Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка
Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Личность как предмет научного познания
Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром.
Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.
Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.
В настоящее время складывается
сложно разветвленная система
2. Предмет психологии личности
Предметом психологии личности является человек.
Понятие «личность» первоначально означало социальное кач-во чел-ка. Понятие «личность» избыточно для психологии. В настоящее время сущ-ет коло 50 определений личности, они разные, противоположные.
Универсальным определением личности явл-ся следующее:
Личность – это чел-к, наделённый сознанием.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Личность характеризуется активностью, стремлением расширить сферу своей деятельности. Личность обладает развитым самосознанием. Развитие личности осущ в деятельности, в социализации индивида и воспитании.
Проблема личности выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).
Это позволяет понять человека как индивида, как субъекта, как личность, как индивидуальность.
3. Методы исследования личности
Существуют исследовательские и прикладные методы.
К исследовательским м. относят качественные и количественные.
Качеств. м. позволяют понять каждую отдельную личность как индивидуальность. Они не позволяют осуществить обобщение, т.е. сделать вывод относительно большой группы людей. Кач. м. называют ещё понимающими. К ним относятся: герменевтический треугольник, нарративное интервью. дискурс-анализ.
К смешанным качественно-
Количественные м. правильнее называть научным, в отличие от понимающих. К ним относятся наблюднеие, эксперимент, а также различные тестовые методики, а именно личностные тесты.
Методы практического воздействия специфичны для каждой отдельной теории личности, но в целом их можно разделить на 3 группы:
1) дискретные м., связанные с использованием языка (речи)
2) аналоговые м., связ. с использ. образов
3) трансовые (гипнотические) м., связ. с исп. изменённых состояний сознания.
4. Цели и задачи исследования личности
Цели: познавательная и практическая
Познавательная цель состоит в построении адекватной модели личности. Такая модель наз-ся теорией личности, и включает в себя стр-ру личности, мотивацию, развитие личности, психопатологии и психическое здоровье.
Практическая цель – разработать с-му практических методов, позволяющих воздействовать на личность, изменять её в соответствии с поставленными задачами. Влияние на личность надо отличать от манипулирования. Манипулирование – это влияние, которое разрушает личность. Позитивное влияние способствует личностному росту.
Задачи определяются поставленными целями и конкретизируются в каждом отдельном случае.
5.
Практическое применение
личности
Диагностика, профотбор, психотерапия, консультирование
- Теория психоанализа пригодна
для понимания фактически
- понимание природы неврозов, а также смягчение их клинических проявлений с помощью предложенной Адлером терапии
- выявление ценностей
- Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного научения очень велика. Основные области применения:
1)
психофармакология или
2) образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и системы управления в классе;
3)
психолингвистика и
4)
промышленный менеджмент, включая
удовлетворение работой и
5)
терапевтическое лечение
- развитие самоконтроля (борьба
с алкоголизмом, ожирением) –
практическое применение
- развитие самоактуализации – Маслоу
6.
Место психологии личности в
структуре психологической
В психологии личность изучается разными
отраслями психологической
Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Личность - высший уровень интеграции системы психических процессов. Объединение этих данных необходимо для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, объединяющее, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности. Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.
Также важный вклад в психологию
личности вносят такие дисциплины и
направления как
7. Основные направления в исследовании личности
- ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
+Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда
Главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. – влечение, желание). Эта энергия направлена, во - первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во – вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
+Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера
Каждый из нас ощущает собственную неполноценность. Каждый из нас будет бороться чтобы преодолеть собств. неполноценность. Слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит от степени развития социальных чувств.
+Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга
Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии, архитектуре. Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов.
- ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ
Эго-теория личности Эрика Эриксона
Социокультурная теория личности Карен Хорни
С позиции Эриксона, именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация.
- ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
+Диспозиционная теория личности Гордона Олпорта
+Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела
+Теория типов личности Ганса Айзенка
В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга, подчеркивая существование характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности.
- НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
+Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера
Скиннер утверждал, что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности
- СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
+Социально-когнитивная
теория личности Альберта
+Теория социального научения Джулиан Роттер
По мнению представителей этого
направления, важную роль в развитии
личности играют не столько внешние,
сколько внутренние факторы, например,
ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура
назвал поведение человека, детермированное
внутренними факторами, саморегуляцией.
Основная задача саморегуляции –
обеспечивать самоэффективность, т.е.
совершать только те формы поведения,
которые человек может