Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.
Выводы
по второй главе
В данной главе работы нами поставлена цель исследования, определены задачи, осуществлен подбор методов и методик, адекватных цели исследования.
На
основе существующих подходов к профилактике
и коррекции межличностных
Программа представляет собой серию тренингов по профилактике и разрешению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами и состоит из четырех разделов.
В первый раздел вошли упражнения, способствующие выработке правила общения на равных, началу преодоления барьеров к взаимному доверию, побуждению детей к выражению своих чувств. Во второй раздел - упражнения способствующие формированию и развитию у детей идентификации и адекватности в выражении чувств, а также создают условия, позволяющие делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины. Третий раздел содержит упражнения. способствующие обучению эффективному общению, умению слушать и избегать распространенных ошибок в общении, умению дружить и помогать окружающим. В четвертый раздел вошли упражнения, предполагающие формирование навыков принятия правильного решения, критического мышления, умения находить альтернативное решение проблемных ситуаций.
В ходе реализации коррекционно-развивающей программы предполагается обучение учащихся некоторым отдельным техникам самоконтроля, выработка у подростков умения модифицировать собственное поведение в работе с агрессивными детьми.
После
проведения тренингов мы прогнозируем
улучшение психологического климата
в группе исследуемых младших
подростков, нормализацию взаимоотношений
между детьми в общении, адаптацию их к
изменяющимся социальным условиям.
ГЛАВА
3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1.
Представление и
анализ результатов
констатирующего этапа
эксперимента
В соответствии с поставленными задачами констатирующий этап эксперимента разбит на 3 серии:
1
серия – была направлена на
изучение коммуникативных
2
серия – была направлена на
изучение личностных
3 серия - была направлена на изучение межличностных отношений внутри группы испытуемых.
В первой серии эксперимента, с целью выявления уровня развития коммуникативных способностей младших подростков, нами была использована методика (КОС-1). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования коммуникативных способностей методикой (КОС-1) на констатирующем этапе эксперимента
№ | КОД
испытуемого |
Оценка | Уровень коммуникативных способностей |
1 | Алина Р. | 5 | Очень высокий |
2 | Аюна Н. | 3 | Средний |
3 | Баир Ж. | 3 | Средний |
4 | Ваня О. | 3 | Средний |
5 | Ваня П. | 2 | Ниже среднего |
6 | Василиса А. | 3 | Средний |
7 | Вера М. | 5 | Очень высокий |
Продолжение таблицы 2
8 | Даша О. | 3 | Средний |
9 | Ира В. | 2 | Ниже среднего |
10 | Кеша Б. | 4 | Высокий |
11 | Настя Б. | 2 | Ниже среднего |
12 | Ринчин Д. | 3 | Средний |
13 | Сарюна В. | 3 | Средний |
14 | Саша П. | 3 | Средний |
15 | Света К. | 3 | Средний |
16 | Света Р. | 3 | Средний |
17 | Ульяна Я. | 4 | Высокий |
18 | Чингис С. | 4 | Высокий |
19 | Шухрат А. | 5 | Очень высокий |
20 | Эржена Ж. | 1 | Низкий |
Из таблицы 2 видно, что в группе выделяются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий: 1 ученик - (5 %), ниже среднего: 3 ученика (15 %), средний: 10 учеников (50 %),высокий: 3 ученика (15 %),очень высокий: 3 ученика (15 %).
На
рисунке 1 можно увидеть распределение
уровней коммуникативных
Рис. 1. Распределение уровней коммуникативных способностей испытуемых на констатирующем этапе эксперимента
Доминирующим уровнем в экспериментальной группе является средний (50%). Испытуемые, имеющие данный уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных способностей.
Вторая серия эксперимента была направлена на изучение личностных особенностей в группе с помощью методики Кеттела. Данные, полученные при изучении личностных особенностей в группе, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели личностных особенностей в группе подростков на констатирующем этапе эксперимента
№ | Код испытуемого | B | C | E | G | H | J | K | L | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
1 | Алина Р. | 5 | 6 | 8 | 4 | 10 | 3 | 6 | 7 | 4 | 7 | 10 | 2 | 5 | 8 |
2 | Аюна Н. | 5 | 7 | 3 | 8 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 8 | 7 | 2 | 6 | 1 |
3 | Баир Ж. | 5 | 8 | 6 | 7 | 9 | 7 | 5 | 6 | 2 | 5 | 10 | 6 | 7 | 6 |
4 | Ваня О. | 3 | 4 | 4 | 7 | 5 | 8 | 5 | 6 | 6 | 8 | 8 | 3 | 5 | 3 |
5 | Ваня П. | 5 | 7 | 8 | 7 | 3 | 9 | 8 | 3 | 4 | 8 | 7 | 7 | 6 | 1 |
6 | Василиса А. | 4 | 7 | 5 | 8 | 7 | 8 | 4 | 6 | 3 | 4 | 9 | 4 | 7 | 6 |
7 | Вера М. | 3 | 8 | 6 | 9 | 8 | 8 | 3 | 5 | 2 | 5 | 9 | 5 | 6 | 6 |
8 | Даша О. | 3 | 6 | 6 | 7 | 9 | 7 | 5 | 7 | 4 | 7 | 9 | 7 | 6 | 7 |
9 | Ира В. | 4 | 8 | 3 | 9 | 3 | 8 | 4 | 4 | 5 | 7 | 7 | 7 | 8 | 4 |
10 | Кеша Б. | 1 | 10 | 8 | 9 | 8 | 2 | 4 | 5 | 2 | 3 | 9 | 4 | 7 | 7 |
11 | Настя Б. | 1 | 4 | 9 | 3 | 10 | 3 | 8 | 7 | 7 | 8 | 9 | 7 | 2 | 7 |
12 | Ринчин Д. | 3 | 6 | 5 | 7 | 10 | 7 | 3 | 6 | 4 | 6 | 8 | 4 | 4 | 7 |
13 | Сарюна В. | 3 | 7 | 6 | 7 | 9 | 6 | 5 | 6 | 3 | 7 | 9 | 5 | 4 | 6 |
14 | Саша П. | 2 | 8 | 6 | 6 | 8 | 8 | 3 | 3 | 3 | 4 | 8 | 5 | 7 | 6 |
15 | Света К. | 4 | 6 | 7 | 6 | 8 | 6 | 7 | 6 | 5 | 8 | 8 | 6 | 5 | 3 |
16 | Света Р. | 4 | 7 | 4 | 8 | 6 | 8 | 4 | 3 | 4 | 8 | 8 | 1 | 6 | 2 |
17 | Ульяна Я. | 1 | 7 | 4 | 8 | 8 | 8 | 4 | 5 | 3 | 5 | 8 | 3 | 7 | 6 |
18 | Чингис С. | 2 | 8 | 5 | 8 | 9 | 6 | 4 | 5 | 6 | 6 | 9 | 3 | 5 | 6 |
19 | Шухрат А. | 2 | 7 | 8 | 7 | 10 | 5 | 5 | 7 | 7 | 7 | 9 | 3 | 5 | 9 |
20 | Эржена Ж. | 5 | 8 | 3 | 9 | 4 | 9 | 5 | 3 | 5 | 8 | 7 | 3 | 7 | 1 |
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что личностными особенностями испытуемых, влияющими на их межличностные отношения в группе являются:
Наглядно данные исследования представлены в приложении 6.
Третья серия эксперимента была направлена на изучение межличностных отношений внутри группы испытуемых. С этой целью нами использовался социометрический тест. Социограмма наглядно показала картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.
В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений на основе симпатий и антипатий мы определили следующие диагностические показатели:
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в группе 40 % детей имеют неблагоприятный статус (принадлежат к группам «принебрегаемые» и «отверженные»), а 60 % относятся к первой и второй статусным группам («лидеры» и «предпочитаемые») и имеют благоприятный статус.
Наглядно данные исследования представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Статусное положение учеников в группе подростков на констатирующем этапе эксперимента
Рассмотрев
отдельно мальчиков и девочек
по распределению
Наглядно результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение статусов в группах девочек и мальчиков на констатирующем этапе эксперимента
2. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) определяется как, выше среднего, так как большинство детей группы (60 %) оказались в благоприятных (1 и 2) статусных категориях. Однако уровень благополучия не устойчив, так как близок к среднему значению, что означает недостаточное благополучие детей в системе межличностных отношений, их недостаточную удовлетворенность в общении, признании сверстниками;
Кроме того, на карте групповой дифференциации отчетливо прослеживается негативный характер межличностных связей внутри экспериментальной группы, преобладающий над положительными выборами детей, моменты «неразделенной любви», что также говорит о недостаточной удовлетворенности детей в межличностном общении.
3.
Индекс изолированности (ИИ) = 15 %,
таким образом, группу не
4.
С помощью мотивации
Таким
образом, мотивация социометрических
выборов показала, что преобладающими
мотивами являются 1 («Потому, что он
веселый и с ним можно
Причем определение мотивов выборов практически не зависит от статуса ребенка (конечно, ребенок не знает своего статуса). Всеми участниками опроса, и теми, которые не получили выборов, и теми, которые получили большее количество выборов предпочтение было отдано 1, 13 и 7 мотивам. Знания все еще «имеют цену» у этих ребят – мотив «потому, что он много знает» был назван как представителями «лидеров», так и представителями «отверженных». Практически не была замечена какая - либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половой принадлежности опрошенных, т.е. мотивы мальчиков и девочек практически ничем не отличаются.