Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:23, шпаргалка

Описание работы

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Работа содержит 1 файл

Психология личности2.docx

— 97.46 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

1.    Личность как предмет научного  познания

Современная наука все более  полно охватывает многообразные  отношения и связи человека с  миром.

Человек связан с окружающим его  миром системой многообразных отношений  и связей. Дифференциация научных  дисциплин изучающих человека –  это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик  и поведение как целостное  и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и  другие науки, изучающие человека. Поэтому  имеет смысл уточнить представление  о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных  наук о природе, с которыми связано  овладение силами природы, ее энергетическими  и пищевыми ресурсами, освоение космоса  и т. д.

 

2.    Предмет психологии личности

Предметом психологии личности является человек.

Понятие «личность» первоначально  означало социальное кач-во чел-ка. Понятие  «личность» избыточно для психологии. В настоящее время сущ-ет коло 50 определений личности, они разные, противоположные.

Универсальным определением личности явл-ся следующее:

Личность – это чел-к, наделённый сознанием.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его  социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства,  которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность характеризуется  активностью, стремлением расширить  сферу своей деятельности. Личность обладает развитым самосознанием. Развитие личности осущ в деятельности, в  социализации индивида и воспитании.

Проблема личности выступает как  исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

Это позволяет понять человека как  индивида, как субъекта, как личность, как индивидуальность.

 

3.     Методы исследования личности

Существуют исследовательские и прикладные методы.

К исследовательским м. относят качественные и количественные.

Качеств. м. позволяют понять каждую отдельную личность как индивидуальность. Они не позволяют осуществить обобщение, т.е. сделать вывод относительно большой группы людей. Кач. м. называют ещё понимающими. К ним относятся: герменевтический треугольник, нарративное интервью. дискурс-анализ.

К смешанным качественно-количеств. относится контент-анализ.

Количественные м. правильнее называть научным, в отличие от понимающих. К ним относятся наблюднеие, эксперимент, а также различные тестовые методики, а именно личностные тесты.

Методы практического  воздействия специфичны для каждой отдельной теории личности, но в целом их можно разделить на 3 группы:

1) дискретные м., связанные с использованием языка (речи)

2) аналоговые м., связ. с использ. образов

3) трансовые (гипнотические) м., связ. с исп. изменённых состояний сознания.

 

4.     Цели и задачи исследования  личности

Цели: познавательная и практическая

Познавательная цель состоит в построении адекватной модели личности. Такая модель наз-ся теорией личности, и включает в себя стр-ру личности, мотивацию, развитие личности, психопатологии и психическое здоровье.

Практическая цель – разработать с-му практических методов, позволяющих воздействовать на личность, изменять её в соответствии с поставленными задачами. Влияние на личность надо отличать от манипулирования. Манипулирование – это влияние, которое разрушает личность. Позитивное влияние способствует личностному росту.

Задачи определяются поставленными целями и конкретизируются в каждом отдельном случае.

 

5.      Практическое применение психологии 

личности

Диагностика, профотбор, психотерапия, консультирование

- Теория психоанализа пригодна  для понимания фактически любой  сферы человеческого поведения.  Такие разные области, как антропология, искусство, криминалистика, история,  экономика, образование, философия,  социология и религия, испытали  на себе ее влияние.

- понимание природы неврозов, а также смягчение их клинических проявлений с помощью предложенной Адлером терапии

- выявление ценностей

- Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного научения очень велика. Основные области применения:

 

1) психофармакология или изучение  влияния лекарственных препаратов  на поведение; 

2) образовательные технологии, включающие  приборы программного обучения  и системы управления в классе;

3) психолингвистика и формирование  вербального поведения; 

4) промышленный менеджмент, включая  удовлетворение работой и отношениями  на производстве у служащих;

5) терапевтическое лечение психологических  проблем (например, алкоголизм, наркомания, умственная отсталость, детский  аутизм, фобии, расстройства питания).

- развитие самоконтроля (борьба  с алкоголизмом, ожирением) –  практическое применение теории  Бандуры

- развитие самоактуализации –  Маслоу 

 

6.      Место психологии личности в  структуре психологической науки

В психологии личность изучается разными  отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого  поведения. Многоплановость поведения  требует в свою очередь разноуровневого  психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Личность - высший уровень интеграции системы психических процессов. Объединение этих данных необходимо для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, объединяющее, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная  психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности. Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Также важный вклад в психологию личности вносят такие дисциплины и  направления как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психологии религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихологии, исследований сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряда других.

 

7.      Основные направления в исследовании личности

- ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Психодинамическая теория  личности Зигмунда Фрейда

Главным источником развития личности являются врожденные биологические  факторы (инстинкты), а точнее, общая  биологическая энергия – либидо (от лат. – влечение, желание). Эта  энергия направлена, во - первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во – вторых, на разрушение (агрессивное  влечение). Личность формируется в  течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное.

- РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

+Индивидуальная теория  личности Альфреда Адлера

Каждый из нас ощущает собственную  неполноценность. Каждый из нас будет  бороться чтобы преодолеть собств. неполноценность. Слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит  от степени развития социальных чувств.

+Аналитическая теория  личности Карла Густава Юнга

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические  факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные  идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра  и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко  встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии, архитектуре. Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов.

- ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ

Эго-теория личности Эрика Эриксона

Социокультурная теория личности Карен Хорни

С позиции Эриксона, именно эго  составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация.

- ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Диспозиционная теория  личности Гордона Олпорта

+Структурная теория  черт личности Рэймонда Кеттела

+Теория типов личности  Ганса Айзенка

В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга, подчеркивая существование характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности.

- НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Теория оперантного  научения Б.Ф. Скиннера

Скиннер утверждал, что личность –  это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного  научения. Человек стремится совершать  те операнты, после которых следует  подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы  подкреплений и наказаний человек  приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности

- СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Социально-когнитивная  теория личности Альберта Бандура

+Теория социального  научения Джулиан Роттер

По мнению представителей этого  направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура  назвал поведение человека, детермированное  внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции –  обеспечивать самоэффективность, т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в  каждый данный момент. Роттер для объяснения поведения человека вводит специальное  понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятности  того, какое поведение будет совершать  человек в данной ситуации. Потенциал  поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее  подкрепление ценно, значимо для  человека) и доступности данного  подкрепления (насколько предстоящее  подкрепление в данной ситуации может  быть реализовано). Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается  в течение всей жизни по мере социализации, воспитания, научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают  как более важные.

Информация о работе Психология личности