Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка
Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.
Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:
- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);
- потребности безопасности и защиты (стабильность, порядок);
- потребности принадлежности и любви (семья, дружба, любовь);
- потребности самоуважения (самоуважение, признание);
- потребности самоактуализации, реализация собственных возможностей и способностей.
Пока потребность не удовлетворена, она активирует деят-ть и влияет на неё. Удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно пока не будут более или менее удовлетворены низшие потребности. Самоактуализация может стать мотивом поведения только тогда, когда удовлетворены все остальные потебности.
Самоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности.
Потребности высших уровней Маслоу назвал потребностями роста, а низших – потребностями нужды или дефицитарными. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни и т. д. Высшие потребности генетически более пздние. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания. Высшие потребности субъективно воспринимаются как мене насущные.
39. Потребности и мотивы
Потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. Основной функцией потребности является побуждение к активности.
В то же время существуют разные взгляды на понимание сущности потребностей. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Основные подходы:
1. потребность как нужда - потребность как всё то, что явл-ся нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. Но потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то вредного, т.е. есть потребность избавиться от чего-либо, что в избытке. В отеч. пс. считается, что потребность – не сама нужда, а её отражение в сознании чел-ка, например в виде переживания.
2. потребность как предмет удовлетворения нужды - потребность рассматривается как отраженный в сознании человека предмет, который может удовлетворить нужду.
3. потребность как отсутствие блага, как ценность.
Состояние отсутствия блага – это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Благо - это все то, что необходимо для сохранения и развития человека.
4. потребность как необходимость.
Нужда и небхоодимость – разные вещи. Если нужность в каких-то в-вах обеспечивается регулярно (дыхание), то нужда (особое специфическое состояние, если лишить кислорода) не возникает. Для того, чтобы необходимость отражала потр-ть, она должна стать актуальной в данный момент, стать нуждой.
5. потребность как состояние. Подразумевается состояние напряжения.
Переживание нужды вызывает у чел-ка состояние напряжения.
Необходимо разделять
Потребности личности - это отражение в сознании нужды, часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.
Этапы формирования и реализации потребности.
Образование потребности — это стадиальный процесс.
Процесс удовлетворения потребностей проходит 3 стадии:
1. Стадия напряжения – возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо. Характерно общее увеличение энергии потребности. Это выражается в возникновении некоторой внутренней напряженности, появлении эмоционального возбуждения. Процесс этот протекает по законам нервной доминанты (А. Ухтомский)
2. Стадия оценки – появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек может удовлетворить свою потребность. Это стадия соотнесения объективных и субъективных возможностей удовлетворения потребностей.
3. Стадия насыщения – до минимума снижаются напряжение и активность. Эта стадия отличается разрядкой накопившейся напряженности и, как правило, сопровождается получением удовольствия или наслаждения.
Функции потребностей:
- сигнальная - возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, нужности чего-то.
- побуждающая – побуждение активности, деятельности для удовлетворения потребности с целью устранения или усиления потребностного состояния.
Мотив. Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.
В общем мотив – внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребносткй и достижением целей. Леонтьев: мотив – предмет удовлетворения потр-ти. Воспринимаемый предмет (материальный или идеальный) приобретает побудительную ф-цию. Направленность побуждению придаёт именно предмет. Побудителем деят-ти выступает не сам предмет, а его значимость для чел-ка.
Основные функции мотивов:
- побуждающая – мотив вызывает и обусловливает активность чел-ка, его поведение и деятельность;
- направляющая - отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей;
- регулирующая - мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека значимых потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.
Мотивационный процесс. Выделяют смыслообразующие мотивы (побуждают деят-ть, придают ей личностный смысл) и мотивы-стимулы (выполняют роль побудительных факторов и лишены смыслообразующей функции).
Появление стимула создает предвидение возможного удовлетворения, которое запускает последовательность актов, направленных на цель. Предвидение возможного удовлетворения заставляет человека ставить себе цели.
40. Направленность личности
Направленность – это устойчивая группа мотивов, кот. позволяет личности действовать автономно. Мотивы, изолированные от реальности. Мотивы, кот. представляют собой предмет направленности, называются ценностями. Рациональное объяснение выбранных ценностей наз-ся убеждениями.
Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.
Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.
37. Феноменологическая теория личности К.Роджерса.
Суть феноменологического
направления в том, что люди способны
сами определять свою судьбу. Свобода
самоопределения заложена в природе
человека как феномена. Это рассуждение
приводит в конечном итоге к заключению,
что люди ответственны за то, что
они собой представляют. Другой
отличительной чертой является то,
что люди изначально добры и обладают
стремлением к совершенству, а
значит, естественно и неизбежно
движутся в направлении отличаться
друг от друга, автономности и зрелости.
Сущность человеческой природы ориентирована
на движение вперед, к определенным
целям. Он считал, что люди иногда имеют
злые и разрушительные чувства, однако,
когда ничто не мешает им проявлять
свою настоящую внутреннюю природу,
они становятся разумными созданиями,
которые искренне хотят жить в
гармонии с собой и с другими.
Важнейший мотив жизни человека
— это актуализировать (сохранить
и развить себя), максимально выявить
лучшие качества своей личности, заложенные
в ней от природы. Роджерс полагал,
что при отсутствии внешних ограничений
тенденция актуализации естественно
выразится в разнообразных
35.Когнитивная теория личности Д.Келли.
Джордж Келли, представил
каждого человека своего рода учёным,
исследующим себя, общество и мир,
выдвигающим гипотезы, чтобы на основании
их прогнозировать будущее. Результатами
исследований человека-учёного являются
личностные конструкты. - это идея или
мысль, которую человек использует,
чтобы осознать или интерпретировать,
объяснить или предсказать свой
опыт. Каждый человек действует исходя
из системы своих личностных конструктов.
Перемена мировоззрения ведёт и
к перемене поведения. Если конструкт
облегчает адекватность прогнозирования
событий, он сохраняется личностью,
если же прогноз не подтверждается,
то конструкт подвергается пересмотру
или исключается. Личностный конструкт
организует и регулирует поведение,
реконструирует систему взаимоотношений.
Каждый конструкт имеет два
31. Теория типов личности Г.Айзенка.
Эта теория опирается
на определение черты личности как
способа поведения в
В огромном числе прикладных исследований,
которые Айзенк провел для доказательства
своей теории, чаще всего вместе со специалистами
в соответствующих областях, была показана
важность различий по этим факторам в
статистике преступности, при душевных
заболеваниях, в предрасположенности
к несчастным случаям, в выборе профессий,
в выраженности уровня достижений, в спорте,
в сексуальном поведении и т.д
29. Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
В основе лежат две общие идеи.
Первая заключается в том, что
люди обладают широким набором
Олпорт предположил, что есть некий принцип,
организующий установки, мотивы, оценки
и склонности в единое целое. Для этого
он ввёл термин “проприум”. Проприум
– позитивное, творческое, стремящееся
к формированию чувства внутреннего единства.
Олпорт выделил семь различных аспектов,
участвующих в развитии проприума: ощущение
своего тела; ощущение самоидентичности;
чувство самоуважения; расширение самости;
образ себя; рациональное управление самим
собой; наконец, проприативное стремление.