Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

Работа содержит 1 файл

диплом Олеся.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

     Наглядно  уровень значимости взаимосвязи  исследуемых величин показан  на рисунке 11. 

                                         Зона возможной значимости

                                           0,05                                            0,01

   Зона незначимости                                                                         Зона супер.значимости

               -                                            + ?                                         ++

                                            0,44                                            0,56

Рис. 11. Ось значимости взаимосвязи коммуникативных способностей и статуса ученика в исследуемой группе

     Следовательно, наша гипотеза подтвердилась: дети с  низким статусным положением в группе имеют более низкий уровень коммуникативных  способностей, чем дети, имеющие  высокое статусное положение  в группе.

     2. Для определения достоверности  различий результатов констатирующего  и контрольного этапов эксперимента, с целью доказательства эффективности  воздействия разработанной коррекционно-развивающей  программы на уровни коммуникативных  способностей и статусное положение подростков в исследуемой группе, нами была выявлена статистически значимая тенденция в смещении показателей. Для решения этой задачи нами был использован непараметрический критерий знаков – G [61].

     Таблица 9 отражает сдвиги, произошедшие в уровнях коммуникативных способностей испытуемых.

     Таблица 9

Смещение  показателей уровней  коммуникативных  способностей

Уровень коммуникативных  способностей

Констатирующий  этап

Уровень коммуникативных  способностей

Контрольный этап

Сдвиг

значений

1 5 5 0
2 3 4 1
3 3 4 1
4 3 3 0
5 2 3 1
6 3 4 1

     Продолжение таблицы 9

7 5 5 0
8 3 3 0
9 2 4 2
10 4 4 0
11 2 2 0
12 3 3 0
13 3 4 1
14 3 3 0
15 3 3 0
16 3 3 0
17 4 5 1
18 4 4 0
19 5 5 0
20 1 2 1
Сумма нулевых сдвигов 12
Сумма положительных сдвигов 8
Сумма отрицательных сдвигов 0

     Подсчет данных показал, что сдвиги имели  место быть и все они положительны (8 значений). Таким образом, Gкрит. = 8, Gэмп. = 0.

     На  рисунке 12 представлена «ось значимости»  произошедших изменений. 

                                      Зона возможной значимости

                                    0,05                                              0,01

  Зона незначимости                                                                           Зона супер.значимости

            -                                                    + ?                                                    ++

                               

                                        1                                                0

Рис. 12. Ось значимости в сдвиге показателей коммуникативных способностей участников эксперимента

     «Ось  значимости» наглядно показывает, что  сдвиги в уровнях коммуникативных  способностях у учащихся, произошедшие после проведения коррекционно-развивающей  программы, статистически значимы.

     Таким образом, анализируя полученные результаты, можно уверенно утверждать, что после проведенной коррекционно-развивающей работы наблюдается достоверный сдвиг в сторону увеличения коммуникативных способностей испытуемых.

     3. Для определения достоверности  различий результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, с целью доказательства эффективности воздействия разработанной коррекционно-развивающей программы на повышение статусного положения подростков в группе, нами также была выявлена статистически значимая тенденция  в смещении показателей с помощью критерий знаков – G (таблица 10).

     Таблица 10

Смещение  показателей статусов испытуемых

Статус

Констатирующий  этап

Статус

Контрольный этап

Сдвиг

значений

1 0.26 0.53 0,27
2 0 0.1 0,1
3 0.21 0.2 -0,01
4 -0.1 0 0,1
5 -0.16 -0.1 0,06
6 0.16 0.16 0
7 0.21 0.26 0,05
8 0.21 0.37 0,16
9 -0.05 0.05 0,1
10 0.32 0.47 0,15
11 -0.5 -0.3 0,2
12 0.16 0.16 0
 

     Продолжение таблицы 10

13 0.21 0.16 -0,05
14 0.16 0.16 0
15 -0.16 0.05 0,21
16 0.22 0.1 -0,21
17 0.16 0.2 0,04
18 0.16 0.16 0
19 0.26 0.26 0
20 -0.4 -0.2 0,2
Сумма нулевых сдвигов 5
Сумма положительных сдвигов 12
Сумма отрицательных сдвигов 3

     Подсчет данных показал, что сдвиги имели  место быть и большинство из них  положительны (12 значений). Таким образом, Gкрит. = 12, Gэмп. = 3.

     Тем не менее «ось значимости» на рисунке 13 показывает, что сдвиги в статусных  показателях учащихся, произошедшие после проведения коррекционно-развивающей  программы, статистически незначимы.  

                                          Зона возможной значимости

                               0,05                                      0,01

       Зона незначимости                                                                                              Зона супер.значимости

            -                                            + ?                                         ++

     3                            2                                         1

Рис. 13. Ось значимости в сдвиге показателей статусов участников эксперимента

     Полученные  результаты, показывают, что после проведенной коррекционно-развивающей работы не наблюдается достоверный сдвиг в сторону улучшения статусных положений испытуемых. Вероятно, это объясняется движениями внутри благоприятной группы («лидеры» и «предпочитаемые»): заменой одного из лидеров, сменой приоритетов внутри  благоприятной группы. Исследуемая группа еще некоторое время будет оставаться аморфной, так как после проведения коррекционно-развивающей программы многие ученики пересмотрели свое отношение к одноклассникам. Новые эмоциональные отношения   в группе только начинают формироваться.

     Тем не менее, значительный рост показателей  уровня благополучия взаимоотношений, а также снижение показателя индекса изолированности в исследуемой группе до и после проведенной коррекционно-развивающей работы говорят о значительном улучшении психологического климата в системе межличностных отношений подростков, о росте удовлетворенности детей в общении и признании сверстниками. Об улучшении психологического климата также говорит рост симпатий в группе и уменьшение антипатий. 

Выводы  по третьей главе 

     Анализируя  причины межличностных проблем  в среде подростков, можно сделать  вывод о том, что часто в  их основе лежат индивидуально-психологические  особенности общения - интеллектуальные, волевые, личностные.

     Результаты  полученных данных по методике Кэттелла выявили следующие личностные особенности, являющиеся причинами межличностных  проблем в среде подростков: самоуверенность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.

     С целью диагностики коммуникативных  способностей подростков в исследовании применена методика КОС-1. После повторного проведения методики были выявлены следующие  результаты.

     Выделяются  четыре уровня коммуникативных способностей у подростков экспериментальной группы: средний (8 учеников), высокий (6 учеников), очень высокий (3 ученика), ниже среднего (2 ученика). Низкого уровня коммуникативных способностей нет.

     Предположили, что на статусное положение подростка  в коллективе может влиять уровень коммуникативных способностей испытуемых, то есть низкое статусное положение занимают те учащиеся, у которых возникают трудности в общении. С этой целью был проведен социометрический тест.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков