Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка

Описание работы

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Работа содержит 1 файл

Психология личности2.docx

— 97.46 Кб (Скачать)

Маслоу предположил, что  все потребности человека врожденные, и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

- потребности безопасности и защиты (стабильность, порядок);

- потребности принадлежности и любви (семья, дружба, любовь);

- потребности самоуважения (самоуважение, признание);

- потребности самоактуализации, реализация собственных возможностей и способностей.

Пока потребность не удовлетворена, она активирует деят-ть и влияет на неё. Удовлетворение потребности, стоящей  на более высоком уровне, невозможно пока не будут более или менее  удовлетворены низшие потребности. Самоактуализация может стать мотивом  поведения только тогда, когда удовлетворены  все остальные потебности.

Самоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это  постоянный процесс, идущий в течение  всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности.

Потребности высших уровней Маслоу назвал потребностями роста, а низших – потребностями нужды или  дефицитарными. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни и т. д. Высшие потребности генетически более пздние. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания. Высшие потребности субъективно воспринимаются как мене насущные.

 

39.     Потребности и мотивы

Потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. Основной функцией потребности является побуждение к активности.

В то же время существуют разные взгляды  на понимание сущности потребностей. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Основные подходы:

1. потребность как нужда - потребность как всё то, что явл-ся нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. Но потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то вредного, т.е. есть потребность избавиться от чего-либо, что в избытке. В отеч. пс. считается, что потребность – не сама нужда, а её отражение в сознании чел-ка, например в виде переживания.

2. потребность как предмет удовлетворения нужды - потребность рассматривается как отраженный в сознании человека предмет, который может удовлетворить нужду.

3. потребность как отсутствие блага, как ценность.

Состояние отсутствия блага – это  и есть потребность (В. С. Магун). Предметом  потребности при этом является отсутствующее  благо. Благо - это все то, что необходимо для сохранения и развития человека.

4. потребность как необходимость.

Нужда и небхоодимость  – разные вещи. Если нужность в каких-то в-вах обеспечивается регулярно (дыхание), то нужда (особое специфическое состояние, если лишить кислорода) не возникает. Для  того, чтобы необходимость отражала потр-ть, она должна стать актуальной в данный момент, стать нуждой.

5. потребность  как состояние. Подразумевается состояние напряжения.

Переживание нужды вызывает у чел-ка состояние напряжения.

Необходимо разделять потребности  на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на неосознаваемые (неощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности). Потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону. Не всякая нужда организма осознается человеком и превращается в побуждение, часть нужд организма могут не превращаться в потребность личности. Из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании человека и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания. Возникновение потребности личности является механизмом, запускающим активность человека на поиск объекта, способного удовлетворить эту потребность. Потребность личности — это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда.

Потребности личности - это отражение в сознании нужды, часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Этапы формирования и реализации потребности.

Образование потребности — это  стадиальный процесс.

Процесс удовлетворения потребностей проходит 3 стадии:

1. Стадия напряжения – возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо. Характерно общее увеличение энергии потребности. Это выражается в возникновении некоторой внутренней напряженности, появлении эмоционального возбуждения. Процесс этот протекает по законам нервной доминанты (А. Ухтомский)

2. Стадия оценки – появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек может удовлетворить свою потребность. Это стадия соотнесения объективных и субъективных возможностей удовлетворения потребностей.

3. Стадия насыщения – до минимума снижаются напряжение и активность. Эта стадия отличается разрядкой накопившейся напряженности и, как правило, сопровождается получением удовольствия или наслаждения.

Функции потребностей:

- сигнальная - возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, нужности чего-то.

- побуждающая – побуждение активности, деятельности для удовлетворения потребности с целью устранения или усиления потребностного состояния.

Мотив. Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

В общем мотив – внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребносткй и достижением целей. Леонтьев: мотив – предмет удовлетворения потр-ти. Воспринимаемый предмет (материальный или идеальный) приобретает побудительную ф-цию. Направленность побуждению придаёт именно предмет. Побудителем деят-ти выступает не сам предмет, а его значимость для чел-ка.

Основные функции мотивов:

- побуждающая – мотив вызывает и обусловливает активность чел-ка, его поведение и деятельность;

- направляющая - отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей;

- регулирующая - мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека значимых потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.

Мотивационный процесс. Выделяют смыслообразующие мотивы (побуждают деят-ть, придают ей личностный смысл) и мотивы-стимулы (выполняют роль побудительных факторов и лишены смыслообразующей функции).

Появление стимула создает предвидение  возможного удовлетворения, которое запускает последовательность актов, направленных на цель. Предвидение возможного удовлетворения заставляет человека ставить себе цели.

 

40.     Направленность личности

Направленность – это  устойчивая группа мотивов, кот. позволяет  личности действовать автономно. Мотивы, изолированные от реальности. Мотивы, кот. представляют собой предмет  направленности, называются ценностями. Рациональное объяснение выбранных  ценностей наз-ся убеждениями.

Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два тесно  между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

 

37. Феноменологическая  теория личности К.Роджерса.

Суть феноменологического  направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу.  Свобода  самоопределения заложена в природе  человека как феномена. Это рассуждение  приводит в конечном итоге к заключению, что люди ответственны за то, что  они собой представляют.  Другой отличительной чертой является то, что люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а  значит, естественно и неизбежно  движутся в направлении отличаться друг от друга, автономности и зрелости. Сущность человеческой природы ориентирована  на движение вперед, к определенным целям. Он считал, что люди иногда имеют  злые и разрушительные чувства, однако, когда ничто не мешает им проявлять  свою настоящую внутреннюю природу, они становятся разумными созданиями, которые искренне хотят жить в  гармонии с собой и с другими. Важнейший мотив жизни человека — это актуализировать (сохранить  и развить себя), максимально выявить  лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.  Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений  тенденция актуализации естественно  выразится в разнообразных формах поведения. К. Роджерс не считал, что  самоактуализация может стать конечным состоянием совершенства, так как  ни один человек не становится самоактуализированным  настолько, чтобы отбросить все  остальные мотивы. Субъективное восприятие мира является не только личной особенностью человека, но и основой для его  действий. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения  индивидуума.

 

 

35.Когнитивная  теория личности Д.Келли.

Джордж Келли, представил каждого человека своего рода учёным, исследующим себя, общество и мир, выдвигающим гипотезы, чтобы на основании  их прогнозировать будущее. Результатами исследований человека-учёного являются личностные конструкты. - это идея или  мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Каждый человек действует исходя из системы своих личностных конструктов. Перемена мировоззрения ведёт и  к перемене поведения. Если конструкт  облегчает адекватность прогнозирования  событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Личностный конструкт  организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений. Каждый конструкт имеет два противоположных  полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться. Типы личностных конструктов: 1.упредительный-стандартный,не принимающий нового;2. констелляторный- шаблонное мышление; 3.предполагающий-  позволяющий личности быть открытой для нового опыта. Типы их классифицирования:  1) диапазон применимости; 2) фокус применимости- наиболее подходящий.3) проницаемость-способность  принимать новые элементы, по которой  конструкты могут различаться.

 

 

31. Теория  типов личности Г.Айзенка.

Эта теория опирается  на определение черты личности как  способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные  акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий  момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное  поведение в содержательно похожих  жизненных ситуациях; на третьем  уровне анализа обнаруживается, что  повторяющиеся формы поведения  могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в  разговор и пр. дают основания постулировать  наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа  содержательно определенные комплексы  сами объединяются в факторы второго  порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность  коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и  пр.,), но основанных на биологических  характеристиках. На уровне факторов второго  порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает  как генетически обусловленные  активностью ЦНС, что свидетельствует  о их статусе черт темперамента.  
В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д

 

 

29. Диспозициональная теория  личности Г. Олпорта 

В основе лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что  люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом  в различных ситуациях (то есть черт личности. Вторая связана с тем, что  нет двух людей, в точности похожих  друг на друга. Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических  систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение  и мышление, уникальное приспособление к среде. С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту  личности как предрасположенность  вести себя сходным образом в  широком диапазоне ситуаций. Олпорт различал индивидуальные и общие  черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной  чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции-- принадлежащие  индивиду. Используя понятие об общих  чертах, можно, по Олпорту, осуществить  сравнительное изучение одной и  той же черты, выраженной у различных  индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и  личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно  не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.  
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.

Информация о работе Психология личности