Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

Работа содержит 1 файл

диплом Олеся.doc

— 869.50 Кб (Скачать)
 

Выводы  по второй главе 

     В данной главе работы нами поставлена цель исследования, определены задачи, осуществлен подбор методов и методик, адекватных цели исследования.

     На  основе существующих подходов к профилактике и коррекции межличностных проблем  в среде младших подростков нами была разработана программа «Мы  – это много Я» (формирующий  этап экспериментального исследования).

     Программа представляет собой серию тренингов по профилактике и разрешению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами и состоит из четырех разделов.

     В первый раздел вошли упражнения, способствующие выработке правила общения на равных, началу преодоления барьеров к взаимному доверию, побуждению детей к выражению своих чувств. Во второй раздел - упражнения способствующие формированию и развитию у детей идентификации и адекватности в  выражении чувств, а также создают условия, позволяющие делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины. Третий раздел содержит упражнения. способствующие обучению эффективному общению, умению слушать и избегать распространенных ошибок в общении, умению дружить и помогать окружающим. В четвертый раздел вошли упражнения, предполагающие формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.

     В ходе реализации коррекционно-развивающей  программы предполагается обучение учащихся некоторым отдельным техникам самоконтроля, выработка у подростков умения модифицировать собственное поведение в работе с агрессивными детьми.

     После проведения тренингов мы прогнозируем улучшение психологического климата  в группе исследуемых младших  подростков, нормализацию взаимоотношений между детьми в общении, адаптацию их к изменяющимся социальным условиям. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 

3.1. Представление и  анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 

     В соответствии с поставленными задачами констатирующий этап эксперимента разбит на 3 серии:

     1 серия – была направлена на  изучение коммуникативных особенностей  испытуемых.

     2 серия – была направлена на  изучение личностных особенностей  испытуемых.

     3 серия - была направлена на изучение межличностных отношений внутри группы испытуемых.

     В первой серии эксперимента, с целью выявления уровня развития коммуникативных способностей младших подростков, нами была использована методика (КОС-1). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты  исследования коммуникативных  способностей методикой (КОС-1) на констатирующем этапе эксперимента

КОД

испытуемого

Оценка Уровень коммуникативных  способностей
1 Алина Р. 5 Очень высокий
2 Аюна Н. 3 Средний
3 Баир Ж. 3 Средний
4 Ваня О. 3 Средний
5 Ваня П. 2 Ниже среднего
6 Василиса А. 3 Средний
7 Вера М. 5 Очень высокий
 

Продолжение таблицы 2

8 Даша О. 3 Средний
9 Ира В. 2 Ниже среднего
10 Кеша Б. 4 Высокий
11 Настя Б. 2 Ниже среднего
12 Ринчин Д. 3 Средний
13 Сарюна В. 3 Средний
14 Саша П. 3 Средний
15 Света К. 3 Средний
16 Света Р. 3 Средний
17 Ульяна Я. 4 Высокий
18 Чингис С. 4 Высокий
19 Шухрат А. 5 Очень высокий
20 Эржена Ж. 1 Низкий

     Из  таблицы 2 видно, что в группе выделяются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий: 1 ученик - (5 %), ниже среднего: 3 ученика (15 %), средний: 10 учеников (50 %),высокий: 3 ученика (15 %),очень высокий: 3 ученика (15 %).

     На  рисунке 1 можно увидеть распределение  уровней коммуникативных способностей в исследуемой группе.

Рис. 1. Распределение уровней коммуникативных способностей испытуемых на констатирующем этапе эксперимента

     Доминирующим  уровнем в экспериментальной  группе является средний (50%). Испытуемые, имеющие данный уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных способностей.

     Вторая  серия эксперимента была направлена на изучение личностных особенностей в группе с помощью методики Кеттела. Данные, полученные при изучении личностных особенностей в группе, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели  личностных особенностей в группе подростков на констатирующем этапе эксперимента

Код испытуемого B C E G H J K L N O Q1 Q2 Q3 Q4
1 Алина Р. 5 6 8 4 10 3 6 7 4 7 10 2 5 8
2 Аюна Н. 5 7 3 8 4 3 4 4 3 8 7 2 6 1
3 Баир Ж. 5 8 6 7 9 7 5 6 2 5 10 6 7 6
4 Ваня О. 3 4 4 7 5 8 5 6 6 8 8 3 5 3
5 Ваня П. 5 7 8 7 3 9 8 3 4 8 7 7 6 1
6 Василиса А. 4 7 5 8 7 8 4 6 3 4 9 4 7 6
7 Вера М. 3 8 6 9 8 8 3 5 2 5 9 5 6 6
8 Даша О. 3 6 6 7 9 7 5 7 4 7 9 7 6 7
9 Ира В. 4 8 3 9 3 8 4 4 5 7 7 7 8 4
10 Кеша Б. 1 10 8 9 8 2 4 5 2 3 9 4 7 7
11 Настя Б. 1 4 9 3 10 3 8 7 7 8 9 7 2 7
12 Ринчин Д. 3 6 5 7 10 7 3 6 4 6 8 4 4 7
13 Сарюна В. 3 7 6 7 9 6 5 6 3 7 9 5 4 6
14 Саша П. 2 8 6 6 8 8 3 3 3 4 8 5 7 6
15 Света К. 4 6 7 6 8 6 7 6 5 8 8 6 5 3
16 Света Р. 4 7 4 8 6 8 4 3 4 8 8 1 6 2
17 Ульяна Я. 1 7 4 8 8 8 4 5 3 5 8 3 7 6
18 Чингис С. 2 8 5 8 9 6 4 5 6 6 9 3 5 6
19 Шухрат А. 2 7 8 7 10 5 5 7 7 7 9 3 5 9
20 Эржена Ж. 5 8 3 9 4 9 5 3 5 8 7 3 7 1

