Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.
С тем, кто не соблюдает эти правила товарищества, могут обойтись весьма жестоко. Они могут оказаться «отверженными» всеми и подвергаться гонениям.
Кроме того, межличностные проблемы в среде подростков могут возникать и вследствие других причин.
Различия в представлениях и ценностях. Различия в ценностях - очень распространенная причина межличностных проблем среди подростков. Вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, молодые люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для личных потребностей.
Неудовлетворительная коммуникация. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием межличностных проблем. Она может действовать как катализатор проблем, мешая отдельным подросткам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие проблемы, неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить взаимоподчиненность подростков между собой, а также предъявление взаимоисключающих требований друг к другу. Эти проблемы могут возникать или углубляться из-за неспособности подростков сформулировать и довести до сведения сверстников точное описание своего мировосприятия.
В
то же время, плохая передача информации
является и следствием проблем. Так,
между участниками
Несбалансированность
социального положения
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Подросток не ощущает идентичности и настраивается сразу на то, что он не будет понят другим человеком. Возникает барьер в общении [24].
Кроме того, исследования показывают, что всех подростков по склонности к межличностным проблемам можно подразделить на три группы:
Для подростков, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерны следующие качества:
Для подростков второй группы (неуверенное поведение), характерна следующая структура поведения:
Для подростков, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно:
Конструктивная
личность при возникновении
Неуверенная личность использует стратегию самоподавления. Например, говорит «да», когда надо сказать «нет»; избегает ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но может реагировать конструктивно, если в ситуации отсутствует конкретный партнер.
Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее [5].
Как показывают результаты исследований, численность последней группы составляет где-то около 6-7 % от общего числа подростков. По мнению английского исследователя Роберта Брамсона, для того, чтобы обеспечить в среде подростков благоприятный психологический климат, нужно прилагать главные усилия лишь к десятой части из них - «агрессивным» трудным субъектам. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности. Среди «конфликтных» Брамсон выделяет пять типов возмутителей спокойствия:
Таким
образом, проведенный анализ позволяет
сделать вывод о том, что основными причинами
межличностных проблем в среде подростков
могут выступать индивидуально-психологические
особенности общения, включающие интеллектуальные,
волевые, личностные проявления человека.
Поэтому в дальнейшем, в ходе экспериментального
изучения межличностных проблем в среде
подростков, необходимо, в первую очередь,
анализировать именно эти черты их характера.
1.3. Психолого-педагогические аспекты решения проблем
межличностных
отношений
В отличие от непосредственной помощи (накормить, одеть, дать деньги) психологическая помощь проявляется преимущественно как «помощь с целью самопомощи». Она предполагает, что личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух. Следовательно, социальная психология как отрасль системы воспитания детей, представляет собой деятельность, направленную на конкретного подростка и способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения его личности и окружающего социума; поиска адекватных способов общения с ним; выявления средств, помогающих подростку самостоятельно решать свои проблемы [2].
Психолого-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей и опирается на следующие принципы:
Психолого-педагогическая деятельность направлена на разрушение у подростков определенных негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством методов социальной психологии, в частности, требуется успешно решить для обеих сторон возникшие межличностные проблемы в среде подростков [32].
Цель психолого-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:
Анализ особенностей социальной психологии как отрасли системы воспитания подростков позволяет выделить основные направления в деятельности педагога-психолога при работе с подростками, оказавшимися в конфликтной ситуации:
При этом психолого-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности педагога-психолога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска возникновения межличностных проблем в среде подростков реализуется путем:
Вторая функция - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе полученных выводов разрабатывается конкретная психолого-педагогическая программа деятельности с подростком, склонным к конфликтам, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации.
Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания психолого- педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность подростков, восполнение пробелов его воспитания и образования.