Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка
Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.
28. Социокультурная теория личности К.Хорни.
Не согласна с Фрейдом: в решающей роли анатомии в обусловливании психических различий между муж и жен; не признает сущ-е психосексуальных стадий. Отрицала наличие у жен зависти к пенису. В основе нарушений функционирования личности – уникальные стили межличностных отношений. Решающий фактор в развитии личности – соц отношения между ребенком и родителями. В детстве основные потребности: удовлетворение и безопасность, если их не насытить – базальная враждебность – базальная тревога – невроз. Защитные стратегии (невротические потребности): любовь и одобрение; руководящий партнер; четкие ограничения; власть; эксплуатация других; общественное признание; восхищение собой; честолюбие; самодостаточность и независимость; безупречность и неопровержимость. Межличностные стратегии: ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный), против (враждебный). Предложила версию: зависть мужчин к женщинам из-за способности рожать и кормить детей.
31.Эго-теория личности Э.Эриксона.
. Эгоидентичность –
то какой я есть. Ввел понятие
кризиса идентичности, который связан
с точкой выбора между
23. Индивидуальная теория личности А.Адлера.
Компенсация чувства
неполноценности, испытываемого в
детстве. Уникальности стиля жизни
каждого. Типы личности связанные со
стилями жизни: управляющий (активны,
но не в соц плане), берущий (паразитическое
отношение), избегающий тип (нет ни интереса,
ни активности), соц полезный (зрелость,
сой ориентированность, высокий
уровень активности). 3 задачи: работа,
дружба, любовь. Порядковая позиция
ребенка в семье: первенец (интеллект
развит), единственный, средний и
последний (алкоголик). Соц интерес
– внутр тенденция человека к
участию в создании идеального общества.
И степень выраженности этого
явления – показатель здоровья.
Препятствия к личностному
30. Структурная
теория личности Р. Кеттелла
Согласно Кеттелу, личность – это то, что
позволяет нам предсказать поведение
человека в данной ситуации. Черта – наиболее
важное у Кеттела понятие. Центральным
для Кеттела является различение между
поверхностными и исходными чертами. Кеттел
считает исходные черты более важными,
чем поверхностные. Динамические черты
можно разделить на три группы: аттитьюд,
эрг и чувство.1. Аттитюды - выраженная
динамическая переменная, из которой должны
выводиться эрги. Аттитюд конкретного
индивида в конкретной ситуации - это интерес
определенной интенсивности в некотором
действии относительно определенного
объекта. Аттитюдов может быть очень много.
2. Эрги- есть конституциональная динамическая
исходная черта; выделил 10 эргов: голод,
секс, стадность, родительская протективность,
любопытство, бегство(страх), драчливость,
приобретательство, самоутверждение и
нарциссическая сексуальность. 3. Чувства
- динамическая черта, формируемая средой.
Оно параллельно эргу, за исключением
того, что оно - результат действия факторов
опыта или социокультурных факторов чувства
- это основные приобретенные структуры
динамических черт, заставляющие своих
обладателей уделять внимание определенным
объектам или классам объектов, чувствовать
их определенным образом и реагировать
на них определенным образом.
25.Аналитическая
теория личности К. Юнга.
Три основные структуры личности: Эго,
личное и коллективное бессознательное.
Главное расхождение с Фрейдом – понимание
природы либидо: у Юнга – творческая жизненная
Е (способствует личностному росту), а
у Фрейда – сексуальная. Эго – все что
осознаваемо; личное бессознательное
– подавленное, вытесненное, комплексы;
коллективное бессознательное – архетипы:
анима (женское бессознательное у мужчины),
анимус (наоборот), персона (соц роль человека),
тень (бессознательная противоположность
сознанию: экстроверт - интроверт), самость
(воплощение целостности и гармонии –
мандала, центральный архетип), мудрец
(персонификация жизненной мудрости и
зрелости), бог (конечная реализация психической
реальности, спроецированной на внешний
мир). 4 психологические ф-ии: мышление,
чувство (рациональные), ощущение и интуиция
(иррациональное).
1.2. Социальная природа личности.
Человек связан с окружающим миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин, изучающих человека, — ответ научного знания на многообразие связей человека с миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. В системе этих связей человек изучается как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном изменчивости, как субъект и объект исторического развития — личность, как основная производительная сила общества — субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу. Вместе с тем, считал Б. Г. Ананьев, человек предстает еще и как индивидуальность, при этом он отмечал относительность разделения человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные. Личность — это социальное качество человека. Наиболее общее
определение личности может звучать так: личность – это человек, наделенный сознанием. Личность как субъект и объект общественных отношений.
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния
различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе
производства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфере политических отношений. От того,
свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально
избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть
исполнительницей чужой воли, зависит психология личности.
Личность находится также в сфере действия идеологических отношений.
Идеология, или система идей об обществе, формирует психологию личности, ее
мировоззрение, социальные установки. Овладение общественными науками
помогает личности правильно ориентироваться в общественных событиях и
осознать свое место и роль в общественном развитии. Общество оказывает
идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и
воспитания, радио, телевидения и других средств массовых коммуникаций.
На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной
группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют
друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных
установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным
качествам. Следовательно, отражение личностью материальных и политических
условий жизни опосредовано идеологией и психологией больших и малых
социальных групп, и всего общества в целом.
Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разнообразнее
ее связи с различными сторонами жизни, тем глубже она проникает в мир
общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный
мир.Активность личности.Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т.
е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю,
но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием
объективных общественных закономерностей. Однако историческая
необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности
за свое поведение перед обществом.
Личность — существо сознательное, она может выбирать тот или иной
образ жизни: отдавать все силы обществу или жить личными интересами. Это
зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня
осознания им объективных закономерностей своей жизни.
1.3. Соотношение понятий
«человек», «индивид», «
«индивидуальность».
Человек — прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу
млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид
наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность как внешнего мира,
так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и
действовать разумно. Человек как биологический вид характеризуется особой
телесной организацией, существенными признаками которой являются:
прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду,
высокоразвитый мозг, способный в социальных условиях отражать мир в
понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и
идеалам.
Человек вместе с тем существо общественное, и это самый существенный
его признак. Общественная жизнь и труд не только совершенствовали
природную организацию человека, но и подчинили ее себе. Человек —
носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом.
Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не
только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы,
соотносить желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и
действовать разумно. Самосознание является вершиной развития сознания
человека как в филогенезе (истории рода), так ив онтогенезе (истории жизни
индивида).
Человек многогранен, а потому он служит объектом изучения как
естественных, так и общественных наук.
Понятие «индивид».
Наиболее широко используется в американской и западно-европейской
психологии как термин, отражающий психологическую сущность человека.
Индивид –– это человек как единичное природное существо, представитель
человеческого вида, единство врожденного и приобретенного, продукт онто- и
филогенеза, носитель индивидуально своеобразных черт. Это понятие отражает все
аспекты жизни и деятельности человека и является аналогом понятия человек.
Понятие о личности.
Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность —
категория общественно-историческая. Ее общественная сущность и социальные
функции являются главными показателями в характеристике. Личность —
объект исследования множества общественных наук: истории, философии,
социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики.
Личность — сознательный индивид, занимающий определенное
положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль
— это социальная функция личности; например, роль матери и отца —
воспитание детей, роль директора школы — управление коллективом учителей и
организация процесса обучения учащихся.
Позиция личности — это система ее отношений. Существенными
отношениями личности являются отношения к материальным условиям жизни,
к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным,
трудовым и т. д. Эти отношения характеризуют нравственный облик личности,
ее социальные установки.
Отношения различают не только по их направленности на объект, но и по
уровню их осознанности. Обычно различают отношения малоосознанные и
глубокоосознанные. Малоосознанное отношение — это чувство симпатии или
антипатии. Глубокоосознанное — это принципиальное отношение, оно
определяется не требованием ситуации, а внутренними убеждениями,
сложившимся нравственным идеалом личности, сознанием долга и
обязанности.
Итак, философия и психология рассматривают личность как социальную
сущность. Личность — это тот же человек, но взятый со стороны его
общественной значимости и общественной деятельности. Физиолог исследует
человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку как к
личности. Личность — это сознательный индивид. Нельзя понять общественной
роли личности, не анализируя ее психологии: мотивов деятельности,
способностей и характера, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной
организации, например типа нервной системы.
Понятие об индивидуальности.
Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное.
Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об
индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом
«индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность
личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый
человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других
— малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной,
эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической
деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в способности видеть то, что
не замечают другие, в особенности переработки информации, т. е. в умении
ставить проблемы и решать их. Своеобразие чувств может заключаться в