Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.
Задачами исследования являются:
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде подростков;
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами;
Изучение особенностей подростков с целью установления зависимости статусного положения подростка в коллективе от его коммуникативных способностей;
Разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого - педагогическими средствами.

Работа содержит 1 файл

диплом Олеся.doc

— 869.50 Кб (Скачать)
align="justify">     5. Возможность получения обратной связи и поддержки от подростков со сходными проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, которые отлично понимают сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают то же самое.

     6. Взаимодействие в группе создает  напряжение, которое помогает прояснить  психологические проблемы каждого.  В то же время, психологическое  напряжение в группе может  и должно играть конструктивную  роль, задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

     7. Группа облегчает процессы самораскрытия,  самоисследования и самопознания. Иначе, чем в группе, иначе,  чем через других подростков, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе [20].

     Главное, о чем необходимо помнить при  работе с подростками на тренинговых занятиях - это воспитание позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру [30]. 

Выводы  по первой главе 

     Каждый  возраст имеет свои особенности  и сложности. Не является исключением  и подростковый возраст.

     Анализируя  труды отечественных и зарубежных исследователей по исследуемой проблеме, мы пришли к выводу, что одну из основных ролей в формировании личности подростка играет подростковое общество (референтная группа) - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и может влиять на его поведение и отношения с другими. И именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней он будет пытаться утвердиться. Наряду с этим сложности для общения подростка создает и его стремление, находясь в группе, отстаивать свое право на индивидуальность, уникальность: одновременно «быть - как все» и «ни на кого не похожим».

     Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о  том, что основными причинами  межличностных проблем в среде подростков могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.

     Основой межличностных отношений в среде подростков является общение. Общение является очень важным специфическим каналом информации. Содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению среди сверстников.

       Работая с подростками, значительное  внимание следует уделять эмоциональной  сфере, так как именно она  определяет многие моменты поведения и общения в среде подростков. Хотя большинство организуемых детьми групп носит моногамный характер, вместе с тем в среде сверстников возникают такие качества и формы общения, которые начинают определять первые попытки юношеской дружбы и любви.

     Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально-психологические  характеристики.

     Основными направлениями решения межличностных  проблем в среде подростков средствами педагогики и психологии, прежде всего, выступают методы убеждения, рассказ и лекция, беседа и диспут.

     Одним из наиболее перспективных методов  решения межличностных проблем  в среде подростков является организация  работы с ними в тренинговых группах. Это и игра, и работа одновременно.

     Организация работы подростков в группах психологического тренинга актуальна именно в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте особо остро начинают волновать  душевные проблемы, трудности общения  и взаимопонимания, начинают волновать сакраментальный вопрос о смысле собственного существования. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 

2.1. Организация и  описание исследования 

     Целью исследования является разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.

     Задачами  исследования являются:

     1. Анализ психолого-педагогической  литературы по межличностным  проблемам в среде подростков;

     2. Анализ известных и синтез  новых направлений решения межличностных  проблем в среде подростков  психолого-педагогическими средствами;

     3. Изучение личностных особенностей  подростков с целью установления  зависимости статусного положения  подростка в коллективе от его коммуникативных способностей и разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде подростков психолого-педагогическими средствами.

     Объектом  исследования являются межличностные отношения в среде подростков 7-а класса ГОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

     Предметом исследования являются способы разрешения межличностных проблем в среде младших подростков психолого-педагогическими средствами

     Исследование  проводилось с начала сентября по конец октября 2009 г.

     В эксперименте принимали участие  учащиеся 7-а класса ГОУ «Багдаринская  эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования» п. Багдарин. Количество испытуемых - 20 человек: 8 - мальчиков, 12 - девочек.

     В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы  и осуществлены 3 этапа эксперимента:

     I ЭТАП – констатирующий.

     Социометрическое  исследование группы испытуемых, диагностика  коммуникативных способностей по методике КОС-1 и личностных особенностей испытуемых по методике Кеттела (сокращенный вариант).

     II ЭТАП – формирующий.

     Составление и выполнение программы тренингов  по профилактике и разрешению межличностных  проблем в среде подростков экспериментальной  группы психолого-педагогическими средствами.

     III ЭТАП – контрольный.

     Повторная диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 и социометрическое исследование экспериментальной группы.

     В соответствии с поставленными задачами I этап эксперимента разбит на 3 серии:

     1 серия - направлена на изучение коммуникативных особенностей испытуемых.

     2 серия - направлена на изучение  личностных особенностей испытуемых.

     3 серия - направлена на изучение межличностных отношений внутри  группы испытуемых.

     III этап эксперимента разбит на  2 серии:

     1 серия - направлена на изучение коммуникативных особенностей испытуемых.

     2 серия - направлена на изучение межличностных отношений внутри  группы испытуемых.

     2.2. Обоснование и выбор методов и методик исследования

 

     1. С целью выявления уровня коммуникативных способностей младших подростков нами была использована методика КОС-1 (Приложение 1).

     Данная  методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникационных склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными  в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться [42].

     С помощью дешифратора было подсчитано количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

     После этого был определен оценочный  коэффициент (К) по формуле К = м / 20,

     где м - количество совпадающих с дешифратором ответов,

     20 - максимально возможное число совпадений.

     Пользуясь оценочной шкалой, мы определили у  школьников уровень коммуникативных способностей.

     Испытуемый, получивший оценку 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских  или коммуникативных способностей.

     Испытуемый, получивший оценку 2, не стремится к  общению, чувствует себя скованно в  новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

     Испытуемый, получивший оценку 3, стремится к  контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

     Испытуемый, получивший оценку 4, не теряется в новой  обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить  круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

     Испытуемый, получивший оценку 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

     2. С целью изучения особенностей  личности испытуемых нами была  использована методика 16-PF Кэттелла (Приложение 2) [41].

     Испытуемому предлагалось в каждом вопросе выбрать  один из трех вариантов ответа и указать буквы (a, б, c) выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы следовало по указанному образцу, строго придерживаясь предложенного расположения номеров вопросов в  бланке ответов.

     С помощью дешифратора было подсчитано количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики

     Баллы суммировались отдельно по каждому  фактору и сравнивались со средними значениями.

      3. Для того чтобы использовать  количественные характеристики  при изучении социальных взаимодействий в группе мы применили так называемую социометрическую процедуру, или социометрию, впервые предложенную в 30-х годах Д. Морено (Приложение 3).

     Данные  социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностике уровня деловой активности [57].

     Социометрический  метод, как замечает К. К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»; «…готовиться вместе к контрольной работе?» и т.д. [41].

     Результаты  ответов нами были перенесены на так  называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получил свой номер, согласно алфавитного списка и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурировал под ним.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков