Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

Работа содержит 1 файл

диплом Олеся.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

     С тем, кто не соблюдает эти правила  товарищества, могут обойтись весьма жестоко. Они могут оказаться «отверженными» всеми и подвергаться гонениям.

     Кроме того, межличностные проблемы в среде  подростков могут возникать и  вследствие других причин.

     Различия  в представлениях и ценностях. Различия в ценностях - очень распространенная причина межличностных проблем среди подростков. Вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, молодые люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для личных потребностей.

     Неудовлетворительная  коммуникация. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием межличностных проблем. Она может действовать как катализатор проблем, мешая отдельным подросткам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие проблемы, неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить взаимоподчиненность подростков между собой, а также предъявление взаимоисключающих требований друг к другу. Эти проблемы могут возникать или углубляться из-за неспособности подростков сформулировать и довести до сведения сверстников точное описание своего мировосприятия.

     В то же время, плохая передача информации является и следствием проблем. Так, между участниками межличностных конфликтов снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения - все это приводит к усилению и продолжению проблем.

     Несбалансированность  социального положения подростка  в группе. Частый источник проблем между подростками. Имеет место, когда социальная функция не подкреплена в полной мере средствами и соответственно - положением в группе.

     Различия  в манере поведения и жизненном  опыте. Подросток не ощущает идентичности и настраивается сразу на то, что он не будет понят другим человеком. Возникает барьер в общении [24].

     Кроме того, исследования показывают, что  всех подростков по склонности к межличностным  проблемам можно подразделить на три группы:

  1. устойчивые к конфликтам (ассертивное поведение);
  2. удерживающиеся от конфликтов (неуверенное поведение);
  3. конфликтные (агрессивный стиль межличностного общения).

     Для подростков, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерны следующие качества:

  • отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя тоном;
  • не избегать смотреть на собеседника;
  • охотно обсуждать предложенную тему;
  • открыто давать знать о своих чувствах;
  • высказывать свое мнение;
  • учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.

     Для подростков второй группы (неуверенное поведение), характерна следующая структура поведения:

  • ориентация личности на конформное поведение (т.е. строгие рамки законов, правил поведения, общественной морали являются обязательными и не могут даже подвергаться пересмотру);
  • тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать);
  • адекватные эмоциональные реакции, с предпочтением неопределенных и мало выразительных форм речевого общения (то, что от него могут ждать и не более).

     Для подростков, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно:

  • отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль;
  • громко говорить вызывающим тоном;
  • смотреть на других свысока;
  • пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать);
  • навязывать всем свое мнение;
  • с жаром изливать свои чувства;
  • ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.

     Конструктивная  личность при возникновении межличностных  проблем ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя  стратегию сотрудничества.

     Неуверенная личность использует стратегию самоподавления. Например, говорит «да», когда надо сказать «нет»; избегает ситуаций, когда  надо брать инициативу на себя. Но может  реагировать конструктивно, если в  ситуации отсутствует конкретный партнер.

     Доминирующая  личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось  ранее [5].

     Как показывают результаты исследований, численность последней группы составляет где-то около 6-7 % от общего числа подростков. По мнению английского исследователя Роберта Брамсона, для того, чтобы обеспечить в среде подростков благоприятный психологический климат, нужно прилагать главные усилия лишь к десятой части из них - «агрессивным» трудным субъектам. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности. Среди «конфликтных» Брамсон выделяет пять типов возмутителей спокойствия:

  • Агрессивные. Подразделяются на два подтипа: танки, снайперы и взрывники.
  • Танки абсолютно уверены в том, что их советы самые компетентные. Единственное, чего они не любят - агрессивных реакций со стороны тех, с кем они общаются. Чтобы добиться в споре с танками каких-либо успехов, надо дать им возможность «выпустить пар», и тогда они не редко становятся даже ручными.
  • Снайперы стреляют в сверстников различными колкостями и остротами и тем самым вносят расстройство в среде подростков. Самый эффективный прием воздействия на них - это потребовать подробно объяснить, что он мыслит под той или иной своей остротой. Но при этом снайпер не должен терять своего лица, иначе он «взрывается» или затаивается «с камнем за пазухой».
  • Взрывники - типы, которые обрушиваются на оппонентов с бранью, при этом так артистично выходят из себя, что создается впечатление у окружающих, будто их сильно обидели. Им нужно дать выплеснуть из себя накопившиеся эмоции.
  • Жалобщики. Эти типы так красочно описывают свои «беды», что у психолога нередко складывается мнение в их пользу. Лучшее, что можно сделать в таких случаях, это перефразировать жалобы своими словами, дав понять, что их переживание замечено.
  • Нерешительные. Подобного типа люди делают так много пробных шагов перед тем, как что-либо сделать, что вызывают раздражение окружающих. Нерешительные сторонятся тех, кто на них оказывает давление. Навязанные им предписания они выполняют без энтузиазма.
  • Безответственные. В какой-то степени это тревожные личности, однако, тревоги порождают у них не уход от проблемы, а агрессию. Если они почувствуют к себе теплоту отношения, поведение их как бы само собой войдет в рамки.
  • Всезнайки. Они, в сущности, являются достаточно образованными подростками, но ведут себя так вызывающе, что вызывают у окружающих чувство неполноценности. Следует помнить, что они редко соглашаются на то, чтобы признать свои ошибки [56].

     Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что основными причинами межличностных проблем в среде подростков могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека. Поэтому в дальнейшем, в ходе экспериментального изучения межличностных проблем в среде подростков, необходимо, в первую очередь, анализировать именно эти черты их характера.  

1.3. Психолого-педагогические аспекты решения проблем

межличностных отношений 

     В отличие от непосредственной помощи (накормить, одеть, дать деньги) психологическая помощь проявляется преимущественно как «помощь с целью самопомощи». Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух. Следовательно, социальная психология как отрасль системы воспитания детей, представляет собой деятельность, направленную на конкретного подростка и способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения его личности и окружающего социума; поиска адекватных способов общения с ним; выявления средств, помогающих подростку самостоятельно решать свои проблемы [2].

     Психолого-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей и опирается на следующие принципы:

  • индивидуально-личностный подход к ребенку;
  • опора на положительные стороны личности ребенка;
  • объективность подхода к ребенку;
  • конфиденциальность [28].

     Психолого-педагогическая деятельность направлена на разрушение у подростков определенных негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством методов социальной психологии, в частности, требуется успешно решить для обеих сторон возникшие межличностные проблемы в среде подростков [32].

     Цель психолого-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:

  1. формирование у подростка в процессе психолого-педагогической работы позитивных ценностных ориентаций,
  2. воспитание активной личности, привитие ей способности формирования положительной самооценки,
  3. укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса психолого-педагогических мероприятий,
  4. формирование основ правовой культуры ребенка,
  5. вовлечение конфликтующих подростков в совместную деятельность, формирование у них общих интересов и увлечений,
  6. формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

     Анализ  особенностей социальной психологии как  отрасли системы воспитания подростков позволяет выделить основные направления в деятельности педагога-психолога при работе с подростками, оказавшимися в конфликтной ситуации:

        1. деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростка, склонного к инициированию конфликтов в среде подростков, посредством его личностного развития;
        2. деятельность по профилактике межличностных проблем в среде подростков, включающую их обучение и воспитание с целью формирования у них отрицательного отношения к конфликтам;
        3. деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между членами;
        4. деятельность по социальной реабилитации;
        5. посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

     При этом психолого-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

     Первая  функция деятельности педагога-психолога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска возникновения межличностных проблем в среде подростков реализуется путем:

  • сбора информации о подростках, склонных к конфликтам: выявления
  • информации об их семьях, изучения и оценки реальных особенностей их личностей;
  • изучения влияния на подростка микросреды: внешних негативных факторов, провоцирующих возникновение межличностных конфликтов, источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения неформальных лидеров в группе и их роли в возникновении и развитии межличностных проблем в среде подростков.

     Вторая  функция - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе полученных выводов разрабатывается конкретная психолого-педагогическая программа деятельности с подростком, склонным к конфликтам, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.

     Третья  функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания психолого- педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность подростков, восполнение пробелов его воспитания и образования.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков