Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка

Описание работы

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Работа содержит 1 файл

Психология личности2.docx

— 97.46 Кб (Скачать)

и ее возможностями, могут быть объективными и субъективными. 

Притязания  более  тесно  вплетены  в  деятельность,  чем  мечты  и  идеалы.

В  притязаниях  выявляются  и  мечты,  и  идеалы,  и  оценка  человеком  своих 

способностей,  намечаются  перспективные  линии  развития  личности,  ее

деятельности.  Осуществление  притязаний  в  деятельности,  постановка  новых 

целей — это мощный фактор развития личности.

Любой вид деятельности вызывает утомление. Утомление — естественное

истощение сил работающего органа или всего организма в процессе деятельности.

Усталость — переживание человеком  утомления. Само переживание не является

прямым  отражением  утомления.  В  чувство  усталости  включается  отношение 

человека  к  работе,  привычка  к   физическому   и   умственному  напряжению.

Поэтому  усталость  может  возникнуть  до  наступления  физиологического

утомления,  даже  в  самом  начале  работы.  Усталость  после  трудной,  но  нужной

людям  работы  связана  с  бодрым  эмоциональным  тоном.  Отдых,  особенно

активный,  перемена  вида  деятельности  восстанавливают  силы,  создают  воз-можность продолжения деятельности.

Утомление  выражается  не  только  в  субъективном  переживании  чувства 

усталости.  Объективным  показателем  утомления  является  замедление  темпа 

работы  и  снижение  ее  качества.  Исследование  работоспособности  показывает,

что   первые  два  часа  работоспособность  повышается,  достигает  максимального 

уровня,  а  затем  наступает  ее  снижение.  Однообразная,  неинтересная  работа

приводит  к  тому,  что  утомление  наступает  раньше  нормального  времени,

необходимого  для  того,  чтобы  возникла  усталость,  имеющая  физиологические 

причины.

Мотивы  и  цели  деятельности,  творчество,  утомление  в  процессе

деятельности  тесно  связаны  между  собой  и  оказывают  взаимное  влияние.

Ведущая  роль  в  деятельности  принадлежит  сформировавшейся  личности:

убеждениям  и  взглядам,  отношению  к  деятельности.  Это  определяет  и 

характер  творческих  поисков,  и  возможность  преодоления  усталости  во  имя 

целей, которые видит человек  в своем труде.

2.3. Виды деятельности 

 

Различают  три  вида  деятельности:  игру,  учение  и  труд.  Различие  между 

ними проводится по результатам, по организации, по особенностям мотивации.

Основным  видом  деятельности  человека  является  труд.  Конечный

результат труда — создание общественно  значимого продукта деятельности. Это 

может быть урожай, выращенный крестьянином,  сталь,  выплавленная  рабочим,

научное  открытие.

Игра  не  создает  общественно  значимого  продукта.  Обучение,  являясь 

непосредственной  подготовительной  стадией  к  труду,  лишь  в  конечном  этапе 

освоения профессии связано  с созданием материальных и культурных ценностей.

Трудовая  деятельность  протекает  в  определенных  обязательных,

организованных  формах.  В  точно  установленное  время  рабочий  выполняет 

строго  регламентированную  деятельность.  Организационная  структура  является

необходимым компонентом и в  учении. Учение  и  труд  связаны  не  с  наличием  или  отсутствием  интереса  как мотива,  побуждающего  человека  к  деятельности,  а  с  проявлением  долга,  с пониманием необходимости выполнить то, что  поручено. Научение есть процесс приобретения опыта любой биологической системой. В  большей  степени  научение  анализируют  применительно  к  миру  животных. Однако  у  человека  также  наблюдаются  элементы  научения.  Так,  многие  из приобретенных  двигательных  навыков  мы  приобретаем  в  процессе  научения.  В целом,  научение  в  большей  степени  происходит  тогда,  когда  нечно  усваивается человеком неосознанно.

3. 1. Понятие о коммуникации 

Одна  из  наиболее  ярких  особенностей  человека —  его  способность  говорить.

Слово —  важнейший  фактор  существования  психики  человека.  Общество

распадается  без  общения.  Человек,  лишенный  общения,  не  может  нормально 

развиваться. Активность нашего мозга  связана с функционированием  второй

сигнальной  системы.  Поэтому  на  основе  речевой  деятельности  существуют  и 

проявляются  все  психические  особенности  человека.  Общение  рассматривают 

как  важнейший  вид  деятельности  человека,  который,  наряду  с  познанием  и 

трудом, формирует личность.

3.2. Язык и речь.

