Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.
Исходя
из данных матрицы, была определена величина
социометрического статуса
Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,
Ri- - отрицательные выборы, полученные i-членом.
Результаты отношений
А В (А выбирает В)
А В (А
отвергает В)
А В (А выбирает В в первую очередь и С - во вторую)
С
А В (взаимный
выбор)
А (изолированный член)
А В (А
выбирает В, но В не выбирает А)
А В (триада, «ядро»)
С
(Цепь
при сотрудничестве и при
А В С D Е формах передачи информации; при изоляции
или выпадении С цепь прерывается)
С
А В Е (расщепленная цепь)
В С (структура типа «звезда»: при изоляции А
А группа перестает функционировать,
D Е распадается)
А -мальчик, А -девочка.
Социограмма наглядно показала картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.
Обработка результатов социометрического изучения подростковой группы осуществлялась следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах, мы фиксировали выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и находили взаимные выборы, которые подсчитывали и записывали.
Далее результаты экспериментов оформлялись графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертили четыре концентрические окружности, делили их диаметром пополам. Справа располагали мальчиков, слева - девочек. Мальчиков изображали в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме соответствовало числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности находятся дети, получившие 5 и больше выборов - 1 группа, второй круг - 2 группа - 3-4 выборов; третий круг - 1-2 выбора; четвертый круг - только отрицательные выборы.
Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидели характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».
Следующим этапом работы было определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
1.
Социометрический статус
Статус ребенка определялся числом полученных им выборов. Дети были отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
– «лидеры»: 5 и более выборов,
– «предпочитаемые»:3-4 выбора,
– «принебрегаемые»: 1-2 выбора,
– «отверженные»: только
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы смогли узнать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет.
В зависимости от этого мы смогли говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
2. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
3. Индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
4.
Мотивация социометрических
2.3.
Ход формирующего
этапа эксперимента
С целью нормализации взаимоотношений между подростками в общении, обучения их умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера и умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, нами была разработана и проведена коррекционно-развивающая программа «Мы – это много Я» (Приложение 5).
Задачи программы:
Программа включает в себя:
Содержание программы:
Первый раздел (1 - 3-е занятия)
Упражнения способствуют выработке правила общения на равных, началу преодоления барьеров к взаимному доверию, побуждению детей к выражению своих чувств.
Второй раздел (4 - 8-е занятия)
Упражнения способствуют формированию и развитию у детей идентификации и адекватности в выражении чувств, а также создают условия, позволяющие делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.
Третий раздел (9 - 11-е занятия)
Упражнения способствуют обучению эффективному общению, умению слушать и избегать распространенных ошибок в общении, умению дружить и помогать окружающим.
Четвертый раздел (12 - 15-е занятия)
Упражнения предполагают формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.
Учащиеся обучаются некоторым отдельным техникам самоконтроля, вырабатывают умения модифицировать собственное поведение в работе с агрессивными детьми.
Реализация программы:
Планируемые результаты: улучшение психологического климата в группе младших подростков, нормализация взаимоотношений между подростками в общении, адаптация к изменяющимся социальным условиям
Программа была реализована в соответствии с тематическим планированием, представленным в таблице 1.
Таблица 1
Тематическое планирование
№
занятия |
Тема занятия | Дата
проведения |
Цели | Примечания |
1 | Знакомство | 3
сентября |
Создание благоприятных
условий для работы группы,
ознакомление участников с основными принципами тренинга, принятие правила работы группы, начало освоения активного стиля общения, способствование
самодиагностике и |
Приготовить мяч, газеты, сувенир для приза, карточки для визиток |
2 | Продолжение знакомства | 7сентября |
Повышение уровня открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе | Приготовить повязку
на глаза,
веревку, мяч, газету для каждого |
3 | Доверие | 10
сентября |
Развитие умения обмениваться информацией, концентрировать внимание на себе, а также на партнерах | Приготовить
повязки на глаза, темный полиэтиленовый
пакет,
карточки |
4 | Что я
слышу? |
14
сентября |
Осознание эмоциональной жизни, концентрация на себя, чувственное восприятие | Приготовить
стулья,
карандаши, бумагу для всех, мяч |
5 | Скульптура | 17
сентября |
Осознание эмоций в соответствии с агрессивными действиями | Приготовить стулья, мел, доску |
6 | Запрещающие знаки | 21
сентября |
Активизация знаний о моральных нормах | Приготовить
3-4 газеты,
карточки с вопросами для конкурса, жетоны |
Продолжение таблицы 1
7 | Суд | 24
сентября |
Активизация чувственного
восприятия;
формирование запрета; предвидение последствий агрессивного поведения |
Приготовить
мел,
3-4 газеты, карточки,
где описаны ситуации из |
8 | Ситуация |
28
сентября |
Тренировка
восприятия нормы поведения;
подготовка к аутогенной тренировке |
Приготовить
сборник пословиц,
карточки с именами |
9 | Инсценирование | 1
октября |
Помощь в выработке личных стандартов поведения | Приготовить
повязки на глаза,
ситуации для инсценирования |
10- 11 | Баланс | 3 октября | Продолжение выработки личностной стратегии поведения | Приготовить бумагу,
карандаши |
12 | Разговор
с самим собой |
8
октября |
Разработка
набора аутозаключений,
тренировка самонаблюдения |
Приготовить повязку, бумагу, мяч, доску |
13 | Воображение | 12
октября |
Выработка формы
разговора с собой;
выработка неагрессивных методов поведения, решения индивидуальных проблем |
Приготовить большой лист бумаги с написанными на нем предложениями ангела |
14 | Внутреннее
состояние |
15
октября |
Развитие навыка эффективного межличностного общения и поведения | Приготовить
жетоны |
15 | Трасса моей будущей жизни | 19
октября |
Закрепление неагрессивных способов решения межличностных проблем | Приготовить
карандаши, фломастеры, ватман |