Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.
3.3.
Сравнительный анализ
результатов констатирующего
и контрольного этапов
эксперимента
С целью сравнения полученных в ходе исследования результатов, нами составлена сводная таблица 6
Таблица 6
Сравнение уровней коммуникативных способностей на разных этапах эксперимента
Уровни коммуникативных способностей | Констатирующий
этап |
Контрольный
этап | ||
Кол-во
учащихся |
% | Кол-во
учащихся |
% | |
Очень высокий | 3 | 15% | 4 | 20% |
Высокий | 3 | 15% | 7 | 35% |
Средний | 10 | 50% | 7 | 35% |
Ниже среднего | 3 | 15% | 2 | 10% |
Низкий | 1 | 5% | 0 | 0% |
Сравнивая показатели, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод, что в группе младших подростков на контрольном этапе произошло увеличение количества учащихся, имеющих высокий и очень высокий уровни коммуникативных способностей, за счет снижения количества учащихся со средним и ниже среднего уровнями коммуникативных способностей.
Из данной таблицы видно, что доминирующим уровнем коммуникативных способностей на контрольном этапе эксперимента является высокий и средний уровень. Следует отметить, что показатель уровня коммуникативных способностей повысился на контрольном этапе эксперимента за счет того, что на данном этапе полностью отсутствует низкий уровень коммуникативных способностей.
Таким образом, исследование коммуникативных способностей на контрольном этапе выявило следующее:
Наглядно результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 7.
Рис. 7. Сравнение уровней коммуникативных способностей испытуемых на разных этапах эксперимента
Рисунок
8 наглядно демонстрирует соотношение
показателей уровней
Рис. 8. Сравнительный анализ уровней коммуникативных способностей испытуемых на разных этапах эксперимента
Сравнивая показатели социометрического теста, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в исследуемой группе, можно сделать следующие выводы:
На рисунке 9 виден рост группы «предпочитаемые» за счет снижения количества учащихся, принадлежащих к группам «принебрегаемые» и «отверженные».
Рис. 9. Сравнение статусных групп на разных этапах эксперимента
Кроме того, следует отметить рост показателей статуса каждого учащегося, кроме учащегося под номером 19, перешедшего из группы «лидеры» в группу «предпочитаемые».
Изменения
в статусах учащихся после проведения
коррекционно-развивающей
Таблица 7
Сравнение статусов испытуемых на разных этапах эксперимента
№ | Код
испытуемого |
Констатирующий этап | Контрольный
этап |
Статус | Статус | ||
1 | Алина Р. | 0.26 | 0.53 |
2 | Аюна Н. | 0 | 0.1 |
3 | Баир Ж. | 0.21 | 0.2 |
4 | Ваня О. | -0.1 | 0 |
5 | Ваня П. | -0.16 | -0.1 |
6 | Василиса А. | 0.16 | 0.16 |
7 | Вера М. | 0.21 | 0.26 |
8 | Даша О. | 0.21 | 0.37 |
9 | Ира В. | -0.05 | 0.05 |
10 | Кеша Б. | 0.32 | 0.47 |
11 | Настя Б. | -0.5 | -0.3 |
12 | Ринчин Д. | 0.16 | 0.16 |
13 | Сарюна В. | 0.21 | 0.16 |
14 | Саша П. | 0.16 | 0.16 |
15 | Света К. | -0.16 | 0.05 |
16 | Света Р. | 2.2 | 0.1 |
17 | Ульяна Я. | 0.16 | 0.2 |
18 | Чингис С. | 0.16 | 0.16 |
19 | Шухрат А. | 0.26 | 0.26 |
20 | Эржена Ж. | -0.4 | -0.2 |
Сравнивая показатели уровня благополучия взаимоотношений (УБВ), а также показатели индекса изолированности (ИИ) в исследуемой группе до и после проведенной коррекционно-развивающей работы, можно говорить о значительном улучшении психологического климата в системе межличностных отношений подростков, о росте удовлетворенности детей в общении и признании сверстниками.
Данные повторной социометрической процедуры позволяют сделать следующие выводы:
Наглядно результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 10.
Рис. 10. Сравнение УБВ и ИИ на разных этапах эксперимента
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Таблица
8 демонстрирует изменения в
Таблица 8
Сравнение коммуникативных способностей и статусов испытуемых на разных этапах эксперимента
№ | Код
ученика |
Констатирующий
этап |
Контрольный
этап | ||
Уровень
коммуникативных
способностей |
Статус | Уровень коммуникативных
способностей |
Статус | ||
1 | Алина Р. | 5 (очень высокий) | 0.26 | 5 (очень высокий) | 0.53 |
2 | Аюна Н. | 3 (средний) | 0 | 4 (высокий) | 0.1 |
3 | Баир Ж. | 3 (средний) | 0.21 | 4 (высокий) | 0.2 |
4 | ВаняО. | 3 (средний) | -0.1 | 3 (средний) | 0 |
5 | Ваня П. | 2 (ниже среднего) | -0.16 | 3 (средний) | -0.1 |
6 | Василиса А. | 3 (средний) | 0.16 | 4 (высокий) | 0.16 |
7 | Вера М. | 5 (очень высокий) | 0.21 | 5 (очень высокий) | 0.26 |
8 | Даша О. | 3 (средний) | 0.21 | 3 (средний) | 0.37 |
9 | Ира В. | 2 (ниже среднего) | -0.05 | 4 (высокий) | 0.05 |
10 | КешаБ. | 4 (высокий) | 0.32 | 4 (высокий) | 0.47 |
11 | Настя Б. | 2 (ниже среднего) | -0.5 | 2 (ниже среднего) | -0.3 |
12 | Ринчин Д. | 3 (средний) | 0.16 | 3 (средний) | 0.16 |
13 | Сарюна В. | 3 (средний) | 0.21 | 4 (высокий) | 0.16 |
14 | Саша П. | 3 (средний) | 0.16 | 3 (средний) | 0.16 |
15 | Света К. | 3 (средний) | -0.16 | 3 (средний) | 0.05 |
Продолжение таблицы 8
16 | Света Р. | 3 (средний) | 2.2 | 3 (средний) | 0.1 |
17 | УльянаЯ. | 4 (высокий) | 0.16 | 5 (очень высокий) | 0.2 |
18 | Чингис С. | 4 (высокий) | 0.16 | 4 (высокий) | 0.16 |
19 | Шухрат А. | 5 (очень высокий) | 0.26 | 5 (очень высокий) | 0.26 |
20 | Эржена Ж. | 1 (низкий) | -0.4 | 2 (ниже среднего) | -0.2 |
Оценка различий на основе подсчета только процентных данных в изменениях на констатирующем и контрольном этапах эксперимента не дает нам полной картины воздействия формирующего эксперимента на экспериментальную выборку без применения статистических критериев [61].
1. Для подтверждения выдвинутой гипотезы зависимости статусного положения от уровня развития коммуникативных способностей нами был использован метод расчета коэффициента корреляции вычисляемый по формуле Пирсона [61]:
где: n – объем группы;
Х – первичные результаты показателя социометрического статуса;
У – первичные результаты уровня самооценки;
SХУ – алгебраическая сумма первичных результатов.
Расчеты коэффициента корреляции были произведены с применением ЭВМ. Полученный коэффициент корреляции в исследуемой группе rху = 0,75, свидетельствуют о том, что обе величины (статусное положение учащегося и уровень развития его коммуникативных способностей) взаимосвязаны.