Язык — объективно  существующее  явление в духовной  жизни человеческого

общества. Язык определяют как систему  знаков, функционирующих в качестве

средства  общения  и  орудия  мысли.  Язык  включает  слова  с  их  значениями  и 

синтаксис —  набор  правил,  по  которым  строятся  предложения.  Каждое  слово 

что-то  значит.  Значение  слова  —  это  отношение  его  к  обозначаемому  в 

реальной  действительности  объекту  независимо  от  того,  как  он  представлен  в 

сознании.  Грамматические  категории  языка  сочетаются  с  логическими.

Логические  категории  являются  общечеловеческими.  Они  получают  свое

выражение  через  соответствующие  грамматические  построения,  специфические 

для каждого языка.

Речь — процесс пользования языком. Предметом психологического  изучения

является речь, а не язык, относящийся  к явлениям духовной культуры. Первый  этап —  развитие  фонематического  слуха  и  формирование  навыков 

произнесения  фонем  родного  языка.  Наиболее  интенсивно  этот  процесс 

протекает  в  развитии  речи  до  подросткового  возраста. торой  этап —  овладение  словарным  запасом  и  правилами  синтаксиса.

Начало второго этапа — второй год жизни, произнесение отдельных  слов в целях 

общения. Несколько позже, примерно с трех лет, начинается активное овладение 

синтаксисом  и  грамматической  формой  слова. Третий  этап —  овладение  семантикой  языка.  Начало  этого  этапа  в развитии  речи  совпадает  со  вторым,  но  наиболее  ярко  он  выражен  в подростковом и юношеском возрасте. В это время складывается мировоззрение, развиваются  высшие  чувства  и  произвольное  поведение. Для  того  чтобы  слово  могло  что-либо  сообщать,  оно  должно  обозначать,

называть  предмет,  действие,  состояние  и  т.  д.  Эта  функция  речи  получила

название  сигнификативной. Вторая функция речи — обобщение. Слово  обозначает не только отдельный, данный  предмет,  но  целую  группу  сходных  предметов  и  всегда  является носителем их существенных признаков. Третья  функция  речи —  функция  коммуникации  —  передачи  знаний, отношений, чувств.

3.3. Речевые свойства  личности 

Коммуникативные  черты  характера.  Одним  из  проявлений  направленности

личности  является  потребность  в  общении.  Эта  потребность  в  соответствии  со

степенью  ее  выраженности,  темпераментом  личности  и  опытом  общения 

формирует  специфические  для  каждого  человека  коммуникативные  черты 

характера. К ним можно отнести  общительность, замкнутость и болтливость.

Общительность  —  это  оптимальное  проявление  потребности  в  контактах  с 

другими людьми. Вступая в речевой  контакт, человек ставит перед собой  цель

передать  другим  свои  мысли,  чувства,  желания,  высказать  отношение  к 

происходящим  событиям  и  этим  самым  повлиять  на  точку  зрения  слушающих.

Общительность  нельзя  свести  к  речевой  активности.  Общительным  можно 

считать  такого  человека,  который  обладает  богатством  духовной  жизни  и 

которому есть что сказать другим.

Общительность  предполагает  избирательное  отношение  к  людям,  с  которыми

человек  вступает  в  разговор:  нужно  знать,  кому,  что  и  в  какой  форме  можно 

сказать.  Эта  сторона  общительности  связана  с  убеждениями  личности  и  тактом,

проявляющимся в отношениях с людьми. Общительный человек не только знает,

что  сказать,  но  и  помнит,  что  он  говорил.  Повторение  одного  и  того  же

рассказа,  одних  и  тех  же  мыслей  свидетельствует  об  отсутствии  того  богатого

содержания  мысли,  чувств  и  отношений,  которые  лежат  в  основе

общительности. Чертой,  противоположной  общительности,  является  замкнутость.  Замкнутый человек оставляет  «при себе» те мысли и чувства, которыми он мог бы поделиться с  окружающими. Причина замкнутости  часто лежит не в недоверии  к людям, не

в  сознательном  нежелании  поделиться  с  ними  своими  мыслями,  а  в  отсутствии

потребности  и  привычки  общаться. Замкнутости  противоположна  болтливость.  Болтливость  —  проявление

несдерживаемой  речевой  активности.  Она  выражается  в  неудержимом 

желании говорить хотя бы пустые, ничего не значащие слова, выбалтывать то, о 

чем  иногда  следует  умолчать  из-за  соображения  элементарной  этики.

Болтливость  связана  с  поверхностностью  ума,  с  отсутствием  избирательности  в 

общении, со слабым развитием волевых  качеств личности. Отличительной  чертой  личности  может  быть  красноречие.  Эта  черта  чаще

всего  появляется  у  общественных  деятелей,  ораторов,  преподавателей,  актеров.

Для таких людей характерно единство мысли и слова. Мысль облекается в яркую,

образную,  убедительную  речь.  Высказывания  красноречивого  человека

отличаются  целенаправленностью  и  убежденностью.  Красноречие  не

противоречит  лаконичности  речи.  С  красноречием  нельзя  смешивать 

краснобайство.  Для  краснобая  характерно  отсутствие  за  словом  мысли  и  дела.

Бессодержательность,  пустая  декларативность  речи,  облеченная  в  красивую

языковую форму,— отличительные  черты краснобайства.

4.1. Основные компоненты  структуры личности. 

Первый  компонент (блок)  структуры  характеризует  направленность

личности,  или  отношение  человека  к  действительности.  Направленность

включает  различные  свойства,  систему  взаимодействующих  потребностей  и 

интересов,  идейных  и  практических  установок.  При  этом  одни  из

компонентов  направленности  доминируют  и  имеют  ведущее  значение,  в  то

время как другие выполняют опорную  роль. Доминирующая направленность

определяет  всю  психическую  деятельность  личности. Второй  блок  определяет  возможности  личности  и  включает  ту  систему  способностей,  которая  обеспечивает  успех  деятельности.  Способности  взаимосвязаны  и  взаимодействуют  друг  с  другом.  Как  правило,  одни  из способностей  доминируют,  другие  им  подчиняются. Третьим  блоком  в  структуре  личности  является  характер,  или  стиль  поведения  человека  в  социальной  среде.  Характер —  сложное  синтетическое  образование,  где  в  единстве  проявляются  содержание  и  форма  духовной жизни  человека.  Хотя  характер  и  не  выражает  личности  в  целом,  однако представляет  сложную  систему  ее  свойств,  направленности  и  воли, интеллектуальных  и  эмоциональных  качеств,  типологических  особенностей, проявляющихся в темпераменте. Четвертым  блоком   в  структуре  личности  является  темперамент  человека  как  динамическая  характеристика  протекания  его  психических  процессов.  Отсюда  свойства  темперамента  часто  называют

психодинамическими  свойствами. Последним  блоком,  надстраивающимся  над  всеми  остальными,  будет система  управления,  которую  обычно  обозначают  словом «я». «Я» 

осуществляет  саморегуляцию:  усиление  или  ослабление  деятельности,

самоконтроль  и  коррекцию  действий  и  поступков,  предвосхищение  и 

планирование жизни и деятельности.

4.4. СПОСОБНОСТИ 

 

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности 

в  той  или  иной  деятельности.  Эти  возможности  приводят  как  к  значительным

успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям  труда.

При  прочих  равных  условиях (уровень  подготовленности,  знания,

навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный 

человек  получает  максимальные  результаты  по  сравнению  с  менее  способными

людьми. Высокие  достижения  способного  человека  являются  результатом 

соответствия  комплекса  его  нервно-психических  свойств  требованиям 

деятельности. Таким  образом,  способность  можно  определить  как  синтез  свойств 

человеческой  личности,  отвечающий  требованиям  деятельности  и 

обеспечивающий высокие достижения в ней. Способности  имеют  большое  общественное  и  личное  значение.  В развитии  экономики,  науки  и  искусства  наряду  с  объективными  социальными условиями большое  значение имеют способности людей. Вместе с тем способности обеспечивают  и  ускоренное  развитие  личности,  творческие  достижения  в  труде, доставляющие человеку материальное и  духовное удовлетворение. Структура  способностей. 

Каждая  способность  имеет  свою  структуру,  где  можно  различить  опорные 

и  ведущие  свойства.  Например,  опорным  свойством  способности  к 

изобразительной  деятельности  будет  высокая  природная  чувствительность

зрительного  анализатора,  развивающаяся  в  процессе  деятельности:  чувство 

линии,  пропорции,  формы,  светотени,  колорита,  ритма.  К  опорным  свойствам 

относятся  также  сенсомоторные  качества  руки  художника  и,  наконец,

высокоразвитая образная память.

К  ведущим  свойствам  относятся  свойства  художественного  творческого 

воображения.  Благодаря  им  улавливается  существенное  и  характерное  в 

явлениях  жизни,  производится  обобщение  или  типизация,  создается 

оригинальная  композиция.  В  качестве  необходимого  фона  этой  способности 

выступает  определенная  эмоциональная  настроенность  и  эмоциональное 

отношение к воспринимаемому и  изображаемому явлению. Виды способностей.

Информация о работе Психология личности