собственное поведение в работе с агрессивными детьми.

     Реализация  программы:

  1. Программа рассчитана на учащихся младшего подросткового возраста;
  2. Количество занятий – 15;
  3. Занятия рассчитаны на 45 минут;
  4. Группа состоит из 20 человек примерно одного возраста;
  5. Форма проведения: коррекционно-развивающие занятия, тренинг;
  6. Частота встреч - 2 раза в неделю.

     Планируемые результаты: улучшение психологического климата в группе младших подростков, нормализация взаимоотношений между подростками в общении, адаптация к изменяющимся социальным условиям

     Программа была реализована в соответствии с тематическим планированием, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Тематическое  планирование

занятия

Тема занятия Дата

проведения

Цели Примечания
1 Знакомство 3

сентября

Создание благоприятных  условий для работы группы,

ознакомление  участников с основными принципами тренинга,

принятие правила  работы группы,

начало освоения активного стиля общения,

способствование самодиагностике и самораскрытию членов группы

Приготовить мяч, газеты, сувенир для приза, карточки для визиток
2 Продолжение  знакомства  
7сентября
Повышение уровня открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе Приготовить повязку  на глаза,

веревку, мяч,

газету для  каждого

3 Доверие 10

сентября

Развитие умения обмениваться информацией, концентрировать  внимание на себе, а также на партнерах Приготовить повязки на глаза, темный полиэтиленовый пакет,

карточки 

4 Что я 

слышу?

14

сентября

Осознание эмоциональной жизни, концентрация на себя, чувственное восприятие Приготовить стулья,

карандаши,

бумагу для  всех, мяч

5 Скульптура 17

сентября

Осознание эмоций в соответствии с агрессивными действиями Приготовить стулья, мел, доску
6 Запрещающие знаки 21

сентября

Активизация знаний о моральных нормах Приготовить 3-4 газеты,

карточки с  вопросами для конкурса,

жетоны

Продолжение таблицы 1

7 Суд 24

сентября

Активизация чувственного восприятия;

формирование  запрета; предвидение последствий  агрессивного поведения

Приготовить мел,

3-4 газеты, карточки, где описаны ситуации из прошлого  занятия

8 Ситуация       28

сентября

Тренировка  восприятия нормы поведения;

подготовка к  аутогенной тренировке

Приготовить сборник пословиц,

карточки с  именами

9 Инсценирование 1

октября

Помощь в  выработке личных стандартов поведения Приготовить повязки на глаза,

ситуации для  инсценирования

10- 11 Баланс 3 октября Продолжение выработки  личностной стратегии поведения Приготовить бумагу,

карандаши

12 Разговор

с самим собой

      8

октября

Разработка  набора аутозаключений,

тренировка самонаблюдения

Приготовить повязку, бумагу, мяч, доску
13 Воображение 12

октября

Выработка формы  разговора с собой;

выработка неагрессивных  методов поведения, решения индивидуальных проблем

Приготовить большой лист бумаги с написанными на нем предложениями ангела
14 Внутреннее 

состояние

15

октября

Развитие навыка эффективного межличностного общения  и поведения Приготовить

жетоны

15 Трасса моей будущей жизни 19

октября

Закрепление неагрессивных способов решения межличностных проблем Приготовить

карандаши,

фломастеры, ватман

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков