Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

Работа содержит 1 файл

диплом Олеся.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

3.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента 

     С целью сравнения полученных в  ходе исследования результатов, нами составлена сводная таблица 6

Таблица 6

Сравнение уровней коммуникативных способностей на разных этапах эксперимента

Уровни  коммуникативных способностей Констатирующий 

этап

Контрольный

этап

Кол-во

учащихся

% Кол-во

учащихся

%
Очень высокий 3 15% 4 20%
Высокий 3 15% 7 35%
Средний 10 50% 7 35%
Ниже  среднего 3 15% 2 10%
Низкий 1 5% 0 0%

     Сравнивая показатели, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод, что в  группе младших подростков на контрольном  этапе произошло увеличение количества учащихся, имеющих высокий и очень высокий уровни коммуникативных способностей, за счет снижения количества учащихся со средним и ниже среднего уровнями коммуникативных способностей.

     Из  данной таблицы видно, что доминирующим уровнем коммуникативных способностей на контрольном этапе эксперимента является высокий и средний уровень. Следует отметить, что показатель уровня коммуникативных способностей повысился на контрольном этапе эксперимента за счет того, что на данном этапе полностью отсутствует низкий уровень коммуникативных способностей.

     Таким образом, исследование коммуникативных  способностей на контрольном этапе  выявило следующее:

  • количество учащихся, имеющих низкий уровень коммуникативных способностей, полностью сократилось после проведения коррекционно-развивающей программы;
  • количество учащихся, имеющих средний уровень, уменьшился, однако такой показатель получен за счет того, что четверо учеников перешли на высокий уровень коммуникативных способностей, а один ученик перешел с ниже среднего на средний уровень;
  • количество учащихся, имеющих высокий уровень, увеличилось на 20 % за счет того, что трое учеников перешли со среднего уровня на высокий.
  • количество учащихся, имеющих очень высокий уровень, увеличилось на одного человека.

     Наглядно  результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Сравнение уровней  коммуникативных  способностей испытуемых на разных этапах эксперимента

     Рисунок 8 наглядно демонстрирует соотношение  показателей уровней коммуникативных способностей в группе на разных этапах исследования (контрольном и констатирующем).

Рис. 8. Сравнительный анализ уровней коммуникативных способностей испытуемых на разных этапах эксперимента

     Сравнивая показатели социометрического теста, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в исследуемой группе, можно сделать следующие выводы:

  • на контрольном этапе произошло увеличение количества учащихся, принадлежащих к благоприятной группе («лидеры» и «предпочитаемые»), за счет перехода пяти учащихся из группы «принебрегаемые» в группу «предпочитаемые».
  • полностью сократилось количество учащихся, принадлежащих к группе «отверженные»,
  • уменьшилось на одного человека количество учащихся, принадлежащих к группе «принебрегаемые».

     На  рисунке 9 виден рост группы «предпочитаемые» за счет снижения количества учащихся, принадлежащих к группам «принебрегаемые» и «отверженные».

Рис. 9. Сравнение статусных групп на разных этапах эксперимента

     Кроме того, следует отметить рост показателей  статуса каждого учащегося, кроме учащегося под номером 19, перешедшего из группы «лидеры» в группу «предпочитаемые».

     Изменения в статусах учащихся после проведения коррекционно-развивающей программы  отображены в таблице 7.

Таблица 7

Сравнение статусов испытуемых на разных этапах эксперимента

Код

испытуемого

Констатирующий  этап Контрольный

этап

Статус Статус
1 Алина Р. 0.26 0.53
2 Аюна Н. 0 0.1
3 Баир Ж. 0.21 0.2
4 Ваня О. -0.1 0
5 Ваня П. -0.16 -0.1
6 Василиса А. 0.16 0.16
7 Вера М. 0.21 0.26
8 Даша О. 0.21 0.37
9 Ира В. -0.05 0.05
10 Кеша Б. 0.32 0.47
11 Настя Б. -0.5 -0.3
12 Ринчин Д. 0.16 0.16
13 Сарюна В. 0.21 0.16
14 Саша П. 0.16 0.16
15 Света К. -0.16 0.05
16 Света Р. 2.2 0.1
17 Ульяна Я. 0.16 0.2
18 Чингис С. 0.16 0.16
19 Шухрат А. 0.26 0.26
20 Эржена Ж. -0.4 -0.2

     Сравнивая показатели уровня благополучия взаимоотношений (УБВ), а также показатели индекса изолированности (ИИ) в исследуемой группе до и после проведенной коррекционно-развивающей работы, можно говорить о значительном улучшении психологического климата в системе межличностных отношений подростков, о росте удовлетворенности детей в общении и признании сверстниками.

     Данные  повторной социометрической процедуры  позволяют сделать следующие  выводы:

  • Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), приближавшийся к среднему значению на констатирующем этапе эксперимента, после проведения коррекционно-развивающей работы, увеличился на 20%;
  • Индекс изолированности напротив уменьшился на 5 % по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента.

     Наглядно  результаты по исследуемому показателю представлены на рисунке 10.

Рис. 10. Сравнение УБВ  и ИИ на разных этапах эксперимента

     Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим  выводам:

  • Статусное положение подростка в группе в целом тем ниже, чем ниже уровень его коммуникативных способностей;
  • Коррекционно-развивающая работа по устранению проблем межличностного общения в среде младших подростков оказывает благоприятное воздействие на психологический климат в коллективе, увеличивая уровень коммуникативных способностей и улучшая статусное положение учащихся.

     Таблица 8 демонстрирует изменения в статусах и коммуникативных способностях испытуемых, произошедшие после проведения коррекционно-развивающей работы

      Таблица 8

Сравнение коммуникативных способностей и статусов испытуемых на разных этапах эксперимента

Код

ученика

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

Уровень коммуникативных

способностей

Статус Уровень коммуникативных

способностей

Статус
1 Алина Р. 5 (очень высокий) 0.26 5 (очень высокий) 0.53
2 Аюна Н. 3 (средний) 0 4 (высокий) 0.1
3 Баир Ж. 3 (средний) 0.21 4 (высокий) 0.2
4 ВаняО. 3 (средний) -0.1 3 (средний) 0
5 Ваня П. 2 (ниже среднего) -0.16 3 (средний) -0.1
6 Василиса А. 3 (средний) 0.16 4 (высокий) 0.16
7 Вера М. 5 (очень высокий) 0.21 5 (очень высокий) 0.26
8 Даша О. 3 (средний) 0.21 3 (средний) 0.37
9 Ира В. 2 (ниже среднего) -0.05 4 (высокий) 0.05
10 КешаБ. 4 (высокий) 0.32 4 (высокий) 0.47
11 Настя Б. 2 (ниже среднего) -0.5 2 (ниже среднего) -0.3
12 Ринчин Д. 3 (средний) 0.16 3 (средний) 0.16
13 Сарюна В. 3 (средний) 0.21 4 (высокий) 0.16
14 Саша П. 3 (средний) 0.16 3 (средний) 0.16
15 Света К. 3 (средний) -0.16 3 (средний) 0.05
 

     Продолжение таблицы 8

16 Света Р. 3 (средний) 2.2 3 (средний) 0.1
17 УльянаЯ. 4 (высокий) 0.16 5 (очень высокий) 0.2
18 Чингис С. 4 (высокий) 0.16 4 (высокий) 0.16
19 Шухрат А. 5 (очень высокий) 0.26 5 (очень высокий) 0.26
20 Эржена Ж. 1 (низкий) -0.4 2 (ниже среднего) -0.2

     Оценка  различий на основе подсчета только процентных данных в изменениях на констатирующем и контрольном этапах эксперимента не дает нам полной картины воздействия формирующего эксперимента на экспериментальную выборку без применения статистических критериев [61].

      1. Для подтверждения  выдвинутой гипотезы зависимости статусного положения от уровня развития коммуникативных способностей нами был использован метод расчета коэффициента корреляции вычисляемый по формуле Пирсона [61]:

     где: n – объем группы;

     Х – первичные результаты показателя социометрического статуса;

     У – первичные результаты уровня самооценки;

     SХУ – алгебраическая сумма первичных результатов.

           Расчеты коэффициента корреляции были произведены с применением  ЭВМ. Полученный коэффициент корреляции в исследуемой группе rху = 0,75, свидетельствуют о том, что обе величины (статусное положение учащегося и уровень развития его коммуникативных способностей) взаимосвязаны.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков