Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка

Описание работы

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Работа содержит 1 файл

Психология личности2.docx

— 97.46 Кб (Скачать)

чрезмерном  развитии  одного  из  них (интеллектуального  или  морального),  в 

большой  подвижности  эмоций.  Особенность  воли  проявляется  в  силе  воли,

удивительном  мужестве  или  самообладании.  Оригинальность  может  состоять  в 

своеобразном  сочетании  свойств  конкретного  человека,  придающем  особый

колорит его поведению или действиям.

Индивидуальность  характеризует  личность  конкретнее,  детальнее  и  тем 

самым  полнее.  Она  является  постоянным  объектом  исследования  как  при 

изучении психологии личности, так  и других направлений психологии.

2.1. Движения, действия, деятельность. 

 

Человек  выступает  в  жизни  прежде  всего  как  деятель,  творец  и 

созидатель,  независимо  от  того,  каким  видом  труда  он  занимается.  В 

деятельности раскрывается богатство  духовной жизни человека: глубина  ума и 

переживаний, сила воображения и  воли, способности и черты характера.

В  процессе  деятельности  происходит  формирование  сознания.

Формируясь  в  деятельности,  сознание  в  ней  и  проявляется.  По  делам  и 

поступкам  определяют  характер  и  другие  качества  личности.  Предметом 

психологического изучения является личность в деятельности.

Деятельность  —  категория  социальная.  Животным  доступна  лишь

жизнедеятельность,  проявляющаяся  как  биологическое  приспособление

организма  к  требованиям  окружающей  среды.  Для  человека  характерно

сознательное  выделение  себя  из  природы.  Он  ставит  перед  собой  цели,  сознает 

мотивы, побуждающие его к активности.

Любой  вид  деятельности  связан  с  движениями,  независимо  от  того,

будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении

трудовой  операции  станочника  или  движение  речевого  аппарата  при 

произнесении слов.

Движение  есть  моторная  функция  живого  человеческого  организма.

Двигательная,  или  моторная,  функция  у  человека  появляется  очень  рано.  Во

внутриутробный  период  развития  у  зародыша  наблюдаются  первые  движения.

Новорожденный  кричит  и  производит  хаотические  движения  руками  и  ногами,

основу которых составляют безусловные  рефлексы.

Врожденные  движения  хаотичны  и  однообразны.  Как  показывают

исследования по психологии раннего  детства, случайный контакт раздражителя с 

кожной  поверхностью  ладони  новорожденного  вызывает  стереотипные

хватательные  движения.  Это  исходная  безусловнорефлекторная  связь 

чувствующей  поверхности  с  двигательными  реакциями.  Значительные

изменения в характере хватательного  рефлекса происходят в возрасте от 2,5 до

4  месяцев.  Они  вызваны   развитием  органов  чувств,  прежде  всего  зрения  и 

осязания,  а  также  совершенствованием  моторики  и  двигательных  ощущений.

Длительный  контакт  с  предметом,  осуществляемый  в  хватательном  рефлексе,

происходит  под  контролем  зрения.  Благодаря  этому  формируется  система 

зрительно-моторных  связей  на  основе  тактильного  подкрепления.  Хватательный

рефлекс распадается, уступая место  условнорефлекторным движениям.

Все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные

(безусловнорефлекторные)  и   приобретенные  (условнорефлекторные).

Подавляющее  количество  движений,  включая  даже  такой  элементарный,

общий  с  животными  акт,  как  передвижение  в  пространстве,  человек 

приобретает в жизненном опыте, т. е. большинство движений являются условно-рефлекторными.  Лишь  очень  незначительное  количество  движений

(непроизвольный крик, моргание) являются  врожденными. 

Двигательное  развитие  ребенка  связано  с  преобразованием 

безусловнорефлекторной  регуляции  движений  в  систему  условнорефлекторных 

связей.

Движения,  направленные  на  предмет  и  преследующие  определенную  цель,

называются  действиями.  В  отличие  от  движений,  которые  зависят  лишь  от

моторной  функции  организма,  действия  носят  социальный  характер:  они 

зависят  от  предметов,  созданных  предшествующим  поколением  и 

окружающих ребенка.

Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится есть

ложкой,  мыть,  руки  мылом,  вытирать  их  полотенцем.  В  самих  предметах,

созданных руками человека, заложен  способ действия с ними.