     Полученные  результаты позволяют сделать вывод, что личностными особенностями испытуемых, влияющими на их межличностные отношения в группе являются:

  • эмоциональная неустойчивость (6 чел.),
  • подчиненность (6 чел.),
  • склонность к риску (8 чел.),
  • жесткость (8 чел.),
  • прямолинейность, сентиментальность (13 чел.),
  • тревожность, депрессивность (7 чел.),
  • не считаются с общественным мнением (8 чел.),
  • низкое рабочее напряжение (7 чел.).

     Наглядно  данные исследования представлены в  приложении 6.

     Третья  серия эксперимента была направлена на изучение межличностных отношений внутри группы испытуемых. С этой целью нами использовался социометрический тест. Социограмма наглядно показала картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

     В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений на основе симпатий и антипатий мы определили следующие диагностические показатели:

  1. Статусные категории каждого ребенка в группе распределились следующим образом:
  • лидеры: 3 человека (15%),
  • предпочитаемые: 8 человек (45 %),
  • принебрегаемые: 5 человек (25 %),
  • отверженные: 3 человека (15 %).

     Исходя  из полученных данных, можно сделать  вывод о том, что в группе 40 % детей имеют неблагоприятный статус (принадлежат к группам «принебрегаемые» и «отверженные»), а 60 % относятся к первой и второй статусным группам («лидеры» и «предпочитаемые») и имеют благоприятный статус.

     Наглядно  данные исследования представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Статусное положение учеников в группе подростков на констатирующем этапе эксперимента

     Рассмотрев  отдельно мальчиков и девочек  по распределению социометрического  статуса очевидно, что:

  • большинство мальчиков (6 человек- 75 %) относятся к благоприятным статусным группам, отверженных среди мальчиков нет,
  • среди девочек к благоприятным статусным группам (лидеры и предпочитаемые) принадлежат 50%, к неблагоприятным статусным группам (принебрегаемые и отверженные) - остальные 50 % девочек.

     Наглядно  результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 3.

     

Рис. 3. Распределение статусов в группах девочек  и мальчиков на констатирующем этапе эксперимента

     2. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) определяется как, выше среднего, так как большинство детей группы (60 %) оказались в благоприятных (1 и 2) статусных категориях. Однако уровень благополучия не устойчив, так как близок к среднему значению, что означает недостаточное благополучие детей в системе межличностных отношений, их недостаточную удовлетворенность в общении, признании сверстниками;

     Кроме того, на карте групповой дифференциации отчетливо прослеживается  негативный характер межличностных связей внутри экспериментальной группы, преобладающий над положительными выборами детей, моменты «неразделенной любви», что также говорит о недостаточной удовлетворенности детей в межличностном общении.

     3. Индекс изолированности (ИИ) = 15 %, таким образом, группу не возможно  считать благополучной

     4. С помощью мотивации социометрических  выборов выяснялось, какие мотивы  лежат в основе предложений  каждого ребенка, в какой степени дети осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам (Приложение 7).

     Таким образом, мотивация социометрических выборов показала, что преобладающими мотивами являются 1 («Потому, что он веселый и с ним можно общаться»), 13 («Потому, что он /она мне нравиться») и 7 («Потому что с ним интересно»). Такая мотивация очень характерна для подросткового возраста – межличностные отношения постепенно выходят на первый план. Ни разу не был назван мотив 10 («Потому, что мы обмениваемся книгами»).

     Причем  определение мотивов выборов  практически не зависит от статуса  ребенка (конечно, ребенок не знает  своего статуса). Всеми участниками  опроса, и теми, которые не получили выборов, и теми, которые получили большее количество выборов предпочтение было отдано 1, 13 и 7 мотивам. Знания все еще «имеют цену» у этих ребят – мотив «потому, что он много знает» был назван как представителями «лидеров», так и представителями «отверженных». Практически не была замечена какая - либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половой принадлежности опрошенных, т.е. мотивы мальчиков и девочек практически ничем не отличаются.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков