Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа
Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.
Наглядно
уровень значимости взаимосвязи
исследуемых величин показан
на рисунке 11.
Зона незначимости
-
Рис. 11. Ось значимости взаимосвязи коммуникативных способностей и статуса ученика в исследуемой группе
Следовательно, наша гипотеза подтвердилась: дети с низким статусным положением в группе имеют более низкий уровень коммуникативных способностей, чем дети, имеющие высокое статусное положение в группе.
2.
Для определения достоверности
различий результатов
Таблица 9 отражает сдвиги, произошедшие в уровнях коммуникативных способностей испытуемых.
Таблица 9
Смещение показателей уровней коммуникативных способностей
№ | Уровень коммуникативных
способностей
Констатирующий этап |
Уровень коммуникативных
способностей
Контрольный этап |
Сдвиг
значений |
1 | 5 | 5 | 0 |
2 | 3 | 4 | 1 |
3 | 3 | 4 | 1 |
4 | 3 | 3 | 0 |
5 | 2 | 3 | 1 |
6 | 3 | 4 | 1 |
Продолжение таблицы 9
7 | 5 | 5 | 0 |
8 | 3 | 3 | 0 |
9 | 2 | 4 | 2 |
10 | 4 | 4 | 0 |
11 | 2 | 2 | 0 |
12 | 3 | 3 | 0 |
13 | 3 | 4 | 1 |
14 | 3 | 3 | 0 |
15 | 3 | 3 | 0 |
16 | 3 | 3 | 0 |
17 | 4 | 5 | 1 |
18 | 4 | 4 | 0 |
19 | 5 | 5 | 0 |
20 | 1 | 2 | 1 |
Сумма нулевых сдвигов | 12 | ||
Сумма положительных сдвигов | 8 | ||
Сумма отрицательных сдвигов | 0 |
Подсчет данных показал, что сдвиги имели место быть и все они положительны (8 значений). Таким образом, Gкрит. = 8, Gэмп. = 0.
На
рисунке 12 представлена «ось значимости»
произошедших изменений.
Зона возможной значимости
0,05
Зона
незначимости
-
+ ?
1
Рис. 12. Ось значимости в сдвиге показателей коммуникативных способностей участников эксперимента
«Ось значимости» наглядно показывает, что сдвиги в уровнях коммуникативных способностях у учащихся, произошедшие после проведения коррекционно-развивающей программы, статистически значимы.
Таким образом, анализируя полученные результаты, можно уверенно утверждать, что после проведенной коррекционно-развивающей работы наблюдается достоверный сдвиг в сторону увеличения коммуникативных способностей испытуемых.
3. Для определения достоверности различий результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, с целью доказательства эффективности воздействия разработанной коррекционно-развивающей программы на повышение статусного положения подростков в группе, нами также была выявлена статистически значимая тенденция в смещении показателей с помощью критерий знаков – G (таблица 10).
Таблица 10
Смещение показателей статусов испытуемых
№ | Статус
Констатирующий этап |
Статус
Контрольный этап |
Сдвиг
значений |
1 | 0.26 | 0.53 | 0,27 |
2 | 0 | 0.1 | 0,1 |
3 | 0.21 | 0.2 | -0,01 |
4 | -0.1 | 0 | 0,1 |
5 | -0.16 | -0.1 | 0,06 |
6 | 0.16 | 0.16 | 0 |
7 | 0.21 | 0.26 | 0,05 |
8 | 0.21 | 0.37 | 0,16 |
9 | -0.05 | 0.05 | 0,1 |
10 | 0.32 | 0.47 | 0,15 |
11 | -0.5 | -0.3 | 0,2 |
12 | 0.16 | 0.16 | 0 |
Продолжение таблицы 10
13 | 0.21 | 0.16 | -0,05 |
14 | 0.16 | 0.16 | 0 |
15 | -0.16 | 0.05 | 0,21 |
16 | 0.22 | 0.1 | -0,21 |
17 | 0.16 | 0.2 | 0,04 |
18 | 0.16 | 0.16 | 0 |
19 | 0.26 | 0.26 | 0 |
20 | -0.4 | -0.2 | 0,2 |
Сумма нулевых сдвигов | 5 | ||
Сумма положительных сдвигов | 12 | ||
Сумма отрицательных сдвигов | 3 |
Подсчет данных показал, что сдвиги имели место быть и большинство из них положительны (12 значений). Таким образом, Gкрит. = 12, Gэмп. = 3.
Тем
не менее «ось значимости» на рисунке
13 показывает, что сдвиги в статусных
показателях учащихся, произошедшие
после проведения коррекционно-развивающей
программы, статистически незначимы.
Зона возможной значимости
0,05
Зона незначимости
-
3
Рис. 13. Ось значимости в сдвиге показателей статусов участников эксперимента
Полученные результаты, показывают, что после проведенной коррекционно-развивающей работы не наблюдается достоверный сдвиг в сторону улучшения статусных положений испытуемых. Вероятно, это объясняется движениями внутри благоприятной группы («лидеры» и «предпочитаемые»): заменой одного из лидеров, сменой приоритетов внутри благоприятной группы. Исследуемая группа еще некоторое время будет оставаться аморфной, так как после проведения коррекционно-развивающей программы многие ученики пересмотрели свое отношение к одноклассникам. Новые эмоциональные отношения в группе только начинают формироваться.
Тем
не менее, значительный рост показателей
уровня благополучия взаимоотношений,
а также снижение показателя индекса изолированности
в исследуемой группе до и после проведенной
коррекционно-развивающей работы говорят
о значительном улучшении психологического
климата в системе межличностных отношений
подростков, о росте удовлетворенности
детей в общении и признании сверстниками.
Об улучшении психологического климата
также говорит рост симпатий в группе
и уменьшение антипатий.
Выводы
по третьей главе
Анализируя
причины межличностных проблем
в среде подростков, можно сделать
вывод о том, что часто в
их основе лежат индивидуально-
Результаты полученных данных по методике Кэттелла выявили следующие личностные особенности, являющиеся причинами межличностных проблем в среде подростков: самоуверенность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.
С
целью диагностики
Выделяются четыре уровня коммуникативных способностей у подростков экспериментальной группы: средний (8 учеников), высокий (6 учеников), очень высокий (3 ученика), ниже среднего (2 ученика). Низкого уровня коммуникативных способностей нет.
Предположили, что на статусное положение подростка в коллективе может влиять уровень коммуникативных способностей испытуемых, то есть низкое статусное положение занимают те учащиеся, у которых возникают трудности в общении. С этой целью был проведен социометрический тест.