Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка
Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.
- КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
+Когнитивная теория личности Джорджа Келли
Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием в этом направлении является «конструкт», которое включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи).
- ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
+Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу
+Феноменологическая теория личности Карла Роджерса
Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Цель жизни - реализовать весь свой врожденный потенциал.
8. Понятие о темпераменте
Темперамент – это динамическая подструктура личности характеризует темп и характер реакций человека.
Темперамент проявляется в поведении, особенностях реагирования, скорости, резкости реакций, быстроте переключений, стабильности выполнения операций, в силе, частоте эмоционального реагирования.
Впервые понятие «темперамент» ввёл др. греч. философ Эмпедокл, предложил выделить 10 типов темперамента. Создателем учения о темпераменте является Гиппократ. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей лежит в основе 4-х типов темперамента (преобладание): сангвиники (кровь), холерики (желчь), меланхолики (чёрная желчь) и флегматики (слизь, флегма).
В настоящее время у
психологов нет единого мнения о
сущности этой стороны психики. Нет
также единого мнения по поводу места
темперамента в структуре личности.
Одни видят в нем синоним личности,
другие – как составную часть,
некоторые рассматривают
Темперамент обусловлен функционированием
сложных физиологических
Свойства темперамента полностью или частично определяются основными физиологическими механизмами организма и системами организма: 1) эндокринной; 2) вегетативной нервной системой; 3) центральной нервной системой.
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека.
9.
Нейрогуморальные теории
Начиная с Гиппократа появились первые гуморальные теории темперамента.
Гиппократ считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperament». На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по преобладанию главных жидкостей в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), холерик (от гр. chole — желчь), меланхолик (от гр. melaina — черная желчь) и флегматик (от гр.. phlegma — слизь).
В новое время психологическая
характеристика этих типов темперамента
была обобщена и систематизирована
впервые немецким философом И. Кантом
(«Антропология», 1789), допустившим, однако,
в своих толкованиях смешение
черт темперамента и характера. Органической
основой темперамента Кант считал качественные
особенности крови, т. е. разделял позицию
сторонников гуморальных
Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.
В настоящее время особенности темперамента связывают с гормональным регулированием.
10.
Морфологические теории
Конституциональные теории
темперамента. Эти теории направлены
на выявление связи между
Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций. Он выделяет 3 типа телосложения: атлетик, пикник, астеник, и в соответствии с ними 3 типа темперамента. Астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует шизоидный (шизотемический) темперамент (холерики и меланхолики). Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает циклоидный (циклотимический) темперамент. Атлетическое телосложение – сангвиники.
К морфологическим теориям
11.
Психофизиологические теории
Связывают особенности поведения со свойствами НС, со скоростью формирования УР и скорости перестройки УР, силой НС (способностью выдерживать сильные продолжительные воздействия).
Основу создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах НС. Павлов выделил три основных свойства НС: силу, уравновешенность и подвижность. Из возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Сильный, уравновешенный, подвижный тип НС – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный — флегматик; сильный, неуравновешенный — холерик; слабый —меланхолик.
Психологическая теория темперамента
Рубинштейна выводит эти типы
темперамента из соотношения 2 качеств:
впечатлительность и
Слабая впеч. + малая имп. = флегматик. Сильная впеч. + малая имп. = меланхолик.
В работах Теплова и Небылицына подходы Павлова и Рубинштейна были развиты, и на основе их операциональности с помощью факторного анализа была получена детальная хар-ка темпераментов, вкл. 32 типа.
12. Понятие о характере
В подходах западных психологов хар-р – это ядро личности. Он является врожденным и не изменяется даже в условиях психич. заболевания. А отечественные психологи считают, что хар-р воспитывается, его можно изменить.
Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом.
Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном. В широком смысле характер – это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.
Выделяют симптомокомплексы св-в хар-ра:
1. отношение к контактным группам
2. отношение к своей деят-ти
3. отношение к вещам
4. отношение к самому себе
Выделяют структурные св-ва хар-ра:
- глубина
- устойчивость
- сила
- пластичность
13. Структурная единица характера и её компоненты
Впервые понятие хар-р использовал Александр Бэн. Он определил черту хар-ра как единицу измерения характера. Для него черты хар-ра выступали как побуждение к действию. т.е. имели мотивационную природу. В наибольшей степени теория черт была развита Олпортом.
Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Синонимами понятия черта явл-ся установка, диспозиция, отношение. Во всех случаях, независимо от названия, черты имеют след. структуру:
- когнитивный компонент (знание)
- аффективный компонент (эмоции и чувства)
- конативный компонент (умение и навыки)
Некоторые авторы заменяют конативный компонент экзисциональным.
Понятие черта используется в патологии.
Выделяют нормальные, акцентуированные,
препатологический и
Черты характера достаточно
показательные для человека и
позволяют с известной
Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.
14. Акцентуации характера
Выделяют черты хар-ра: нормальные, акцентуированные, препатологические и патологические.
Нем. учёный Леонгард ввёл понятие «акцентированные черты», которые чрезвычайно развиты у каждого конкретного чел-ка, кот. бросаются в глаза, осложн./облегч. его адаптацию, но не явл-ся патологическими. Акцентуация остаётся в пределах нормы.
Леонгард выделил 4 характерологических фактора (демонстративные, педантичные, застревающие, возбудимые) и 6 темпераментных (дистивные, циклотивные, экзальтированнеы, тревожные, эмотивные).
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.
В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.