Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка

Описание работы

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Работа содержит 1 файл

Психология личности2.docx

— 97.46 Кб (Скачать)

Кроме  уровней,  следует  выделять  виды  способностей  по  их

направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно изучают 

общие и специальные способности.

Под  общими  способностями  понимается  такая  система  интеллектуальных

свойств  личности,  которая  обеспечивает  относительную  легкость  и 

продуктивность  в  овладении  знаниями.  В  зарубежной  психологии  эта 

способность  обозначается  как intelligens,  что  равнозначно  выражению  

«умственные   способности».

Под  специальными  способностями  понимают  такую  систему  свойств 

личности,  которая  помогает  достигнуть  высоких  результатов  в  специальной 

области  деятельности,  например  литературной,  изобразительной,  музыкальной,

сценической и т. п.

Кроме  этих  двух  видов  способностей,  выделяется  и  третья  группа — 

способности  к  практической  деятельности.  Сюда  относят  конструктивно-технические,  организаторские,  педагогические  способности.  Основанием  для 

такой  классификации  способностей  служит  различение  видов  деятельности

(наука,  искусство,  практика),  каждый  из  которых  предъявляет   специфические 

требования к человеку.

Психодинамическая теория личности З. Фрейда

Согласно его струк-турной модели, в психической жизни можно выделить три основные структуры: ид (Оно), эго (Я) и суперэго (сверх Я). Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структу-рами, придавая огромное значение этому делению как предпосылке психоаналитической тео-рии. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений. Являясь ис-ходной структурой психики, "Оно" выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими по-буждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ве-дая страха или тревоги, Ид может представлять опасность для индивидуума и общества. Так-же оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.  
Фрейд также описал два процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напря-жения: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия не всегда эти действия приводят к снятию напряжения, и тогда вступают в действия первичные процессы, формирующие психические образы, связанные с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереаль-ное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. С момента осознания существования внешнего мира человеком, возникает следующая структура - эго. Эго (от латинского "я") - это компонент психики человека, отвечающий за принятие реше-ний. Эго черпает из Ид часть энергии для преобразования и реализацию потребностей в со-циально приемлемом контексте, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого - сохранение це-лостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разряд-ки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом. Одной из основных целей психоаналитической терапии является освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики.  
Суперэго ("сверх-Я") - последний компонент развивающейся личности - система ценно-стей, норм и этики, разумно совместимые с принятыми в окружении человека. Суер-Эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей. Суперэго подразделяется на две подсистемы - совесть и эго-идеал, и считает-ся сформировавшимся, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Оно пытает-ся убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими. Вкратце рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу психоанализа и психоаналитической терапии.  
Термин "психоанализ" имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод тера-пии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств инди-видуума. Рассмотрю сначала взгляды Фрейда на организацию психики. Согласно его струк-турной модели, в психической жизни можно выделить три основные структуры: ид (Оно), эго (Я) и суперэго (сверх Я). Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структу-рами, придавая огромное значение этому делению как предпосылке психоаналитической тео-рии.  
 
Ид (от латинского "оно") означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты лич-ности и наполняет поведение человека энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений. Являясь ис-ходной структурой психики, "Оно" выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими по-буждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ве-дая страха или тревоги, Ид может представлять опасность для индивидуума и общества. Так-же оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.  
Фрейд также описал два процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напря-жения: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия не всегда эти действия приводят к снятию напряжения, и тогда вступают в действия первичные процессы, формирующие психические образы, связанные с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереаль-ное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. С момента осознания существования внешнего мира человеком, возникает следующая структура - эго.  
Эго (от латинского "я") - это компонент психики человека, отвечающий за принятие реше-ний. Эго черпает из Ид часть энергии для преобразования и реализацию потребностей в со-циально приемлемом контексте, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого - сохранение це-лостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разряд-ки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом. Одной из основных целей психоаналитической терапии является освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики.  
Суперэго ("сверх-Я") - последний компонент развивающейся личности - система ценно-стей, норм и этики, разумно совместимые с принятыми в окружении человека. Суер-Эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей. Суперэго подразделяется на две подсистемы - совесть и эго-идеал, и считает-ся сформировавшимся, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Оно пытает-ся убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.  
 
Движущими силами поведения Фрейд считал инстинкты - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Каждый человек имеет ограниченное количество психической энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызван-ного скоплением этой энергии в одном месте. Фрейд выделял две группы инстинктов - ин-стинкты жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например, сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название либидо. Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и по-ловые органы. Вторая группа - инстинкты смерти (Танатос) - лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.  
Высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе. Психоаналитическая теория Фрейда - это пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека зависимым от внутренних психоло-гических конфликтов. Из анализа теории следует, что Фрейд был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. Теория личности Фрейда послужила осно-вой для психоаналитической терапии.

Развитие личности: психосексуальные стадии. По Фрейду, главным фактором развития человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одного участка тела к другому, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо (его эрогенные зоны). Социальный опыт привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, ценностей и черт характера.

Оральная  стадия — объектом либидо является пища, процесс удержания и кусания  ее. Потребность в питании является первой и основной потребностью младенца, поэтому большая часть либиди-озной  энергии катексирована в область  рта. По мнению Фрейда, основные оральные функции являются прототипом таких  черт зрелой личности, как легковерие или стремление к обладанию имуществом, знаниями (приобретательство — функция  удержания), а также страстностью к спорам, сарказму (агрессивность  — функция кусания).

Во время  кормления ребенка обычно утешают  лаской, покачивают. Все эти побочные ритуалы помогают снять напряжение, так как ассоциируются с процессом  кормления. Некоторые разновидности  стереотипных движений во сне или  днем у детей с позиций психоанализа расцениваются как регресс или  фиксация (задержка) на оральной стадии психосексуального развития. Такие "оральные привычки" взрослого  человека, как курение, грызение ногтей, навязчивое облизывание губ и  другие являются также проявлениями этой фиксации. Оптимальное протекание оральной стадии существенно зависит  от матери, поэтому ею могут "закладываться" такие личностные черты взрослого, как зависимость от своего окружения (крайнее ее проявление — желание "вернуться в маму"). Оптимизм-пессимизм, доверчивость-недоверчивость и другие подобные личностные проявления также  являются производными оральной стадии.

Анальная  стадия — объект либидо — область  прямой кишки. В результате выталкивания фекалий обычно возникает чувство  физического облегчения. На втором году жизни ребенка приучают регулировать функции кишечника, и он "научается" откладывать это "удовольствие" до подходящего периода. Увеличение самоконтроля связано и с пониманием того, что такой контроль может  быть дополнительным источником наслаждения. Кроме того, дети быстро начинают понимать, что увеличение самоконтроля приносит им похвалу и одобрение родителей, а значит позволяет требовать  дополнительного внимания как к  своим "успехам", так и к "неудачам" в туалетном поведении.

Отношение взрослых к "туалетному" воспитанию может, как полагает Фрейд, определять некоторые  черты будущего характера и личностные ценности человека. Если мать строга и  наказывает, то ребенок может приучиться удерживать фекалии, развиваются запоры, а в характере появится склонность к собиранию и удерживанию  — человеку трудно "расставаться" с вещами и идеями (скупость, упрямство, сверхчистоплотность и педантизм). Наказания, напротив, могут из-за чувства  гнева ребенка приводить к  опорожнению кишечника в неудобное  время, а в характере — это  эквиваленты импульсивности, раздражительности, жестокости и неорганизованности. Все  личностные проявления взрослых, вытекающие из этой стадии, в психоанализе часто  объединяют под названием "анальный характер".

Анальная  стадия для ребенка полна противоречий: с одной стороны, мать хвалит его  за "правильное" поведение, а с  другой — внушает, что "туалетное" поведение "грязное", и его надо держать в секрете от окружающих. Ни одна сфера современной жизни  не наполнена такими ограничениями  и табу, как "туалетное" поведение  человека.

Фаллическая стадия — осознание половых различий и сосредоточенность на гениталиях. Ребенок "замечает", что у одних  людей имеется фаллос, а других таковой отсутствует. По наблюдениям  Фрейда, именно в этот период отмечаются особые привязанности ребенка к  родителю противоположного пола. Если ранее и мальчик, и девочка  любят мать и одинаково соперничают  с отцом за нее, то здесь эти  чувства меняются: усиливаются у  мальчика и ослабевают у девочки.

Удовольствие  от фантазий подготавливает формирование Эдипова комплекса у мальчиков, а у девочек — комплекса  Электры. В психоаналитической теории эти два главных инцестуозных комплекса играют особо важную роль в детской сексуальности. Они  обозначены именами героев известных  древнегреческих трагедий: у мальчиков  — "мужской комплекс Эдипа" (Фрейд) как неосознанные сексуальные побуждения к матери, которые сочетаются с  неосознанной агрессией к отцу как  сексуальному сопернику, а у девочек  — "комплекс Электры" (Юнг) как  неосознанное стремление к инцесту  с отцом, сочетающееся с агрессией  к матери (женский Эдипов комплекс).

Типология личности по Юнгу.

Типология Юнга — система типологии личности, разработанная швейцарским психиатром К. Г. Юнгом в его работе «Психологические типы[ru]», опубликованной в 1921 году[1]. Система Юнга основана на понятии психологической установки, которая может быть экстравертной либо интровертной и на преобладании той или иной психической функции, к которым он относил мышление, чувство, ощущение и интуицию.

Целью психологической  типологии, по Юнгу, не является простая  классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой во-первых, инструмент исследователя  для упорядочивания бесконечно разнообразного психолологического опыта в некоем подобии координатной шкалы («тригонометрической  сетки» — пишет Юнг). Во-вторых, типология — инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок[2].

Классификация по «психологической установке»

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится  от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», — пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

Классификация по преобладающей функции.

Юнг следующим  образом определял психические  функции:

  • Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.
  • Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
  • Интуиция — функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она  не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в  этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как  готовое целое, без того, чтобы  мы сначала были в состоянии указать  или вскрыть, каким образом это  содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг  выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий  и интуитивный типы личности. С  учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным. Таким образом  образуется «восемь наглядных психологических  типов»[2].

 

 

 


Информация о работе Психология личности