Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка

Описание работы

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Работа содержит 1 файл

Психология личности2.docx

— 97.46 Кб (Скачать)

 

28. Социокультурная  теория личности К.Хорни.

Не согласна с Фрейдом: в решающей роли анатомии в обусловливании психических различий между муж  и жен; не признает сущ-е психосексуальных стадий. Отрицала наличие у жен  зависти к пенису. В основе нарушений  функционирования личности – уникальные стили межличностных отношений. Решающий фактор в развитии личности – соц отношения между ребенком и родителями. В детстве основные потребности: удовлетворение и безопасность, если их не насытить – базальная  враждебность – базальная тревога  – невроз. Защитные стратегии (невротические  потребности): любовь и одобрение; руководящий  партнер; четкие ограничения; власть; эксплуатация других; общественное признание; восхищение собой; честолюбие; самодостаточность  и независимость; безупречность  и неопровержимость. Межличностные  стратегии: ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный), против (враждебный). Предложила версию: зависть мужчин к женщинам из-за способности рожать и кормить детей.

 

31.Эго-теория  личности Э.Эриксона.

. Эгоидентичность –  то какой я есть. Ввел понятие  кризиса идентичности, который связан  с точкой выбора между регрессом  и прогрессом. Задача личности  на каждом возрастном этапе  найти баланс между ними.  Личностное  развитие Эриксон обуславливает  2 факторами: 1. Генетический –развертывание  врожденной генетической программы  развития. 2. Социальный – фактор  отношений. Генетическая программа  не реализуется автоматически,  для этого необходимы надлежащие  социальные условия. Стадии: 1. Орально-сенсорная (надежда) – выбор между доверием и недоверием 0-18мес. 2. Мышечно-анальная (воля) – выбор между автономией и стыдом – самоконтроль, регуляция 18м – 4г. 3. Локомоторная – генитальная – выбор между инициативой и виной, чувство любви к противоположному полу, чувства вины и стыда. 4-6л. 4. Латентная – цель выбор между чувством умелости, компетентности, неполноценности. 6-11л. 5. Юность – выбор между обретением положительного я и диффузной идентичностью (неясном представлении о самом себе)11-20. 6. Ранняя взрослость – выбор между интимностью (желание слить себя с др человеком) и изоляцией 21-25. 7. Взрослость – выбор между продуктивностью и застоем 25-65. 8. Зрелость (мудрость) отчаяние или интеграция (принятие своего жизненного пути) 65+.

 

 

23. Индивидуальная  теория личности А.Адлера.

Компенсация чувства  неполноценности, испытываемого в  детстве. Уникальности стиля жизни  каждого. Типы личности связанные со стилями жизни: управляющий (активны, но не в соц плане), берущий (паразитическое отношение), избегающий тип (нет ни интереса, ни активности), соц полезный (зрелость, сой ориентированность, высокий  уровень активности). 3 задачи: работа, дружба, любовь. Порядковая позиция  ребенка в семье: первенец (интеллект  развит), единственный, средний и  последний (алкоголик). Соц интерес  – внутр тенденция человека к  участию в создании идеального общества. И степень выраженности этого  явления – показатель здоровья. Препятствия к личностному росту: органическая неполноценность, избалованность, отверженность.

 

30. Структурная  теория личности Р. Кеттелла  
Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Черта – наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.1. Аттитюды - выраженная динамическая переменная, из которой должны выводиться эрги. Аттитюд конкретного индивида в конкретной ситуации - это интерес определенной интенсивности в некотором действии относительно определенного объекта. Аттитюдов может быть очень много. 2. Эрги- есть конституциональная динамическая исходная черта; выделил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство(страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность. 3. Чувства - динамическая черта, формируемая средой. Оно параллельно эргу, за исключением того, что оно - результат действия факторов опыта или социокультурных факторов чувства - это основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагировать на них определенным образом.

 

25.Аналитическая  теория личности К. Юнга.  
Три основные структуры личности: Эго, личное и коллективное бессознательное. Главное расхождение с Фрейдом – понимание природы либидо: у Юнга – творческая жизненная Е (способствует личностному росту), а у Фрейда – сексуальная. Эго – все что осознаваемо; личное бессознательное – подавленное, вытесненное, комплексы; коллективное бессознательное – архетипы: анима (женское бессознательное у мужчины), анимус (наоборот), персона (соц роль человека), тень (бессознательная противоположность сознанию: экстроверт - интроверт), самость (воплощение целостности и гармонии – мандала, центральный архетип), мудрец (персонификация жизненной мудрости и зрелости), бог (конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир). 4 психологические ф-ии: мышление, чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональное).

1.2. Социальная природа  личности.

 

Человек  связан  с  окружающим  миром  системой  многообразных  отношений  и  связей.  Дифференциация  научных  дисциплин,  изучающих  человека, —  ответ  научного  знания  на  многообразие связей человека с миром, т.  е.  природой,  обществом,  техникой,  культурой.  В  системе  этих  связей человек  изучается  как  естественный  индивид  с  присущей  ему  программой развития  и  определенным  диапазоном  изменчивости,  как  субъект  и  объект исторического  развития —  личность,  как  основная  производительная  сила общества —  субъект  труда,  познания  и  общения,  что  подчеркивает  его целостную  природу.  Вместе  с  тем,  считал  Б.  Г.  Ананьев,  человек  предстает еще и как  индивидуальность, при этом он отмечал  относительность разделения человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные. Личность —  это  социальное  качество  человека.  Наиболее  общее

определение  личности  может  звучать  так:  личность –  это  человек,  наделенный сознанием. Личность как субъект и объект общественных отношений.

Личность  человека  как  члена  общества  находится  в  сфере  влияния

различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе

производства и потребления  материальных благ.

Личность  находится  также  в  сфере  политических  отношений.  От  того,

свободна  она  или  угнетена,  имеет  политические  права  или  нет,  может  реально

избирать  и  быть  избранной,  обсуждать  вопросы  общественной  жизни  или  быть

исполнительницей чужой воли, зависит  психология личности.

Личность  находится  также  в  сфере  действия  идеологических  отношений.

Идеология,  или  система  идей  об  обществе,  формирует  психологию  личности,  ее

мировоззрение,  социальные  установки.  Овладение  общественными  науками

помогает  личности  правильно  ориентироваться  в  общественных  событиях  и

осознать  свое  место  и  роль  в  общественном  развитии.  Общество  оказывает

идеологическое  влияние  на  личность  посредством  школьного  обучения  и

воспитания, радио, телевидения и  других средств массовых коммуникаций.

На  психологию  личности  вместе  с  тем  влияет  и  психология  социальной

группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно  влияют

друг на друга, вследствие чего формируется  общность во взглядах, социальных

установках и других видах отношений  к обществу, труду, людям, собственным

качествам. Следовательно, отражение  личностью материальных и политических

условий  жизни  опосредовано  идеологией  и  психологией  больших  и  малых

социальных групп, и всего общества в целом.

Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разнообразнее

ее  связи  с  различными  сторонами  жизни,  тем  глубже  она  проникает  в  мир

общественных отношений и тем  богаче становится ее собственный духовный

мир.Активность личности.Личность  не  только  объект  общественных  отношений,  но  и  субъект,  т.

е.  активное  звено.  Вступая  в  отношения  с  людьми,  личности  творят  историю,

но  творят  ее  не  по  произволу,  а  по  необходимости,  под  воздействием

объективных  общественных  закономерностей.  Однако  историческая

необходимость  не  исключает  ни  самобытности  личности,  ни  ее  ответственности

за свое поведение перед обществом.

Личность — существо сознательное, она может выбирать тот или  иной

образ жизни: отдавать все силы обществу или жить личными интересами. Это

зависит  не  только  от  общественного  положения  человека,  но  и  от  уровня

осознания им объективных закономерностей  своей жизни.

1.3.  Соотношение  понятий  «человек», «индивид», «личность»,

«индивидуальность».

 

Человек —   прежде  всего  биологическое  существо,  принадлежащее  к  классу

млекопитающих  вида Homo sapiens.  В  отличие  от  других  животных,  этот  вид 

наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность как внешнего мира,

так  и  свою  собственную  природу,  и  в  соответствии  с  этим  поступать  и 

действовать  разумно.  Человек  как  биологический  вид  характеризуется  особой

телесной  организацией,  существенными  признаками  которой  являются:

прямохождение,  наличие  рук,  приспособленных  к  познанию  и  труду,

высокоразвитый  мозг,  способный  в  социальных  условиях  отражать  мир  в 

понятиях  и  преобразовывать  его  сообразно  своим  потребностям,  интересам  и 

идеалам.

Человек вместе с тем существо общественное, и это самый существенный

его  признак.  Общественная  жизнь  и  труд  не  только  совершенствовали

природную  организацию  человека,  но  и  подчинили  ее  себе.  Человек — 

носитель  сознания,  которое  само  по  себе  является  общественным  продуктом.

Лишь  в  обществе  и  благодаря  обществу  человек  оказывается  способным  не

только  познавать  и  трудиться,  но  и  осознавать  свои  внутренние  процессы,

соотносить  желания  и  состояния  с  внешними  обстоятельствами  жизни  и 

действовать  разумно.  Самосознание  является  вершиной  развития  сознания

человека  как  в  филогенезе (истории  рода),  так  ив  онтогенезе  (истории  жизни 

индивида).

Человек  многогранен,  а  потому  он  служит  объектом  изучения  как 

естественных, так и общественных наук.

Понятие  «индивид». 

Наиболее  широко  используется  в  американской  и  западно-европейской 

психологии  как  термин,  отражающий  психологическую  сущность  человека.

Индивид ––  это  человек  как  единичное  природное  существо,  представитель 

человеческого  вида,  единство  врожденного  и  приобретенного,  продукт  онто-  и 

филогенеза, носитель индивидуально  своеобразных черт. Это понятие отражает все 

аспекты жизни и деятельности человека и  является аналогом понятия человек. 

Понятие о личности.

Понятие «личность»  несколько  уже,  чем  понятие «человек».  Личность — 

категория общественно-историческая. Ее общественная сущность и социальные

функции  являются  главными  показателями  в  характеристике.  Личность — 

объект  исследования  множества  общественных  наук:  истории,  философии,

социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики.

Личность  —  сознательный  индивид,  занимающий  определенное

положение в обществе и выполняющий  определенную общественную роль. Роль

—  это  социальная  функция  личности;  например,  роль  матери  и  отца — 

воспитание детей, роль директора  школы — управление коллективом  учителей и 

организация  процесса обучения учащихся.

Позиция  личности —  это  система  ее  отношений.  Существенными 

отношениями личности являются отношения  к материальным  условиям  жизни,

к  обществу  и  людям,  к  себе,  к  собственным  обязанностям,  общественным,

трудовым и т. д. Эти отношения  характеризуют нравственный облик  личности,

ее социальные установки.

Отношения различают не только по их направленности на объект, но и по

уровню  их  осознанности.  Обычно  различают  отношения  малоосознанные  и 

глубокоосознанные.  Малоосознанное  отношение —  это  чувство  симпатии  или 

антипатии.  Глубокоосознанное  —  это  принципиальное  отношение,  оно 

определяется  не  требованием  ситуации,  а  внутренними  убеждениями,

сложившимся  нравственным  идеалом  личности,  сознанием  долга  и 

обязанности.

Итак, философия и психология рассматривают  личность  как  социальную

сущность.  Личность —  это  тот  же  человек,  но  взятый  со  стороны  его 

общественной  значимости  и  общественной  деятельности.  Физиолог  исследует 

человека  как  организм,  социолог  и  психолог  подходят  к  человеку  как  к 

личности.  Личность — это сознательный индивид. Нельзя понять общественной

роли  личности,  не  анализируя  ее  психологии:  мотивов  деятельности,

способностей  и  характера,  а  в  некоторых  случаях  и  особенностей  ее  телесной

организации, например типа нервной  системы.

Понятие об индивидуальности. 

Индивидуальность  не  есть  что-то  над-  или  сверхличностное.

Индивидуальность —  это  личность  в  ее  своеобразии.  Когда  говорят  об

индивидуальности,  то  имеют  в  виду  оригинальность  личности.  Обычно  словом

«индивидуальность»  определяют  какую-либо  главенствующую  особенность 

личности,  делающую  ее  непохожей  на  окружающих.  Индивидуален  каждый

человек, но индивидуальность одних  проявляется очень ярко, выпукло, других

— малозаметно.

Индивидуальность  может  проявляться  в  интеллектуальной,

эмоциональной,  волевой  сфере  или  сразу  во  всех  сферах  психической 

деятельности.  Оригинальность  интеллекта  состоит  в  способности  видеть  то,  что 

не  замечают  другие,  в  особенности  переработки  информации,  т.  е.  в  умении

ставить  проблемы  и  решать  их.  Своеобразие  чувств  может  заключаться  в 

Информация о работе Психология личности