Ребенок  постепенно  овладевает  предметами,  и  постепенно  происходит

развитие  его  действий.  Из  случайных  соприкосновений  с  предметами  во  время 

хаотических  движений  развиваются  целенаправленные  действия.  Появление 

действий связано с выделением предметов из окружающей среды в  соответствии

с  потребностями  ребенка.  У  младенца  первого  года  жизни  процесс  выделения 

предметов связан с деятельностью  первой сигнальной  системы. В дальнейшем

первосигнальные  раздражители  упорядочиваются  благодаря  деятельности

второй  сигнальной  системы.  Слух  и  зрение  приобретают  исключительное

значение  как рецепторы второй сигнальной системы.  Ведущая роль в регуляции 

отношений с внешним миром переходит  ко второй сигнальной системе.

Действия  могут  быть  направлены  не  только  на  предмет,  но  и  на

окружающих  людей.  Тогда  эти  действия  становятся  актом  поведения:

поступком,  если  они  соответствуют  установившимся  в  обществе  нормам

поведения,  или  проступком,  если  противоречат  им.  Принятые  нормы  морали

определяют  разноречивую  оценку  поступка  представителями  различных 

общественных  классов.  Только  в  условиях  тоталитарного  общества

вырабатываются единые требования и оценка поведения всех членов общества.

В  психологии  различают  физические  (внешние,  моторные)  действия  с 

предметами  и  умственные  (внутренние,  психические)  действия  с  психическими

реальностями.  Исследования  отечественных  психологов (Л.  С.  Выготского,  А.

Н.  Леонтьева,  П.  Я.  Гальперина  и  др.)  показали,  что  умственные  действия

формируются  вначале  как  внешние,  предметные  и  постепенно  переносятся  во

внутренний  план.  Перевод  внешнего  действия  во  внутренний  план  называется

интериоризацией. Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к 

другу.  Затем  наступает  время,  когда  палочки  становятся  ненужными,  так  как 

счет  превращается  в  умственное  действие,  отчлененное  от  самих  предметов  и 

внешнего  действия.  Объектом  оперирования  становятся  слова  или  числа.

Постепенно  ребенок  накапливает  умственные  действия,  которые  в 

совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение  умственной  деятельностью  приводит  к  тому,  что,  прежде  чем 

приступить  к  внешней  деятельности,  направленной  на  достижение  желаемой

цели,  человек  проделывает  действие  в  уме,  оперируя  образами  и  речевыми

символами.  Внешняя  деятельность  в  этом  случае  готовится  и  протекает  на

основе  выполненной  умственной  деятельности.  Реализация  умственного 

действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Таким  образом,  внешняя  деятельность  протекает  под  контролем 

внутреннего  действия.  Человек  сравнивает  ход  деятельности  с  ранее 

запланированным  и  существующим  в  виде  образов  и  мыслей. Это предварение 

реального  действия  и  возможность  регулирования  его  получило  название

акцептора  действия.  Данный  механизм  позволяет  сравнить  реальный

результат  с  желаемым  и  внести  коррективы,  направленные  на  достижение

окончательной  цели.  П.  К.  Анохин, разработавший  понятие  акцептора  действия,

определяет  его  как  аппарат  контроля  результатов  действия  и  сличения  их  с 

поставленной целью.

По степени осознанности целей (зачем я это делаю) и последствий (к чему

это может привести) действия делятся  на импульсивные и волевые. Импульсивные

действия  характеризуются  малой  степенью  осознанности  целей  и  возможных 

последствий.  Возникший  в  сознании  образ  сразу  же  вызывает  действие.

Импульсивные действия часто встречаются  у школьников — это обычные  случаи

незлостного, случайного нарушения  дисциплины.

2.2. Психологическая характеристика  деятельности. 

Деятельность  определяет  жизненный  путь  личности.  Существует  сложное 

соотношение  между  психикой  и  деятельностью.  С  одной  стороны,  психика 

формируется  и  проявляется  в  деятельности,  с  другой —  психика  регулирует

деятельность.

Формирующую  роль  деятельности  можно  проследить  при  сравнении 

особенностей  людей,  занятых  в  различных  областях  практики.  Не  случайно

существуют  отрасли  психологии,  которые  изучают  специфику  деятельности

(психология труда, педагогическая, космическая, спортивная психология  и т. д.).

Вид деятельности формирует устойчивые качества личности, благодаря которым 

по  одной  двум  черточкам  в  поведении,  а  иногда  и  по  внешнему  облику  мы

можем  определить  профессию  человека.  Исследование  личностных  качеств 

учителя  показывает,  какие  свойства  обеспечивают  его  мастерство  в  обучении  и 

воспитании  детей.  Эти  данные  позволяют  наметить  программу  воспитания  и 

самовоспитания личности будущего учителя.

Психика  выступает  как  регулятор  действий  и  движений.  Эта  регуляция 

осуществляется  на  различных  уровнях  психического  отражения.  На  уровне

ощущений  и  восприятий  происходит  мускульная  дозировка  силы  и  характера 

движений.  Решение  мыслительных  задач  осуществляется  на  основе

чувственных  данных,  но  регулируется  мышлением,  т.  е.  на  уровне  второй

сигнальной системы.

В  сложном  процессе  деятельности  регулировка  осуществляется

одновременно на разных уровнях. Решая  задачу, ученик направляет умственную

деятельность  мыслительными  процессами,  но,  производя  арифметические

вычисления,  он  подписывает  результаты  один  под  другим,  регулируя  процесс 

выполнения  действия  на  уровне  восприятия.  В  отличие  от  автоматических

систем,  психическая  регуляция  связана  с  субъективным  отражением  и 

переживанием факторов, воздействующих на человека.

Человек  в  деятельности  выступает  как  личность,  движимая

определенными  мотивами  и  преследующая  какие-то  цели.  В  качестве  мотивов 

могут  выступать  потребности,  мысли,  чувства  и  другие  психические 

образования.  Для  осуществления  деятельности  недостаточно  внутренних

побуждений. Необходимо знать объект деятельности и соотносить побуждения

с  этими  знаниями  и  целями,  которые  желает  достигнуть  личность  в  результате

деятельности.

Поведение  человека  определяется  не  врожденными  стремлениями,  а 

побуждениями,  возникающими  под  влиянием  жизненных  условий.  Наряду  с 

органическими  потребностями  у  человека  появляются  потребности,

порождаемые  общественно-историческими  условиями  жизни.  Под  влиянием

изменений окружающего мира изменяются и потребности.

Потребность  сама  по  себе  еще  не  является  мотивом  целенаправленного 

сознательного  действия.  Для  возникновения  предметной  деятельности

необходимо  соотнести  потребность  с  предметом,  которым  можно  удовлетворить 

эту потребность. Опредмеченная потребность  становится мотивом поведения.

Для  поведения  человека  характерна  динамичность:  с  изменением

обстоятельств могут измениться и  мотивы поведения, и средства, необходимые 

для  достижения  цели.  Изменение  мотива  влияет  на  характер  деятельности.

Общественно  значимый  мотив  оказывает,  в  конечном  счете,  решающее  влияние 

на результат деятельности.

В  формировании  отношения  человека  к  деятельности,  в  становлении 

мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех 

в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.

Успех  или  неудача  влияет  на  последующую  деятельность,  преломляясь 

через  сложившиеся  особенности  личности.  Во  всех  случаях  успех  окрыляет

человека.  В  одних  случаях,  поднимая  человека  в  собственных  глазах,  успех 

мобилизует  силы  на  достижение  новых  целей  в  работе,  а  в  других —  может 

вызвать  самоуспокоение.  Неудача  в  деле,  к  которому  человек  относится 

положительно,  обманутые  надежды  на  его  успешное  выполнение  вызывают

подавленное  состояние.  В  зависимости  от  сложившихся  черт  личности

неприятные  переживания  могут  вызвать  либо  отказ  от  дальнейшей  попытки  в 

данной  области,  либо  упорный  и  настойчивый  анализ  причин  неудачи  и  новые 

попытки выполнить задание.

Уровень  притязания  —  оценка  человеком  своих  возможностей  в 

деятельности.  У  гармонически  сформированной  личности  уровень  притязаний

соответствует  фактическим  возможностям  выполнения  деятельности.  При 

высоком  уровне  притязаний  и  ограниченности  возможностей  возникает 

конфликт личности с самой собой.

Причины,  порождающие  несоответствие  между  притязаниями  личности

Информация о работе Психология личности